От колхоза к джамаату – судьба Ислама на Кавказе

Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодня я решил написать статью на больную и резонансную тему, которая в последние годы очень сильно проникла во все сферы деятельности жителей Северного Кавказа. Речь пойдет об Исламе на Кавказе, современных тенденциях и перспективах его развития, понятии традиционного и радикального Ислама, а также о причинах его радикализации.

Сегодня Ислам на Кавказе все больше становится радикальным

На протяжении последних 1350 с лишним лет именно Ислам определяет и корректирует исторический процесс развития и становления материальных и, самое главное, духовных приоритетов народов Северного Кавказа. Нужно четко понимать, что Ислам на Кавказе и в остальной части России – это два абсолютно разных явления с присущими им чертами.

Например, в Татарстане и Башкирии нет такой пестрой мозаики Ислама, которая исторически сложилась в регионах Северного Кавказа. Отдельными весомыми элементами этой мозаики можно считать:

  • Многоликость кавказского Ислама.  Данный факт признан многими историками и объясняется тем, что самые различные народы на территории современного Кавказа исповедуют Ислам. Соответственно, он не может быть однородным на всем Кавказе.
  • Историческое сплетение устоев Ислама с традициями, обычаями и нравами кавказских народов. Свидетельством этому является значение и важность шариата в жизни мусульман Северного Кавказа. Ведь, он регулирует не только сферу материальных вопросов, многие проблемы духовного и культурного значения нашли отражение в своде исламских законов. Кстати, на тему шариата и шариатских судов можете прочитать очень интересную статью.
  • Исповедование разных направлений Ислама. На Кавказе наибольшее распространение получили два направления – это шиизм и суннизм. Приверженцев суннизма намного больше, но суть в том, что кавказские народы исповедуют самые различные течения. Более того, если для примера взять лезгинский народ, то известно, что его представители являются суннитами, но в Дагестане есть небольшое лезгинское село Мискинджа, жители которого являются приверженцами шиизма.
  • Принадлежность к разным суфийским братствам и правовым школам. Если встретятся даже два суннита, то не факт, что они будут последователями одного течения. Например, один может быть суннитом ханафитского мазхаба, а другой — шафиитского мазхаба. Здесь не стоит вдаваться в подробности о различиях этих направлений. Просто нужно запомнить, во-первых, мазхаб — это богословско-юридическая школа, второе – такие различия существуют, причем они существенные.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что тот, Ислам, который распространился на Северном Кавказе, не имеет аналогов не только в России, но и во всем мире. Его нельзя сравнивать ни с тем, Исламом, который распространен в Поволжье, ни с тем, что на Ближнем Востоке. Дальше я глазами обывателя, то есть человека, который «варился в этой каше» на протяжении 17 лет своей жизни (кстати, и сейчас продолжаю «вариться»), попытаюсь дать трезвую оценку всему, что происходит с религией на Кавказе.

Ислам на Кавказе – куда делись 70 лет гонений на религию?

Провозглашенный еще Карлом Марксом лозунг «Религия – опиум для народа» довольно успешно претворялся в жизнь на протяжении 70 лет советской истории. Правда, были небольшие послабления во время Великой Отечественной, но партийная линия практически всегда соответствовала завещанию Маркса.

Но, можно ли говорить о том, что то же самое относилось к Кавказу? Да, но в меньшей степени, чем во всем СССР. Даже в это тяжелое для религии время Ислам на Кавказе был и развивался. Конечно же, советская власть хорошо была осведомлена об этом, но почему-то никто не предпринимал кардинальных шагов для его искоренения. Я могу предположить, почему это не делалось, но, памятуя о том, что в истории не бывает условных наклонений,  оставлю свои мысли на сей счет при себе.

Давайте лучше затронем итоги этого 70-летнего антирелигиозного ига. Главные итоги были обозначены и подведены в двух Чеченских военных кампаниях, когда тысячи людей стали жертвами полной анархии (читайте статью об этом «Чеченская республика выходит из состава Российской Федерации»). Но, как это время «принудительного безбожия» сказалось на религии, в частности, на Исламе?

После распада Советского Союза на Кавказе наметились две очень любопытные тенденции. В одних регионах коммунистическая пропаганда все-таки добилась своего, и Ислам практически ушел на третий-четвертый план в жизни общества. Например, известно, что в мусульманстве заложена традиция обрезания мальчиков и веками жители Северного Кавказа соблюдали ее.  Знаете ли вы то, что в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгеи и других регионах Северо-Западного Кавказа исламские традиции настолько утрачены, что многие люди в старшем возрасте не прошли даже процедуру обрезания.

Я тут подобрал очень интересное видео, которое показывает утратившую силу Ислама в отдельных регионах:

В Азербайджане, в шиитской стране, уже не раз поднимали вопрос о запрете ношения хиджаба в общественных местах, в частности, в школах. На эту же тему в 2009 году Президент Ингушетии Евкуров сказал: «Никогда ингушские женщины в хиджабе не ходили. Наши женщины носили платки, но как-то по-своему, по-ингушски…». Предлагаю вам прочитать статью «Нужно ли в России запретить ношение хиджаба?».

Вторая, абсолютно противоположная первой, тенденция очень наглядно отражает известную поговорку «запретный плод — сладок». Я думаю, многих из вас зацепило название статьи «от колхоза к джамаату». На самом деле, все так и произошло. Как только были сняты все запреты, люди снова занялись тем, что им нравится. Ведь, вера в Бога всегда дает надежду на спасение и на лучшее будущее.

Стоит ли в контексте данной статьи говорить о том, как проходил процесс трансформации бывших «атеистов» в ярых поклонников Ислама? Нам важнее выявить причинно-следственную связь между усилением влияния религии и тем, что мы получили в результате этого усиления. Вообще, так уж сложилось, что религия практически всегда усиливает свои позиции во время кардинальных изменений в обществе, сопровождающееся социальными потрясениями, отказом от традиций и обычаев, потерей преемственности поколений и духовным кризисом.

Все обозначенные проблемы имели место в 90-е годы республиках бывшего СССР. Но, почему-то, особо ярко религия себя проявила в Дагестане, Ингушетии и Чечне. Свидетельством этого служит тот факт, что в 1992 году на территории Кавказа действовали всего 800 мечетей, но уже к началу 1994 года их стало свыше 5000! Конечно же, основная их масса была построена, как вы уже поняли, в трех вышеназванных республиках.

Вроде, что такого плохого в том, что строятся мечети! Но есть одна очень глобальная проблема – это абсолютная безграмотность местного населения в вопросах веры. Что бы мне ни говорили, я уверен в том, что кавказцы в подавляющем большинстве не знают о своей религии практически ничего. Возможно, эти строки сейчас многих из вас очень сильно задели, но это так.

Больше всего мне нравится наша кавказская молодежь. Прочитают несколько хадисов или сур из Корана и начинают умничать. Как говорил Руслан Пиров в видео из статьи «Виновны ли кавказские парни в потере нравственности у девушек?»: «Обязательно нужно поставить в Вконтакте на аву фотографию с поднятым вверх указательным пальцем, чтоб показать, какой ты религиозный». Давайте еще раз дам его обращение ко всем кавказцам. Кстати, совсем недавно я взял у него очень интересное интервью, скоро выложу, ждите.

У меня есть знакомый, который уж очень любил показаться верующим. После каждого слово произносил «иншааллах», ходил с четками (теспехом), цитировал суры из Корана. Недавно я не устоял и все же попросил его назвать 5 столпов Ислама. Ответ был таким: «Слушай, не грузи меня ненужными вещами. Я знаю, что и как нужно делать».

Друзья, и это не так страшно. Подумаешь, захотел человек показаться излишне религиозным, его личное дело, осуждать я не имею права. Но, страшно то, что подобная безграмотность в вопросах веры приводит к расколу самого Ислама. Именно это мы с вами и наблюдали последние 20 лет. Ведь, не с пустого места появились такие понятия, как традиционный и радикальный Ислам. Тем более, власть все чаще говорит о том, что нужно поддерживать и развивать «традиционный ислам». Но, ответьте на вопрос – вы можете сейчас с ходу объяснить, что такое «традиционный ислам»? Давайте разберемся…

Настолько ли традиционен Ислам на Кавказе?

В последнее время все чаще я слышу о том, что ситуация на Кавказе стабилизировалась. Недавний теракт, унесший жизни десятков людей, в столице моей родной республики Дагестан Махачкале показал, что все не так радужно, как нам пытаются показать. Действительность такова, что радикальные настроения в республике настолько обострились, что власть уже не может реагировать на все происходящее исключительно правовыми методами.

Признаюсь, в нюансах Ислама я не сильно подкован, но нужно было быть глухим и слепым, чтоб не заметить того, что религия заполняет умы и сердца людей. Благо место пусто не бывает! На сегодняшний день приверженцы религии разделились на три группы:

  • Первая группа – последователи традиционного Ислама. Они составляют подавляющее большинство всех верующих и являются сторонниками сохранения в неизменном виде тех религиозных и социальных институтов, которые сложились на данный момент.
  • Вторая группа – реформаторы, выступающие за новую трактовку догматов Исалама. Они считают, что религия должна отражать современные тенденции в науке и в мире. Число этих людей невелико, но чаще всего это представители интеллигенции.
  • Третья группа – радикалы (фундаменталисты). Они являются сторонникам жесткого насаждения канонов Ислама в обществе, полного отрицания светских законов и обычаев. Чаще всего в эту группу входят представители молодежи и религиозные деятели.

Давайте разберемся, что власть понимает под «традиционным исламом» и, почему всячески на государственном уровне поддерживает его? Для координации деятельности и облегчения управления еще во времена царской России были созданы Духовные управления мусульман (ДУМ). Тогда они более или менее справлялись со своей задачей. Но на сегодняшний день на Кавказе 11 Духовных управлений. В отличие от христианства, которой присуща жесткая церковная организация, мусульманство больше называют «религией джамаата», то есть отдельных общин.

Соответственно, каждая община избирает своего духовного лидера. Поэтому, мне кажется, что сегодня институт Духовных управлений практически изжил себя. Да, это был своеобразный эксперимент властей, которые попытались таким образом, простите за грубость, «впихнуть невпихуемое». Попытка создания некой организации, которая будет управлять мусульманами, провалилась.

Сегодня Духовные управления настолько далеки от народа, настолько же близки к властным структурам. Тем более, многие из них финансируются из бюджета, поэтому данное обстоятельство не нравится простым мусульманам. Они видят, что их интересы не отстаиваются. В народе уже давно знают, что лидеры традиционного духовенства сидят в одной кормушке с … ну, вы поняли. В этой ситуации говорить о значительном положительном влиянии представителей официального духовенства на чаяния своих земляков не приходится.

Честь и хвала федеральному центру за то, что там, в Москве, все еще пытаются как-то изменить ситуацию. Например, совсем недавно уже бывший Президент Медведев предложил открыть на территории Северного Кавказа светский исламский университет. Все это делается для того, чтоб переориентировать взгляды на религию у кавказской молодежи с ближневосточной трактовки на местные «традиционные». Вообще, уже давно пора выстроить свою систему исламского образования, чтоб потом мы не получали очередных Эмиров и Хаттабов.

Почему радикальный Ислам на Кавказе становится популярным?

Проблема радикализации Ислама в России в последние годы выходит на первый план. Одни говорят, что на Кавказе идет настоящая гражданская война, другие бьют себя в грудь и заявляют, что «джихад на пороге». По этому поводу предлагаю вам почитать три статьи, которые и ответят на все эти необоснованные возгласы:

Сразу хочу сказать, что фундаменталисты (те самые радикалы) впервые появились в христианстве. Кстати, первые террористы тоже не были мусульманами, вспомните, кто подорвал во второй половине 19 века императора Александра II. Но, нам от этого не легче, так как сегодня  взрывают и гибнут люди именно на Кавказе.

Ваххабизм! Наверное, уже не осталось в России человека, который не слышал это слово. Вообще, я планирую на тему ваххабизма написать отдельную статью. Скоро она выйдет в свет. Станьте постоянным читателем блога, чтоб не пропустить эту интереснейшую статью (как стать постоянным читателем?). Здесь, думаю, стоит затронуть некоторые вопросы ваххабизма. Тем более, это самое фундаментальное течение Ислама на Северном Кавказе.

Хочу вам дать для размышления следующие строки из исследования ученых Геюшева А. и Гасымоглу Н.:

Кажется, время романтизма, когда идея побратания суннитов и шиитов доминировала в кавказском обществе, кануло в лету, и если темпы распространения ваххабизма останутся таковыми как сейчас, то очень скоро мы будем свидетелями наращивания религиозного противостояния между ваххабитской, ханафитской и джафаритской молодежью, отдельные довольно красочные элементы, которого нетрудно встретить и сегодня

Не буду комментировать, просто перечитайте несколько раз написанное выше. Скажу лишь то, что вооруженные люди (их еще называют «исламистами») ищут в религии оправдание своих действий и практически никогда не находят, сегодня ни у кого не вызывает сомнений. Самый главный вопрос – почему молодежь так охотно вступает в организации радикального толка? Ответ на этот вопрос состоит из двух составляющих:

  1. Некомпетентность в вопросах религии не только молодого поколения кавказцев, но и взрослых. Эту проблему мы уже затрагивали выше. Еще раз повторюсь – сегодня жизненно необходимо выстроить систему исламского образования на Северном Кавказе с учетом местного менталитета и традиций.
  2. Люди просто устали от вопиющей коррупции, несправедливости и невозможности реализовывать свои способности.

В этой ситуации я полностью согласен с теми молодыми людьми, которые не подчиняются продажным властным структурам. Помните, в статье «Чем выше в горы, тем выше балл по ЕГЭ» я говорил, что назову имена продажных преподавателей Дагестанского Государственного Университета, которые просто вынуждали студентов платить деньги за экзамены. Моя жена на днях защищала диплом и отказалась платить деньги. Таких как она набралось человек 20. Всех «отказников» просто унизительным образом заставили защищать диплом отдельно от тех, кто сдал деньги. Получилось, что «денежные студенты» уже к обеду все сдали, а остальные мучились до 18 часов.

Конкретные имена называть не буду, так как деньги берут через подставных лиц и доказать, что человек берет взятку практически невозможно. Но, суть в том, что уже в самом молодом возрасте людям дают понять, что «все можно купить». Потом эти же люди с купленными дипломами придут, и будут лечить нас.

Друзья, подводя итог, хочу сказать, что мы получили то, что сеяли все эти 20 лет. Ислам на Кавказе становится религией протеста! Вот над чем нужно нам задуматься, так как в будущем этот протест может перерасти в что-то большее и худшее. Пока у нас есть время предпринять реальные шаги для улучшения сложившейся ситуации. Какие именно шаги? Не буду повторяться, так как проблемы те же самые — безработица, низкий уровень жизни, коррупция и так далее, продолжать можно очень долго.

На этом я заканчиваю статью, очень надеюсь, что она вам понравилась. Жду ваши мнения в комментариях, готов все обсудить. Ведь, истина рождается в диалоге. Кстати, посмотрите страницу Бесплатного Курса Лезгинки, я переделал ее и она теперь выглядит намного красивее и удобнее.

С уважением, Али Аскеров!