От колхоза к джамаату – судьба Ислама на Кавказе

1100 52
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading...Loading...

Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Танцы народов Кавказа». Сегодня я решил написать статью на больную и резонансную тему, которая в последние годы очень сильно проникла во все сферы деятельности жителей Северного Кавказа. Речь пойдет об Исламе на Кавказе, современных тенденциях и перспективах его развития, понятии традиционного и радикального Ислама, а также о причинах его радикализации.

Сегодня Ислам на Кавказе все больше становится радикальным

На протяжении последних 1350 с лишним лет именно Ислам определяет и корректирует исторический процесс развития и становления материальных и, самое главное, духовных приоритетов народов Северного Кавказа. Нужно четко понимать, что Ислам на Кавказе и в остальной части России – это два абсолютно разных явления с присущими им чертами.

Например, в Татарстане и Башкирии нет такой пестрой мозаики Ислама, которая исторически сложилась в регионах Северного Кавказа. Отдельными весомыми элементами этой мозаики можно считать:

  • Многоликость кавказского Ислама.  Данный факт признан многими историками и объясняется тем, что самые различные народы на территории современного Кавказа исповедуют Ислам. Соответственно, он не может быть однородным на всем Кавказе.
  • Историческое сплетение устоев Ислама с традициями, обычаями и нравами кавказских народов. Свидетельством этому является значение и важность шариата в жизни мусульман Северного Кавказа. Ведь, он регулирует не только сферу материальных вопросов, многие проблемы духовного и культурного значения нашли отражение в своде исламских законов. Кстати, на тему шариата и шариатских судов я уже готовлю очень интересную статью. Скоро она будет опубликована, поэтому вам обязательно нужно стать читателем блога, чтоб получать новые статьи на свой e-mal (как стать читателем?).
  • Исповедование разных направлений Ислама. На Кавказе наибольшее распространение получили два направления – это шиизм и суннизм. Приверженцев суннизма намного больше, но суть в том, что кавказские народы исповедуют самые различные течения. Более того, если для примера взять лезгинский народ, то известно, что его представители являются суннитами, но в Дагестане есть небольшое лезгинское село Мискинджа, жители которого являются приверженцами шиизма.
  • Принадлежность к разным суфийским братствам и правовым школам. Если встретятся даже два суннита, то не факт, что они будут последователями одного течения. Например, один может быть суннитом ханафитского мазхаба, а другой — шафиитского мазхаба. Здесь не стоит вдаваться в подробности о различиях этих направлений. Просто нужно запомнить, во-первых, мазхаб — это богословско-юридическая школа, второе – такие различия существуют, причем они существенные.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что тот, Ислам, который распространился на Северном Кавказе, не имеет аналогов не только в России, но и во всем мире. Его нельзя сравнивать ни с тем, Исламом, который распространен в Поволжье, ни с тем, что на Ближнем Востоке. Дальше я глазами обывателя, то есть человека, который «варился в этой каше» на протяжении 17 лет своей жизни (кстати, и сейчас продолжаю «вариться»), попытаюсь дать трезвую оценку всему, что происходит с религией на Кавказе.

Ислам на Кавказе – куда делись 70 лет гонений на религию?

Провозглашенный еще Карлом Марксом лозунг «Религия – опиум для народа» довольно успешно претворялся в жизнь на протяжении 70 лет советской истории. Правда, были небольшие послабления во время Великой Отечественной, но партийная линия практически всегда соответствовала завещанию Маркса.

Но, можно ли говорить о том, что то же самое относилось к Кавказу? Да, но в меньшей степени, чем во всем СССР. Даже в это тяжелое для религии время Ислам на Кавказе был и развивался. Конечно же, советская власть хорошо была осведомлена об этом, но почему-то никто не предпринимал кардинальных шагов для его искоренения. Я могу предположить, почему это не делалось, но, памятуя о том, что в истории не бывает условных наклонений,  оставлю свои мысли на сей счет при себе.

Давайте лучше затронем итоги этого 70-летнего антирелигиозного ига. Главные итоги были обозначены и подведены в двух Чеченских военных кампаниях, когда тысячи людей стали жертвами полной анархии (читайте статью об этом «Чеченская республика выходит из состава Российской Федерации»). Но, как это время «принудительного безбожия» сказалось на религии, в частности, на Исламе?

После распада Советского Союза на Кавказе наметились две очень любопытные тенденции. В одних регионах коммунистическая пропаганда все-таки добилась своего, и Ислам практически ушел на третий-четвертый план в жизни общества. Например, известно, что в мусульманстве заложена традиция обрезания мальчиков и веками жители Северного Кавказа соблюдали ее.  Знаете ли вы то, что в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгеи и других регионах Северо-Западного Кавказа исламские традиции настолько утрачены, что многие люди в старшем возрасте не прошли даже процедуру обрезания.

Я тут подобрал очень интересное видео, которое показывает утратившую силу Ислама в отдельных регионах:

В Азербайджане, в шиитской стране, уже не раз поднимали вопрос о запрете ношения хиджаба в общественных местах, в частности, в школах. На эту же тему в 2009 году Президент Ингушетии Евкуров сказал: «Никогда ингушские женщины в хиджабе не ходили. Наши женщины носили платки, но как-то по-своему, по-ингушски...». Предлагаю вам прочитать статью «Нужно ли в России запретить ношение хиджаба?».

Вторая, абсолютно противоположная первой, тенденция очень наглядно отражает известную поговорку «запретный плод — сладок». Я думаю, многих из вас зацепило название статьи «от колхоза к джамаату». На самом деле, все так и произошло. Как только были сняты все запреты, люди снова занялись тем, что им нравится. Ведь, вера в Бога всегда дает надежду на спасение и на лучшее будущее.

Стоит ли в контексте данной статьи говорить о том, как проходил процесс трансформации бывших «атеистов» в ярых поклонников Ислама? Нам важнее выявить причинно-следственную связь между усилением влияния религии и тем, что мы получили в результате этого усиления. Вообще, так уж сложилось, что религия практически всегда усиливает свои позиции во время кардинальных изменений в обществе, сопровождающееся социальными потрясениями, отказом от традиций и обычаев, потерей преемственности поколений и духовным кризисом.

Все обозначенные проблемы имели место в 90-е годы республиках бывшего СССР. Но, почему-то, особо ярко религия себя проявила в Дагестане, Ингушетии и Чечне. Свидетельством этого служит тот факт, что в 1992 году на территории Кавказа действовали всего 800 мечетей, но уже к началу 1994 года их стало свыше 5000! Конечно же, основная их масса была построена, как вы уже поняли, в трех вышеназванных республиках.

Вроде, что такого плохого в том, что строятся мечети! Но есть одна очень глобальная проблема – это абсолютная безграмотность местного населения в вопросах веры. Что бы мне ни говорили, я уверен в том, что кавказцы в подавляющем большинстве не знают о своей религии практически ничего. Возможно, эти строки сейчас многих из вас очень сильно задели, но это так.

Больше всего мне нравится наша кавказская молодежь. Прочитают несколько хадисов или сур из Корана и начинают умничать. Как говорил Руслан Пиров в видео из статьи «Виновны ли кавказские парни в потере нравственности у девушек?»: «Обязательно нужно поставить в Вконтакте на аву фотографию с поднятым вверх указательным пальцем, чтоб показать, какой ты религиозный». Давайте еще раз дам его обращение ко всем кавказцам. Кстати, совсем недавно я взял у него очень интересное интервью, скоро выложу, ждите.

У меня есть знакомый, который уж очень любил показаться верующим. После каждого слово произносил «иншааллах», ходил с четками (теспехом), цитировал суры из Корана. Недавно я не устоял и все же попросил его назвать 5 столпов Ислама. Ответ был таким: «Слушай, не грузи меня ненужными вещами. Я знаю, что и как нужно делать».

Друзья, и это не так страшно. Подумаешь, захотел человек показаться излишне религиозным, его личное дело, осуждать я не имею права. Но, страшно то, что подобная безграмотность в вопросах веры приводит к расколу самого Ислама. Именно это мы с вами и наблюдали последние 20 лет. Ведь, не с пустого места появились такие понятия, как традиционный и радикальный Ислам. Тем более, власть все чаще говорит о том, что нужно поддерживать и развивать «традиционный ислам». Но, ответьте на вопрос – вы можете сейчас с ходу объяснить, что такое «традиционный ислам»? Давайте разберемся…

Настолько ли традиционен Ислам на Кавказе?

В последнее время все чаще я слышу о том, что ситуация на Кавказе стабилизировалась. Недавний теракт, унесший жизни десятков людей, в столице моей родной республики Дагестан Махачкале показал, что все не так радужно, как нам пытаются показать. Действительность такова, что радикальные настроения в республике настолько обострились, что власть уже не может реагировать на все происходящее исключительно правовыми методами.

Признаюсь, в нюансах Ислама я не сильно подкован, но нужно было быть глухим и слепым, чтоб не заметить того, что религия заполняет умы и сердца людей. Благо место пусто не бывает! На сегодняшний день приверженцы религии разделились на три группы:

  • Первая группа – последователи традиционного Ислама. Они составляют подавляющее большинство всех верующих и являются сторонниками сохранения в неизменном виде тех религиозных и социальных институтов, которые сложились на данный момент.
  • Вторая группа – реформаторы, выступающие за новую трактовку догматов Исалама. Они считают, что религия должна отражать современные тенденции в науке и в мире. Число этих людей невелико, но чаще всего это представители интеллигенции.
  • Третья группа – радикалы (фундаменталисты). Они являются сторонникам жесткого насаждения канонов Ислама в обществе, полного отрицания светских законов и обычаев. Чаще всего в эту группу входят представители молодежи и религиозные деятели.

Давайте разберемся, что власть понимает под «традиционным исламом» и, почему всячески на государственном уровне поддерживает его? Для координации деятельности и облегчения управления еще во времена царской России были созданы Духовные управления мусульман (ДУМ). Тогда они более или менее справлялись со своей задачей. Но на сегодняшний день на Кавказе 11 Духовных управлений. В отличие от христианства, которой присуща жесткая церковная организация, мусульманство больше называют «религией джамаата», то есть отдельных общин.

Соответственно, каждая община избирает своего духовного лидера. Поэтому, мне кажется, что сегодня институт Духовных управлений практически изжил себя. Да, это был своеобразный эксперимент властей, которые попытались таким образом, простите за грубость, «впихнуть невпихуемое». Попытка создания некой организации, которая будет управлять мусульманами, провалилась.

Сегодня Духовные управления настолько далеки от народа, настолько же близки к властным структурам. Тем более, многие из них финансируются из бюджета, поэтому данное обстоятельство не нравится простым мусульманам. Они видят, что их интересы не отстаиваются. В народе уже давно знают, что лидеры традиционного духовенства сидят в одной кормушке с … ну, вы поняли. В этой ситуации говорить о значительном положительном влиянии представителей официального духовенства на чаяния своих земляков не приходится.

Честь и хвала федеральному центру за то, что там, в Москве, все еще пытаются как-то изменить ситуацию. Например, совсем недавно уже бывший Президент Медведев предложил открыть на территории Северного Кавказа светский исламский университет. Все это делается для того, чтоб переориентировать взгляды на религию у кавказской молодежи с ближневосточной трактовки на местные «традиционные». Вообще, уже давно пора выстроить свою систему исламского образования, чтоб потом мы не получали очередных Эмиров и Хаттабов.

Почему радикальный Ислам на Кавказе становится популярным?

Проблема радикализации Ислама в России в последние годы выходит на первый план. Одни говорят, что на Кавказе идет настоящая гражданская война, другие бьют себя в грудь и заявляют, что «джихад на пороге». По этому поводу предлагаю вам почитать три статьи, которые и ответят на все эти необоснованные возгласы:

Сразу хочу сказать, что фундаменталисты (те самые радикалы) впервые появились в христианстве. Кстати, первые террористы тоже не были мусульманами, вспомните, кто подорвал во второй половине 19 века императора Александра II. Но, нам от этого не легче, так как сегодня  взрывают и гибнут люди именно на Кавказе.

Ваххабизм! Наверное, уже не осталось в России человека, который не слышал это слово. Вообще, я планирую на тему ваххабизма написать отдельную статью. Скоро она выйдет в свет. Станьте постоянным читателем блога, чтоб не пропустить эту интереснейшую статью (как стать постоянным читателем?). Здесь, думаю, стоит затронуть некоторые вопросы ваххабизма. Тем более, это самое фундаментальное течение Ислама на Северном Кавказе.

Хочу вам дать для размышления следующие строки из исследования ученых Геюшева А. и Гасымоглу Н.:

Кажется, время романтизма, когда идея побратания суннитов и шиитов доминировала в кавказском обществе, кануло в лету, и если темпы распространения ваххабизма останутся таковыми как сейчас, то очень скоро мы будем свидетелями наращивания религиозного противостояния между ваххабитской, ханафитской и джафаритской молодежью, отдельные довольно красочные элементы, которого нетрудно встретить и сегодня

Не буду комментировать, просто перечитайте несколько раз написанное выше. Скажу лишь то, что вооруженные люди (их еще называют «исламистами») ищут в религии оправдание своих действий и практически никогда не находят, сегодня ни у кого не вызывает сомнений. Самый главный вопрос – почему молодежь так охотно вступает в организации радикального толка? Ответ на этот вопрос состоит из двух составляющих:

  1. Некомпетентность в вопросах религии не только молодого поколения кавказцев, но и взрослых. Эту проблему мы уже затрагивали выше. Еще раз повторюсь – сегодня жизненно необходимо выстроить систему исламского образования на Северном Кавказе с учетом местного менталитета и традиций.
  2. Люди просто устали от вопиющей коррупции, несправедливости и невозможности реализовывать свои способности.

В этой ситуации я полностью согласен с теми молодыми людьми, которые не подчиняются продажным властным структурам. Помните, в статье «Чем выше в горы, тем выше балл по ЕГЭ» я говорил, что назову имена продажных преподавателей Дагестанского Государственного Университета, которые просто вынуждали студентов платить деньги за экзамены. Моя жена на днях защищала диплом и отказалась платить деньги. Таких как она набралось человек 20. Всех «отказников» просто унизительным образом заставили защищать диплом отдельно от тех, кто сдал деньги. Получилось, что «денежные студенты» уже к обеду все сдали, а остальные мучились до 18 часов.

Конкретные имена называть не буду, так как деньги берут через подставных лиц и доказать, что человек берет взятку практически невозможно. Но, суть в том, что уже в самом молодом возрасте людям дают понять, что «все можно купить». Потом эти же люди с купленными дипломами придут, и будут лечить нас.

Друзья, подводя итог, хочу сказать, что мы получили то, что сеяли все эти 20 лет. Ислам на Кавказе становится религией протеста! Вот над чем нужно нам задуматься, так как в будущем этот протест может перерасти в что-то большее и худшее. Пока у нас есть время предпринять реальные шаги для улучшения сложившейся ситуации. Какие именно шаги? Не буду повторяться, так как проблемы те же самые — безработица, низкий уровень жизни, коррупция и так далее, продолжать можно очень долго.

На этом я заканчиваю статью, очень надеюсь, что она вам понравилась. Жду ваши мнения в комментариях, готов все обсудить. Ведь, истина рождается в диалоге. Кстати, посмотрите страницу Бесплатного Курса Лезгинки, я переделал ее и она теперь выглядит намного красивее и удобнее.

С уважением, Али Аскеров!

Комментариев: 52
  • Григорий Кондратьев
    19/05/2012, 22:35

    Бесподобная статья. Али, вот единственное, что — очень объемная. Но я потом обязательно еще раз перечитаю.

    Я никогда не делил людей по религиозным убеждениям. Ислам, без сомнения величайшая религия, тут сомнений нет.

    Потом обязательно напиши про тейпы и крайние течения подробно. Спасибо!

    Ответить
    • Али
      19/05/2012, 22:53

      Спасибо, Гриша! Обязательно напишу статью о чеченских тейпах!

      Про ваххабизм тоже готовлю! На счет того, что статья объемная — я уже набил руку на такие большие статьи

      Ответить
      • Григорий Кондратьев
        19/05/2012, 23:18

        В точку. Именно про тейпы. Потому что сколько не читал, не совсем понятно

        Насчет течений, я имел ввиду крайние не только справа, но и слева) Именно — крайние

        Ответить
        • Али
          19/05/2012, 23:36

          Гриша, все будет! Все идет по плану!

          Ответить
      • Григорий Кондратьев
        19/05/2012, 23:22

        И потом как нибудь, было бы интересно почитать и про Южный Кавказ. Подумай насчет обзорной статьи, подробно не стоит наверное, но обзор, как ты умеешь, был бы интересен всем. Вобщем отличный сайт! Подписан давно. Жду статьи новые :)

        Ответить
        • Али
          19/05/2012, 23:38

          Хм... а что именно тебя на Южном Кавказе интересует?

          За отзыв о сайте — спасибо!

          Ответить
          • Григорий Кондратьев
            19/05/2012, 23:43

            Да общий обзор был бы не плох. Страны. Отношения между ними. Ну в этом ключе

            У нас половина населения не знает, какие государства относятся к понятию «Южный Кавказ». Ну вот я знаю только Грузию и Осетию... А там интересно тоже. Именно общий обзор

            Ответить
            • андрей климов
              20/05/2012, 02:09

              правильно будет сказать Закавказье. куда входят Азербайджан Армения Грузия, а Осетия есть Южная и Северная.

              Ответить
            • андрей климов
              20/05/2012, 02:17

              Закавка́зье — регион в Передней Азии и Ближнем Востоке, расположенный к югу от Главного, или Водораздельного, хребта Большого Кавказа, между Чёрным и Каспийским морями. К Закавказью относятся большая часть южного склона Большого Кавказа, Колхидская низменность и Куринская впадина, Армянское нагорье, Талышские горы с Ленкоранской низменностью. В пределах Закавказья расположены Грузия, Азербайджан, Армения. В этом же регионе находятся: Абхазия и Южная Осетия, независимость которых признана лишь Россией и ещё четырьмя странами. Закавказье граничит на севере с Российской Федерацией, на юге — с Турцией и Ираном.

              Ответить
  • Мalikat
    19/05/2012, 22:51

    Классная статья !Мне очень понравилась! =)

    Ответить
    • Али
      19/05/2012, 23:09

      Маликат, спасибо!

      Ответить
  • андрей климов
    19/05/2012, 23:45

    статью читал внимательно!!!СТАТЬЯ ПРЕКРАСНАЯ,ЗАТРАГИВАЕТ ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНУЮ ТЕМУ: ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ. ну начну по порядку, после долгих колебаний в 29 лет я все таки принял христианство( прошел обряд крещения. четки (теспе) ношу с 1982 года, теперь не покупаю, а делаю сам из косточки финика, последние из косточки кизила, но никогда не думал, что этим могу показать свою религиозность, просто ношу и всё. второе как ни странно, но в дома у меня есть КОРАН, но нет БИБЛИИ. третье, чем дольше живу тем больше прихожу к мысли ВСЕВЫШНИЙ ОДИН ДЛЯ ВСЕХ. кем бы ты ни был,христианином мусульманином,буддистом или кришнаитом.четвертое, для того, чтобы сказать хоть что то по существу, необходимо пожить хотя бы месяц в Дагестане, Ингушетии Чечне Азербайджане, ознакомиться с основами поведения, я 14 лет подряд ездил в Хачмас, что то удивляет, что то восхищает, что то вообще неприемлемо для меня.

    Ответить
    • андрей климов
      20/05/2012, 00:01

      считаю себя безграмотным в вопросе любой религии

      Ответить
      • Али
        23/05/2012, 22:26

        Андрей, не нарывайтесь на комплименты!

        Вы — один из самых грамотных и «подкованных» читателей моего блога!

        Ответить
        • андрей климов
          25/05/2012, 14:34

          Али!!! в моем понимании,грамотность-это доскональное знание какого либо религиозного течения Ислам Христианство Буддизм и так далее на выбор. и потом уже на основании этого течения,доскональное изучение последующих религий

          Ответить
          • Али
            28/05/2012, 20:02

            Андрей, я думаю, что досконально религию не знают даже те, кто громче всех кричит о ней!

            Ответить
  • Вячеслав
    20/05/2012, 02:33

    Статья понравилась!Как говорят во всем можно найти плохое и хорошее, в целом религия это не плохо но плохо когда на ней полностью замыкаешся(фанатееш)чтобы понять религию нужно уметь видеть дальше своего носа но для этого нельзя на ней замыкаться.Нельзя давать религию глупым людям они не понимают что иногда нужно уметь читать между строк.Это как сфера — оболочка есть а внутри пустота...

    Ответить
    • Али
      23/05/2012, 22:26

      Вячеслав, вообще, к религии у меня особое отношение!

      Возможно, напишу по этому поводу статью в будущем...

      Ответить
  • Сергей
    20/05/2012, 13:08

    Молодец,Али!Откраваешь глаза на Кавказ!Для нас Кавказ-это Басаев,Дудаев и другие головорезы,отрезающие голову руским пленным солдатам!Вобщем-стереотипы!А ты сам там не рискуешь попасть «под раздачу»?

    Ответить
    • Али
      23/05/2012, 22:29

      Сергей, каждый из нас ежедневно рискует чем-то...

      Ответить
  • Дима
    21/05/2012, 07:32

    Да, читая ваш блог Али многое из моих взглядов насчет Кавказа изменилось

    очень верно сказали что ислам становится религией протеста

    и еще массовая эмиграция с кавказа в другие регионы россии тоже думаю относится протесту, невозможность реализовать себя на родине вынуждает людей покидать родину,

    и эти покинувшие свою родину выросшие в условиях жесткой конкуренции люди быстро преуспевают (их успеху также способствует взаимоподдержка своего клана семьи, которая сожалению нет уже у других народов России).

    Ответить
    • Али
      23/05/2012, 22:34

      Дима, я бы не стал масштабировать на весь народ!

      В любой нации есть различные люди!

      Ответить
  • Дима
    21/05/2012, 08:00

    Насчет взяточничества, приведу пример:

    в моем селе уже есть десятки семей кавказцев, так вот в больницу на практику медсестры пришла молодая девушка, дочь одной из семей живущих у нас, ничего не умеет и не хочет научится, так ее мать буквально гоняется за старшей медсестрой и просто прям силой всучивает ей взятку (а ей эта головная боль в виде ее дочки не нужен все равно потом к нам работать придет када диплом за взятку получит), чтоб подписала практику, и еще просто не понимает и не может понять что ктото отказывается взять взятку, спрашивает что мало даем? а ведь она уже заканчивает училище, скольким же она (мать)взятку дала если она (дочка) ничего не знает и как она потом собирается работать :(

    У нас так не старались бы дать взятку если дите не хочет учится так пусть идет мыть полы

    Ответить
    • Иван
      22/05/2012, 01:52

      Ой, да ладно Вам. Всё у нас есть и везде одно и тоже. Где лучше, где хуже... Причём здесь именно кавказцы? Просто инородцы — они для суетного взгляда — больше на виду — вот и приписывают им всё подряд. Русские чтоли в штатах например себя ведут как примерные розовые барашки? Самые страшные мафии бывают именно русские. Лихие, сплочённые, озлобленные, хитрые. Переводные статьи в сети почитайте. « в нашем маленьком городке уже несколько семей из россии — страшно...» ну прям Ваши же слова.

      А реально — вот недавно совсем с человеком разговаривал который в в одном и росс. мед колледж. учится — та же самая картина — все преподы берут... И что?

      Это общечеловеческая проблема.

      Ответить
    • aleks
      22/05/2012, 23:05

      ...Дима...если это просто сценарий ролика « За честные выборы- голосуй за Справедливую Россию» — то окей...пусть висит на блоге — бизнес — есть бизнес...

      А если вы это серьезно декларируете как аргумент другого лозунга — РОССИЯ БЕЗ КАВКАЗА — то извините — чушь да и только... %)

      Ответить
    • Али
      23/05/2012, 22:34

      Дима, вам уже ответили!

      Ответить
  • Лина
    21/05/2012, 10:59

    Мне статья понравилась, спасибо Али. Насчет Кабардино-Балкарии, Адыгеи — мне кажется здесь свое понимание ислама, если так можно выразиться чересское. Специфика региона- ранее распространение христианство вплоть до XVII — XIX вв, больное влияние местной религии (очень интересная тема, есть неболоьшое сходство с древнетюрским Тенгрианством) + Хабзе (где по моему все очень правильно отображено). Да хорошо бы если бы на Кавказе было просвещение ИСламской молодежи. Пугает ваххабизм всегда интересуюсь происходящим в САудоской Аравии — меня многое там пугает. От фетв на ранние браки до разрешения бытовых проблем. Как мне кажется лицо Кавказского ИСлама дугое — оно солнечное, хорошо бы хорошее претоврять в жизнь

    Ответить
    • Али
      23/05/2012, 22:36

      Лина, приятно, что читатели воспринимают мои мысли именно так, как я и хочу поддержать!

      Я поддерживаю, что на Кавказе — своеобразный Ислам и «пришлые нравы» не подходят нашему менталитету!

      Ответить
  • Иван
    21/05/2012, 14:50

    ты написал, что одна из причин — некомпетентность в вопросах религии... Но тут надо ведь отдельно задаться вопросом, увидеть, что сама изначальная цель всех Учений — и было нравственным просвещением по всем самым жизненным вопросам. Так?

    То есть становится понятно, что именно РЕЛИГИЯ — какая бы она не была сегодня — НЕ выполняет своей истинной задачи.

    Как один из самых ярких примеров современности — религии ничего не делают(практически) для сближения Учений и людей. А ведь именно это должны делать. Заметь такую небольшую деталь — в словах Иссы и словах Мохаммада — очень часто упоминаются и признаются пророки и учителя прошлого. А вот горе последователи — не сшивают мир а рвут его каждый по куску себе. То что при этом процветает всё зло что возможно — их, религиозных деятелей — волнует только на словах — громких умильных и ханжеских.

    Ответить
    • aleks
      21/05/2012, 20:29

      ...Иван...ваши мысли — абслютно правильны...всех людей планеты должна обьединять вера...в единого бога...

      однако история религий показывает к сожелению совсем другую картину...Да! Бог дин...но вот...аеры — разные...а раз веры разные — т почему это не повод для конфронтации...разжиганию войн...и конфликтов...Эти мысли конечно возникают не в головах верующих — они зреют в головах ловких политиков...Вспомните историю — Крестовые походы--Войны Арабского халифата...идр. все это было организовано так — что религиозные убеждения мирных и прядочных людей разжигали до лютой ненавести друг другу и их руками- душами- жертвами завоевывали новые територии, богатства и страны...

      религия всегда была причиной больших и ьалых войн...

      ибо вера — совесть — это самое ранимое место в структуре человеческого сознания...

      Ответить
    • Али
      23/05/2012, 22:38

      Иван, прочитал с интересом ваш комментарий!

      Действительно, религия сегодня все меньше отвечает вызовам времени!

      Ответить
  • Dinara
    21/05/2012, 16:49

    Мне всегда обидно, что весь мир считает ислам религией террористов. Чем больше будет таких статей, тем меньше будет ненависти на почве разных вероисповеданий. Статья немного сложноватая и большая для меня по крайней мере.

    Я тоже считаю, как и Андрей, что Бог один, просто называю это Вселенной или Высшими силами.

    Ответить
    • андрей климов
      21/05/2012, 23:55

      считают Ислам религией террористов люди никогда не читавшие ни Библии ни Корана ни Талмуда.не буду утверждать какая именно религия появилась первая на Белом Свете, но Ислам, появился много позже Христианства, третий пятый век Нашей Эры. и если внимательно читать Коран, то все святые одни и те же, что в Ветхом Завете, что в Библии, что в Коране.Иса-Иисус. Муса- Моисей и так далее. а такое изречение, правда не помню дословно, но суть в том, что при разводе мужчина обязан продолжать содержать бывшую жену и её детей!!!!! точно такое есть и в своде правил поведения в книге Домострой. отсюда вывод. ни одна религия не учит ЗЛУ, везде проповедуют добро. а фраза — бей неверных в Коране, есть ничто иное, как бей людей без Веры, поскольку чуть дальше идет фраза живи в мире с христианами иудеями и дальше уже не поню идет перечисление нескольких религий

      Ответить
      • aleks
        22/05/2012, 13:40

        ...совершенно верно Андрей..., совершенно верно...ни одна религия из существующих в мире — не учит злу...

        не призывает к насилию...Великий АЛЛАХ подарил миру КОРАН через пррока МУХАММЕДА в месяц РАМАЗАН — в 7 веке...и это действительно — самая молодай религия в мире...и она зарождалась не на ровном месте — были уже и ТАЛМУД...и БИБЛИЯ...И ИСА- ПЕЙГАМБАР, или ИСА- ПРОРОК — это конечно Исус Христос...

        Жаль что так же справедливо и честно не проповедуют религию некоторые священослужители

        Ответить
  • Ирина Г.
    22/05/2012, 15:11

    Просто не могла не прочитать эту статью,которая является пищей для размышлений и лозунг людям,которые по своей глупости и безрассудству теряют головы,уходят в религию,не осознав сущности.

    Статья содержательная,в ней четко,доступно и понятно выражена основная мысль и раскрыта сущность проблемы. А проблема действительно существует во всем мире,местами более обостренная.

    Как часто и много мы вообще задумываемся что мы знаем о себе?что мы делаем?куда мы идем?и о результате наших действий?

    Почему религиозные направления никто не трогает,потому что они созданы теми же людьми из правительства.А для чего?

    Нас намеренно увели от правды о том,что такое на самом деле Высшие силы во Вселенной,заставляя вас становиться покорными.Вера должна быть только внутренней опорой в трудную минуту;голос, к которому ты обращаешься,что помогает тебе жить,своего рода медитация,но не более...

    Религия,патриотизм,национальность и любая другая придуманная форма разделения людей служило созданию подконтрольного человечества,послушного...

    «Разделяй и властвуй»-вот их девиз.

    Точно так же и в образовании.К чему ведет уровень качества образования?Образование ухудшается,никто не заинтересован в интеллектуальном познании и развитии,все погружаются в индустрию развлечений...влиятельный человек боится,что на его пути станет умный человек.

    А к чему это ведется?Людей интеллектуально развитых становится все меньше,а покорных все больше и больше.А вами же управляют...

    !!!!!Стоит задуматься...!!!!!

    Ответить
    • Али
      23/05/2012, 22:58

      Вау, Ирина Гуржий собственной персоны!

      Приятно снова читать твои глубокие и предельно правдивые комментарии!

      Ответить
      • aleks
        26/05/2012, 13:38

        Салам Али!

        Я писал вам в скайпе, но вы мне не ответили — поэтому пишу еще раз здесь: ВЫ ( или кто то вместо вас ) удалил мой коментарий- диалог с Ириной Гуржий...Сообщите причину этого удаления

        Ответить
        • Али
          28/05/2012, 20:11

          Алекпер, и в скайпе и в других комментариях уже ответил на ваш вопрос!

          Я бекап! Причину назову в ближайшей статье!

          Ответить
      • Ирина Гуржий
        28/05/2012, 19:44

        Я всегда с тобой,Али. Постоянно читаю твои статьи, правда не всегда время для комментов, таких глубоких правдивых и содержательных.Последний раз поздравляла тебя со знаменательной датой и тепло пожимала руку)))видимо,давненько это было,виновата.Но это повод,чтобы вновь пожать твою руку в знак приветствия и уважения...

        Ответить
        • Али
          28/05/2012, 20:31

          Тогда я спокоен! Приятно, чтоб первые читатели всегда были на связи...

          Ответить
  • Зуля
    25/05/2012, 15:51

    Али ,как говорят , снимаю перед вами шляпу...)

    Затронул очень важную и спорную тему.

    Действительно на Кавказе сейчас очень много разных мыслей по поводу Ислама,старые поколения не принимают верования молодых...Молодые отказываются от «древнего». Я вот как то пыталась бабушке подсказать что вот так правильнее делать в намазе , а она мне говорит не учи меня ,вот мол считаете себя умными,как научил меня мой дет ,так и буду делать)))И я ее понимаю, то что привычное оно понятнее и правдивее кажется …а новое всегда подозрительно. Тем более что сейчас столько мнений.

    Но всегда можно найти подтверждение , например хадис если он подтвержден несколькими известными ученными того времени (последователями пророка) то они считаются верными.

    Я тоже не могу сказать что разбираюсь в религии Ислам,а тем более в других, но я читаю разную информацию, испрашиваю у знающих людей.Только так можно познать религию и истину, только изучив что то ,дайдя до правды и поняв смысл , ты примешь веру –ты увероваешь.

    А то что сейчас такой бум происходит ,то это все потому что мы вечно куда то спешим ,узнали что то и давай делать ,не разбираясь.Всему свое время ,и мы придем к истене.,главное идти.

    Что касается радикального Ислама ,то я бы вообще не назвала это верой и этих людей верующими(мусульманами). Джихада сейчас нет,и причин для него нет.А те кто заниамется убийствами ,взырывами, вымогательством денег ,якобы мы все тут развратные люди но если заплатим нас простит Всевышний… Люди просто используют Ислам для своих целей.

    Одно радует сейчас все знают истину всех этих действий.

    Джихад –это не только война на пути Аллаха, но в наше время Джихад –это быть мусульманином не смотря как это сложно,это верить и следовать Исламу. Это остаться человеком в этом мире и не дать себя испортить , это помогать людям понять истину.Вот это пусть они попробуют, но это сложнее чем убивать .

    Ответить
    • Али
      28/05/2012, 20:04

      Зуля, ваши комментарии — это прекраснейшее дополнение моих статей!

      Каждый раз, когда я пишу новую статью, знаю, что мои читатели меня обязательно дополнят!

      И это классное чувство!

      Ответить
  • Анна
    25/05/2012, 18:28

    Зуля, а религию очень многие используют в своих целях, поэтому часто и истолковывают ислам, христианство в свою пользу.

    Ответить
  • dr-shamil
    28/05/2012, 19:39

    Согласен с тем, что радикальный Ислам в Дагестане это протестное движение против неэффективной власти. Что касается «традиционного» ислама — смешно называть таковым то, что появилось в СССР. С духовными управлениями (как можно управлять душами?)по татарскому образцу не получилось.

    Ответить
    • Али
      28/05/2012, 20:29

      Действительно, от этих ДУМ нет никакой пользы!

      Ответить
  • Нигматула
    29/05/2012, 22:41

    Хорошо было бы,если эту статью прочитали бы,хотя бы 50% жителелей Северного Кавказа,тогда ситуация намного улучшилось бы в лучшую сторону)))

    Ответить
    • Али
      04/06/2012, 21:04

      Нигматула, да хотя бы 5%...

      Ответить
  • Гаджи
    18/06/2012, 19:04

    Нигматула 29 мая, 2012 в 10:41

    Хорошо было бы,если эту статью прочитали бы,хотя бы 50% жителелей Северного Кавказа,тогда ситуация намного улучшилось бы в лучшую сторону)))

    Даже если эту статью прочитают 80% населения Северного Кавказа ситуация не изменится. Давайте разбираться почему. Все написанное ниже имеет отношение только к Дагестану.

    Почему все больше молодежи вступает в ряды мусульман?

    Причина1 самая правильная — человек понимает, что Ислам очень правильная религия, которая делает из человека ЧЕЛОВЕКА, который справился со своими пороками и отказался от них ( пьянство, наркотики, прелюбодейство,сквернословие и т.д)

    Причина2 защитная. Молодые люди не уверенные в собственных силах принимают Ислам, что бы чувствовать себя под защитой. То есть обидеть человека может любой, обидеть мусульманина решится не всякий.

    Причина3 форма протеста. Практически 50% молодежи являются безработными. Благодаря активной пропаганде радикальный Ислам дает возможность выразить свой протест и негодование существующей системе не только словом, но и «делом». Эти молодые ребята являются по сути пушечным мясом.

    Причина4 очень глупая. Сегодня в Дагестане быть мусульманином на словах, а не на деле, модно. Модно сбривать усы оставляя остальную щетину, модно через слово говорить Иншала, модно поднимать палец вверх, модно говорить о религиозной обстановке в Республике в то время как сам о религии имеешь туманное представление, модно называть не мусульман кяфир. Неприятно писать об этом, но это факт.

    Ситуация в Дагестане сегодня напоминает басню Крылова « Щука, рак и лебедь». Каждое религиозное течение Ислама тянет «одеяло» на себя, обливая других потоками грязи. «Тот кто не с нами, тот против нас» — девиз религиозных сообществ Дагестана. Пока такое положение будет сохраняться ситуацию не исправить ни чем. Мое мнение.

    Статья интересная

    Ответить
  • Нигматула
    23/06/2012, 19:48

    Гаджи во многом с вами согласен.Согласен с тем,что надо было написать не Северному Кавказу ,а Дагестану,потому что статья большей степени к ней и относится.Не спорю ,что каждое течение считает себя правильной и тянет одеяло на себя.Главное ,что необходимо сделать в ближайшее время создать реальный диалог между всеми течениями и разобраться в спорах,в противоречиях,послеэтого ,хотя бы, должно улучшиться обстановка)))

    Ответить
  • Андрей-сибиряк
    28/06/2012, 11:20

    Парни, а какие есть, на ваш взгляд, рецепты изменения ситуации в лучшую сторону? Али набросал концепцию в общем, так сказать стратегически, а тактически, в деталях, как это должно выглядеть.

    И большая просьба, Али. Безумно интересно то, что упоминул ты и, в комментарии, Лина: специфика ислама в северо-западных регионах Кавказа, остаточные явления тюркского культа Неба-Тенгри, может быть христианские рудименты. Напиши, пожалуйста, статью об этом, Али. Будь другом.

    С уважением ко всем вам, ребята, сибирский привет.

    Ответить
  • Ирина
    05/07/2012, 16:37

    Я выросла и училась в Казани, правда 36 лет назад. А сейчас раз в два-три года бываю в гостях. И ко мне в гости друзья приезжают. На средней Волге живет много национальностей разных вероисповеданий и ний, ни я, ни мои друзья никогда и не задумывались утроить свои отношения по этим критериям. Мы знаем друг друга с молодости и дружим и не трогаем этих вопросов. Где то я слышала, что вопросы веры это самые интимные вопросы, т.е. личные. И трогать их нельзя. У каждого свой путь к Богу! Меня парой очень задевают расспросы о моих казанских друзьях. А кто они, а кем работают, а какой национальности, а вера у них какая! Я стараюсь уж не не рассказывать! Но ведь Крым тоже многонационален! От куда такое любопатство! Чувствую разное отношение в Татарстане и в Крыму к одним и тем же вопросам религии и национальности. На Кавказе и тем более еще обостреннее. Наша задача изменить это отношение. Каждый должен стараться сгладить и смягчить этот вопрос. Так же, Али! ...

    А жену с защитой диплома поздравляю. Молодец, что сама защитила! И пусть таких смелых будет с каждым годом больше! Разве позор это! Позор всем кто в первом списке был! Второй список будет расти, так и первого и не останется! У нас тоже самое! Высшее образование можно купить и диплом за картину спрятать! А на кой он, такой диплом то! Все равно не научился ни чему!

    Ответить
    • Просто Саня
      22/08/2012, 01:41

      Хороший комментарий! Со всем согласен!)

      Ответить