Одежда и мода в Карачаево-Черкесской Республике

Дизайнеры одной из республик Северного Кавказа, уже несколько лет создающие коллекции готовой одежды с элементами национальной карачаево-черкесской одежды, создали свою интерпретацию популярных сегодня этнических трендов.
Карачаево-Черкесская Республика, как и другие горные регионы на южной границе России, обладает богатой культурой, которая проявляется, в том числе, в яркой и стильной традиционной одежде. И теперь местные модельеры обратились к этому национальному наследию за вдохновением.

Среди их последних творений — стилизованные черкесские куртки из серого войлока с черными швами и алой вышитой подкладкой, которые можно носить поверх алого мини-платья с пышными тюлевыми каймами или в дополнение к узким красным брюкам.

Гордая мужественность

 

Черкесское пальто (в народе называемое черкеской, а у карачаевцев — чепкеном) — основной элемент одежды на Кавказе. Помимо того, что он приглянулся близлежащим народам своей формой и практичностью, он также стал частью традиционного казачьего костюма.

Это верхняя одежда халатного типа со слегка расклешенными клапанами, которая плотно прилегает к верхней части тела, застегивается поясом и украшена газырницами (небольшими карманами с местом для пороха) в области груди.

Отсутствие воротника, глубокий вырез и четко очерченная линия талии подчеркивают естественное треугольное строение мужской фигуры и делают человека, носящего его, выше. Свободно ниспадающая толстая юбка делает походку носителя более грациозной.

Черкеска обычно надевалась поверх бешмета — длинной туникообразной рубахи с плотно застегивающимся воротником. Она шилась из плотного материала, чаще всего из домотканого шерстяного полотна для повседневной носки и из фабричных материалов (например, атласа) для особых случаев.

Для придания бешмету большей прочности было принято использовать подкладные швы. Старшее поколение до сих пор носит набивные бешметы приглушенных темных цветов, которые обычно изготавливаются из домотканой шерсти», — пишет историк и искусствовед Анна Кузнецова в своей книге «Народное искусство карачаевцев и балкарцев».

Брюки в этом ансамбле имели сложный крой, поскольку должны были выполнять сразу две функции. С одной стороны, они должны были выполнять чисто утилитарную функцию — быть удобными при ходьбе и верховой езде — и поэтому имели очень свободный крой, стянутый на талии ремешком.

В то же время они должны были соответствовать общему стройному силуэту наряда, поэтому нижняя часть штанины довольно плотно облегала ногу.

Цветовая гамма карачаевского и балкарского мужского костюма была явно приглушенной, почти монохроматической. Одним из его главных достоинств, ставшим эстетической нормой, была точность покроя и естественные пропорции человеческой фигуры.

Из-за сурового климата и горного рельефа распространенным видом обуви были высокие мягкие сапоги — так называемые «кавказские сапоги». По словам Кузнецовой, «эластичность кожаной обуви обеспечивалась особым способом ее изготовления.

Тонкая кожа сшивалась в форме носка и натягивалась на голую ногу, еще не успев высохнуть. После высыхания в таком положении она надолго сохраняла форму стопы.

Этот способ изготовления гетр был хорошо известен у народов Кавказа на протяжении многих веков. Высокие, иногда выше колена, гетры держались с помощью ремешка под коленом, а остальная часть сапога заходила за колено в виде колокола, то есть сапоги имели очень специфическую форму.»

Женственность на все времена года

 

Женский традиционный костюм по стилю мало чем отличался от мужского. Та же величественная и хорошо сидящая на фигуре черкешенка была чуть длиннее и имела чуть больший объем внизу.

Под черкеску надевали нижнюю рубаху, обычно красную или оранжевую, похожую на мужской бешмет. Нижняя рубаха выглядывала из-под глубокого выреза черкешенки, который начинался на талии.

После того как девушка официально созревала, ей полагалось надевать короткий кафтан, похожий по покрою на мужской бешмет. Он застегивался на груди большим количеством (до 20) крупных серебряных застежек (в Карачаево-Черкесии серебро считалось ценнее золота) и украшался шнуровкой и вышивкой. Подол был виден из-под глубокого, но скромного выреза платья.

Пожалуй, единственное существенное отличие заключалось в головных уборах. Если мужчины, особенно к XIX веку, предпочитали шерстяные и меховые шапки, которые были вариантами традиционных шапок в форме цилиндра с плоским верхом, то женские шапки и платки отличались более сложным декором.

Ногайские свадебные шапки высотой до 70 сантиметров, расшитые золотом, серебром, мехом и драгоценными камнями, стоили как несколько лошадей. И, конечно, женщины не были бы женщинами без аксессуаров.

Кавказские женщины обожают аксессуары и носят их в большом количестве. Главной изюминкой традиционного наряда является серебряный пояс кюмюш бели бау, который был особенно популярен у карачаевских женщин.

Постепенное возвращение к истокам

 

В наши дни традиционное платье Карачаево-Черкесии — популярный образ среди дизайнеров одежды. За последние несколько лет местные дизайнеры выпустили несколько коллекций современной одежды на основе традиционных черкески и бешмета.

Особой популярностью среди жительниц республики пользуются искусно расшитые и украшенные свадебные платья с национальным подтекстом.

Конечно, немного странно видеть на улице человека в традиционном костюме. «В повседневной одежде наиболее популярны черные вещи, украшенные стразами, и длинные юбки, которые в прошлом году были по большей части зелеными», — говорит жительница Черкесска Виктория.

Многие мусульманки носят хиджаб, который исторически не является частью карачаевской культуры. Летом можно заметить сочетание хиджаба, юбки в пол, рубашки с длинными рукавами (иногда цветовая гамма настолько яркая, что почти ослепляет) и солнцезащитных очков, закрывающих половину лица. С мужчинами похожая история. Их любимая вещь — красные мокасины, — говорит она. В последнее время, среди мужчин на Кавказе стали популярны футболки с символикой Кавказа https://keltr.ru/futbolki/dagestan/ которые можно приобрести в магазине Кельтр.

Но современные авангардисты и художники уже подхватили идею внедрения элементов национального костюма в повседневную одежду. Представители творческой элиты часто носят куртку, напоминающую укороченную черкешенку со стилизованными газырницами.

Возможно, в скором времени на улицах Карачаево-Черкесии не будет редкостью увидеть длинный красный бешмет в сочетании с тонким поясом телесного цвета, темно-синий пиджак Zara и балетки телесного цвета Bagglerina или Bloch.