Баллада о народах Северного Кавказа или чему можно поучиться у кавказцев?

17800 109
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading...Loading...

Приветствую вас, уважаемые читатели блога «Танцы народов Кавказа». В этой статье мы с вами разберемся в том, что явилось причиной того, что народы Северного Кавказа сегодня представляют собой  россыпь абсолютно разных и, в то же время, таких похожих народов (официально свыше 50), которые раскиданы по всей территории современного Кавказа.

Народы Кавказа - это более 50 различных культур

Так же, я отвечу на вопросы многих читателей, которых интересовало то, чему кавказские народы могут научить, например, тех же русских. Хотя, слово «научить» здесь кажется очень неприличным, даже кощунственным. Ведь, всегда народы Кавказа находились в тени русского народа. Но, поверьте, есть много положительных моментов в характере, культуре и традициях кавказцев, которых нет у русских, и которым можно поучиться.

Идею написания данной статьи подала мне постоянная читательница блога Dinara, за что ей выражаю большую благодарность. Я не вижу смысла здесь подробнее рассказывать обо всех кавказских народах, это будет очень долго. Но, в будущем обязательно напишу большие и интересные статьи о каждом отдельно взятом народе. Так будет намного лучше и полезнее. Здесь же я дам общую справку о народах Северного Кавказа, узнаем причины культурного и этнографического единства и, самое главное, расскажу о том, чему можно поучиться у кавказцев. Статья очень интересная и, поверьте моим словам, ее просто необходимо дочитать до конца. Вы сделаете для себя много открытий.

Итак, вначале нам с вами нужно четко представить себе, кто вообще такие — кавказцы? Чего они из себя представляют? Неужели эти бравые парни такие «страшные»? Ну, и пора развеять миф о том, что «русским девушкам кавказские парни нравятся больше, чем русские». Упс, вот это я задел, наверное, за живое. Ну, ответы на все это ищите дальше…

Народы Северного Кавказа: краткая справочная информация

Помните, в статье «Феномен многонационального Дагестана» я рассказывал вам анекдотичный миф:

«Решил как-то Бог расселить людей по всей Земле. Собрал он все народы мира в один мешок и пошел раскидывать. Все шло по плану, но, когда он дошел до кавказских гор, споткнулся об Эльбрус и выронил мешок из рук. В этот миг из мешка посыпались все народы, которые до сих пор прекрасно живут».

Вроде бы, смешно читать. Но, ребята, на сегодняшний день на территории Кавказа (Северный Кавказ и Закавказье) проживает свыше 100 (!) народов и народностей. Да, вы скажете, что чуть выше я давал совсем другу цифру – 50. Но, подумайте сами: только в Дагестане проживает свыше 30 коренных народов. И это только коренных!!! Поэтому, я считаю, что официальная статистика лукавит. В свое время арабы Кавказу дали очень лаконичное, но полностью отражающее действительность, название – «Гора языков». И, действительно, если вы были на Кавказе, то в одном и том же месте (причем, в одно и то же время) могли услышать сразу десяток языков. Мне, например, приносит «больше удовольствие» поездка на общественном транспорте в Дагестане. Такое ощущение, что еще несколько таких поездок, и можно стать полиглотом. Как говорится, спасибо русскому языку!!!

Кстати, скоро напишу большую статью о том, как нужно правильно путешествовать по Кавказу, что необходимо обязательно посетить, как себя вести с местным населением. Об этом меня попросил читатель по имени Александр. Станьте постоянным читателем блога, чтоб получать все новые статьи на свой e-mail (как стать читателем?).

Я тут решил разобраться в классификации кавказских народов. Признаюсь, здесь не только черт, но сам чертенок ногу может сломать. Но, чтоб вам было понятнее, постараюсь на простом «человеческом» языке все пояснить. Классификацию народов Кавказа легче всего понять и представить на основе языковой идентичности. Еще такую идентичность называют – лингвистической. Ну вот, все стараюсь обходиться без сложных слов и понятий, но не получается. Думаю, вы меня простите. Хочу отметить то, что сегодня большинство историков и этнографов придерживаются такого же мнения. Вернее, я придерживаюсь их мнения.

Народы Кавказа: языковая классификация

Всего различают три большие языковые группы, каждая из которых состоит из подгрупп и ветвей.

1. Кавказская (палеокавказская) языковая группа – самая многочисленная и древняя. В свою очередь, палеокавказская группа состоит из трех ветвей:

  • Адыго-абхазская (второе название — западная). Но, и эта ветвь разделена на адыгскую подгруппу и абхазо-абазинскую подгруппу. Самоназвание адыгских народов – адыге. К ним относятся: адыги, черкесы и кабардинцы. Логично, что вторую подгруппу составляют абазины и абхазы.
  • Вайнахо-дагестанская (восточная) ветвь, которая тоже разделена на две подгруппы: вайнахская и дагестанская. О ванайхах мы с вами говорили в статье «Вайнах- чеченец или ингуш?» и узнали, что это собирательный образ, собственно, чеченцев и ингушей. Кроме них, сюда же относят и бацбийцев – жителей Грузии, говорящих на вайнахском диалекте. Кстати, во время переписи населения в Грузии их считали грузинами. К дагестанской группе народов относятся многие народы Дагестана: аварцы, даргинцы, лезгины, агульцы, лакцы, табасаранцы. Здесь нужно только отметить, что часть некоторых народов после развала Советского Союза остались в Азербайджан. Это – лезгины, цахуры, аварцы.
  • Картвельская (южная) ветвь. Сюда можно отнести всех грузин. Но, нельзя и здесь так однозначно говорить. Ведь, на территории современной Грузии сегодня проживают более десятка языковых (этнических) групп. Самые многочисленные: аджары, мегрелы и сваны. На самом деле, эти народы очень ассимилировались, но язык свой сохранили.

Я решил для наглядности схематично показать вам классификацию кавказских народов. И вот, что мы получили в палеокавказской языковой группе:

Палеокавказская языковая группа народов Северного Кавказа
2. Индоевропейская языковая группа. Очень большая группа, которая делится на четыре ветви:

  • Армянская группа – собственно, сами армяне (примерно 5 миллионов проживает в Армении, и около 8 миллионов – за пределами страны). Я подчеркиваю ваше внимание на том, что основная движущая сила Армении находится ха рубежом: Россия, США, Европейские страны. Самый простой примером армянского лобби – недавнее признание Францией геноцида армян. У меня есть свое мнение по этому поводу, но озвучивать не буду, так как нет желания разжигать межнациональную рознь.
  • Иранская группа – потомки древних иранцев. Самый многочисленный народ в этой группе – осетины, проживающие в России и в Грузии. Но, удивительно, что осетинский народ разделен на две части (речь идет не о географическом разделении на Южную и Северную Осетию) – осетины-православные и осетины-сунниты.  К этой же группе относятся – талыши (проживают в Азербайджане), таты (в основном, в Дагестане и Азербайджане), курды, езиды и горские евреи. На счет, так называемых, горских евреев хочу сказать следующее: у меня есть знакомые этой национальности. Кстати, известная певица Жасмин (настоящее имя – Манахимова Сара Яковлевна) является яркой представительницей горских евреев. Так вот, эти евреи мало чем отличаются от классических представителей этой нации. Я думаю, вы понимаете, о чем я говорю. Тем более, мое двухнедельное путешествие в Израиле позволяет мне их сравнивать (читайте статью «Как очень дешево отдохнуть на лучших курортах мира?»).
  • Славянская группа – это русские и украинцы. Русские (в том числе, кубанские и терские казаки) проживают во всех регионах Северного Кавказа. В Краснодарском и Ставропольском краях они составляют порядка 85-90% населения. Хотя, если честно, то я бы не стал Краснодарский край относить к Северному Кавказу. Подробнее об этом писал в статье «Северный Кавказ – расхождение географии с действительностью». Ну, здесь осталось добавить, что я напишу интересную статью о положении русского народа в северокавказском регионе. Столько воплей и криков по этому поводу в последние годы развели, но реальность совсем иная. Дабы не пропустить эту статью, подписывайте на обновления блога. А теперь давайте рассмотрим последнюю ветвь индоевропейской группы.
  • Греческая группа – понтийские греки. Свой понтийский язык практически утратили, ныне говорят либо на русском, либо на современном греческом. На данный момент проживают в Грузии, России и Армении. Но, нужно отметить, что активно выезжают из Грузии. Например, в Перми есть ночной клуб понтийских греков, называется «Парнас». Признаюсь, в свое время я с друзьями стоял там в охране. Кстати, они выходцы из Турции, вернее, из Малой Азии (область Понт). Наверное, поэтому такие ПОНТливые… шучу!

Нам с вами осталось рассмотреть последнюю группу народов, но прежде чем мы это сделаем, давайте посмотрим на графическую градацию индоевропейских народов Северного Кавказа:

Индоевропейская группа состоит из иранской, славянской и других групп

3. Алтайская языковая группа («алтайская семья»), которая состоит из двух ветвей. На самом деле, состоит она из многих ветвей, но на Северном Кавказе представлены только две. Хотя, некоторые утверждают, что вообще одна ветвь на Кавказе. Давайте разбираться:

  • Тюркская ветвь (тюркоязычная группа). Самыми яркими и многочисленными представителями этой группы являются азербайджанцы (также самый крупный мусульманский народ на Кавказе, исповедуют ислам шиитского толка). Общее количество азербайджанцев в мире составляет примерно 60 миллионов человек: в самой республике проживает более 9 миллионов, в Иране порядка 30 миллионов, в России – примерно 3,5 миллиона. Кстати, те, кто торгуют на рынках, чаще всего, являются талышами (граждане Азербайджана, но не азербайджанцы). Теперь отвечу на вопрос, который мне задавали читатели блога раз 500, наверное. Ребята, я по национальности азербайджанец, проживающий в Дагестане. Если быть еще точнее, то в городе Дербент, до 1846 года входящего в состав Азербайджана (Кубинское ханство). Хотя, уже 7 лет я только время от времени возвращаюсь в свой родной город, но это уже другая история.

К тюркоязычным народам Северного Кавказа также относятся: балкарцы (проживают в Кабардино-Балкарии), карачаевцы (Карачаево-Черкесия), кумыки (в основном, проживают в Дагестане, но некоторая часть – в Северной Осетии). Есть еще туркмены, которых называют «трухмены» и месхетинские турки в Грузии.

  • Тюрко-монгольская ветвь. Сразу хочу сказать, что ее не все признают, но я считаю, что она имеет место быть. Например, нельзя однозначно утверждать, что ногайцы относятся к тюркоязычным народам. Для этого выделили отдельную группу, в которую, кроме ногайцев, вошли и часть калмыков, исповедующих ислам. Как вы уже, наверное, поняли, у тюркоязычных народов, кроме схожести языка, единая вера.

Вот это краткая характеристика северокавказских народов. Да, вы все правильно поняли. Очень кратко я старался объяснить. Говорил же, что сам чертенок «ногу сломает». Я, слава Богу, цел и хочу, для пущей наглядности, представить схему алтайской языковой группы народов Кавказа. Хотел еще и общую схему представить, но слишком много места это бы заняло:

В алтайскую языковую группу входят  азербайджанцы, балкарцы и другие
Друзья, возможно, я какой-то народ пропустил. Если вы заметили это, то буду очень благодарен дополнениям в комментариях к этой статье. Да, надеюсь, что никого представленной информацией не обидел. Тем более, существует такое мнение, что все кавказские народы имеют общие корни. Давайте рассмотрим это…

Кавказские народы имеют общие корни?

Ребята, знаете, в чем заключается уникальность Кавказа? Вспомните, с каких слов я начинал статью «Эти две проблемы тормозят развитие всего Северного Кавказа»? Если мне не изменяет память, то там было следующее: «Северный Кавказ – это территория исторических, национальных, религиозных, культурных и других контрастов». Да, да и еще раз да! Смотрите, сколько народов, сколько сплетений, сколько культур и традиций. Поверьте моим словам, даже такие родственные народы, как чеченцы и ингуши отличаются не только культурой, но даже диалектикой. Тем не менее, абхазы, осетины, грузины, проповедующие христианство, и аварцы, азербайджанцы, лезгины, кабардинцы (последователи ислама) называют себя  — кавказцами! И в этом заключается уникальность народов Северного Кавказа.

На протяжении веков ковалась общая историческая судьба кавказцев, которая привела к образованию общекавказского этнографического единства. И сегодня все чаще слышны мысли об общности происхождения кавказских народов, но первым об этом написал Леонтий Мровели (XI век). Он является автором труда по истории Грузии с мифических времен. Так вот, Мровели составил «генеалогическое древо народов Кавказа» и выдвинул такую теорию, что все кавказские народы имеют одного общего предка – Таргамоса. А все нынешние народы это его потомки.

Я не буду давать оценку взглядам этого уважаемого человека, но согласен в том, что единство народов проявляется во всем: в поведении (подробнее об этом можно прочитать в статье «Почему кавказцы такие наглые?»), в танцевальном искусстве (один танец лезгинка чего стоит), в традициях. Например, гостеприимство, куначество, похищение невесты, глубочайшее уважение к старшим, кровная месть и многие другие обычаи и традиции существуют в культуре всех кавказских народов. Черты характера «среднего кавказца», не говоря уже о внешней идентичности, также примерно одинаковы. Ведь, вспомните, как обычно говорят: «Горячий кавказский парень!». Я ни разу не слышал, чтоб сказали: «Горячий осетинский (азербайджанский, аварский) парень».

Кстати, именно это стало причиной того, что о кавказцах сложился такой (признаюсь, даже приятный) миф, что они горячие ВО ВСЕМ! Сами же кавказские девушки не всегда так думают. Или я не прав? Так вот, буквально позавчера мне читательница по имени Ирина прислала следующий вопрос:

Привет, Али! Вы, наверное, слышали о таком выражении: «Русским девушкам больше всего нравятся кавказские парни!». Что думаете по этом поводу? Если согласны с этим, то назовите причину. Спасибо за ответ.

Уважаемая Ирина, отвечаю на ваш вопрос. Я не буду опровергать это выражение (и утверждать тоже, я же не девушка… чувство юмора – хорошая штука), но мне кажется, что причина этому есть. Вспомните, в 90-е годы в стране крутили всякие бразильские, мексиканские и прочие южные «мыльные оперы» (сериалы), а также индийские фильмы. Главные актеры в этих сериалах всегда такие смуглые (либо загорелые), спортивные брюнеты. Нет, не подумайте, что я взахлеб смотрел сериалы. Так вот, кавказцы, чаще всего, подходят под это описание. Заметьте, я написал, что чаще всего. Вот и вся загадка того, почему кавказские ребята нравятся русским девушкам. Хотя, справедливости ради, нужно сказать, что не всегда парни оправдывают ожидания девушек.

Почему кавказцы нравятся русским девушкам?
А что вы думаете по этому поводу? Нам же осталось рассмотреть то, чему можно поучиться у кавказцев.

Народы Кавказа: чему можно у них (у нас) поучиться?

Сегодня люди по-разному относятся к представителям кавказских республик. Где-то сами кавказцы виноваты, где-то хорошо «поработали» СМИ, но суть одна – нельзя у народа отобрать то, что ему присуще исторически. Чего-чего, но традиции там все еще сильны и это меня не может не радовать. Особенно, когда вижу, что творится в остальной России. Нет, я не радуюсь тому, что другим плохо. Я огорчаюсь тем, что остальные не хотят перенимать наш опыт. Прежде, чем мы станем с вами детально говорить, посмотрите короткий фрагмент передачи «К барьеру» Владимира Соловьева (в одной из прошлых статей уже показывал, обязательно посмотрите):

Стоит ли дальше что-либо говорить? Здесь заключен ответ на вопрос скептиков относительно того, нужен ли России Северный Кавказ. Согласен, что есть маргиналы среди кавказцев, но это всего 1-3%! Остальные нормальные люди! И у них есть чему поучиться. Нет, я не говорю, что у русских нечему учиться. На протяжении 7 лет я безустанно учусь у великой русской культуру, мне это интересно. Но, почему русским не интересно узнать мою культуру? А ведь она очень традиционна, а, значит, сохранилась практически в первозданном виде. Еще не успела массовая культура поглотить культуру народов Кавказа. Я не понимаю, зачем кричать «Хватит кормить Северный Кавказ», когда миллионы РУССКИХ детей и стариков брошены на произвол судьбы. Когда ветераны войны не могут получить те квартиры, которые мы им ОБЯЗАНЫ предоставить. Когда находятся люди, готовые обуть этих стариков.

Знаете ли вы, что в Москве и Санкт-Петербурге уже появились специальные окна, куда можно приносить младенцев, от которых родители отказались. Наш профессор (кстати, доктор психологических наук) говорит, что из таких детей получают стволовые клетки. Еще раз хочу подчеркнуть, что все эти процессы имеют место и на Северном Кавказе, но там традиции настолько сильны, что все это не так сильно отражается на жизни общества.

В моей жизни был случай, который я запомнил на всю оставшуюся жизнь. В 2008 году я приехал в Саратов, надо было ночь переждать, чтоб утром поехать в Пермь. Так вот, на вокзале встретил бабулю, которая держала уши и плакала! Я подошел и спросил, чего же у нее случилось. Она сказала, что в том момент, когда заснула, кто-то подбежал к ней и сорвал с ушей сережки. Меня это просто шокировало!!! На Кавказе все это тоже есть, но не в таких масштабах. Другой пример: когда я жил в Дагестане, то знал своих соседей и соседей моих соседей по имени, мы общались и помогали друг другу. В Перми же я 2 года снимал квартиру, но так и не смог познакомиться с соседями на лестничной площадке.

Поэтому, давайте учиться друг у друга! Мы – кавказцы должны «подтягивать» свою культуру (в первую очередь, культуру поведения), уровень самосознания и образования, но и у нас есть чему поучиться. Я уверен в том, что сегодня народы Северного Кавказа, в большей своей массе, хотят жить в мире и иметь добрососедские отношения с русским народом.

Ну вот, снова получилась большая статья. Хотя, иначе писать я не могу. Вы, наверное, уже привыкли. Кстати, после этой статьи будет очередной «еженедельный кроссворд» с денежными призами и очень классными новостями. Подпишитесь на обновления блога, чтоб не пропустить все это «вкусняшки». В заключение предлагаю вам посмотреть видео, в котором В. Путин называет Кавказ «жемчужиной России»:

Друзья, буду рад обсудить ваше мнение по поводу этой статьи в комментариях.

 

Впишите сюда свой e-mail:

 

Ваш Али Аскеров!

 

Комментариев: 109
  • Маргарита
    10/02/2012, 21:33

    Какая интересная статья!!! Спасибо, Али! Очень приятно, что упомянул понтийских греков, ведь так мало знают о них, моя мама — понтийская гречанка. Жаль, что понтийский язык вымирает, но греки стараются его сохранить . Уникальность нашего края — это дар, который мы обязаны оберегать, но только мы должны научиться это делать правильно. Ещё раз спасибо за такую интересную статью!

    Ответить
    • Али
      11/02/2012, 23:52

      Маргарита, мне было бы очень интересно послушать речь понтийских греков.

      Ответить
  • sergey
    10/02/2012, 21:57

    Реально очень интересная статья, я даже не знал что столько много народов на Кавказе, как же все-таки умеют ценить и любить своих родителей и родственников, уважать старших. приходить на помощь друг к другу, а ГЛАВНОЕ У НИХ НИКОГДА НЕ ОТНЯТЬ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И ЗНАМЕНИТОЕ КАВКАЗСКОЕ ГОСТЕПРИИМСТВО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

    Ответить
    • Али
      11/02/2012, 23:54

      sergey, приятно читать — НИКОГДА НЕ ОТНЯТЬ!!!

      Только не все это понимают!

      Ответить
  • Dinara
    10/02/2012, 22:50

    У нас кстати, есть род Адыгей и Ногай, наверное мы родственники :-D. Надо сохранять и приумножать все хорошее, что имеют наши народы. Ну и перенимать тоже положительное у других народов ). 

    «Горячие» наверное имеется в виду вспыльчивые, решительные, страстные. Мое мнение, хотя может есть и другой смысл )))

    Ответить
    • Али
      11/02/2012, 23:55

      Dinara, заметьте, я написал — «Горячие во всем»

      Ответить
  • Ербол
    10/02/2012, 23:19

    привет Динара, ты случаем не кащазка?

    Ответить
  • Dinara
    10/02/2012, 23:36

    да казашка

    Ответить
  • Dinara
    10/02/2012, 23:41

    Только не говорите, что мне нельзя читать блог о «горячих» кавказких парнях  :-D

    Ответить
  • Владислав Челпаченко
    11/02/2012, 01:38

    Али, молодец! Так подробно написал о народах, что читал на одном дыхании.

    В первый летний курсантский отпуск ездил в Махачкалу к своему товарищу — очень понравилось. Был в музеи и там интересовался историческими корнями этого чудного края, так что память освежил после твоей статьи:wink:

    Знаешь ещё что поразило, как сказал Путин — высокий нравственный потенциал. Это действительно так!

    Глубокое уважение к родителям и старшим братьям. Такого я еще нигде не видел :)

     

    Ответить
    • Али
      11/02/2012, 23:58

      Владислав, на самом деле, это еще не так подробно.

      Скоро о каждом народе буду писать отдельно!

      Ответить
  • aleks
    11/02/2012, 05:06

    всем доброе утро...

    тема конечно сложная , многоплановая...поэтому коснемся некоторых ракурсов...

    — многие спрашивают — почему на кавказе до сих пор сохранились принципы морали и нравственности — а в центральной России ее след простыл...Ответов конечно будет много ...и они будут разные...Но вот на что хотелось бы обратить внимание — мы с вами прекрасно осведомлены о росийской культуре и традициях времен Пушкина — Лермонтова-Гоголя-Белинского-Толстого-Чехова и помним как сильны были положения домостроя... как почитали родителей и как светлы были образы Наташи Ростовой, Балконского, Анны Карениной  идр.

    и почему сейчас все это кануло в лету...может воинственный атеизм большевиков- был началом морального разложения русского духа?Ведь не секрет  что мусульманские народы Кавказа и Средней Азии — в целом сохранили ,не смотря ни на что, — привержанность основам шариата и в советское время соблюдали эти принципы и в семье и в воспитании детей...!? Кто читал священную книгу мусульман — КОРАН  тот знает что это не только религия...это еще и КОНСТИТУЦИЯ общества...А воинственный Атеизм большевизма был прежде всего напрвлен прпотив ПРАВОЛАВИЯ... — как основы царизма...пришедшая на смену религии — комунистичекая идеология не смогла удержать процесс разложения обшества...тк страх перед богом и страх перед ракомом — разные уровни страха и уважения...

    Ответить
    • Али
      11/02/2012, 23:59

      Алекпер, большое спасибо за столько интересное дополнение!

      Ответить
  • aleks
    11/02/2012, 05:30

    ...продолжая тему — имею смелость заявить — что православная церковь и в нынешнее время остаеться приверженной защитницей верховной власти...и образы вождей государства всегда почитаються  как главные в пастве и обществе...все религиозные устои православной России строились на почитании — ЦАРЯ — помазаника божьего на земле...и если прокрутим в памяти кадры современной кинохроники(ТВ) — то отметим для себя — что и Ельцин  и Путин _ и Медведев — на всех церковных праздничных молебнах — особо почетные лица, VIP  персоны...так что — боже царя храни — еще актуально...

    Ответить
    • Али
      12/02/2012, 00:00

      На этот счет мы общались с одним очень интересным доктором исторических наук. Вот его выводы вас бы точно ошеломили...

      Ответить
  • aleks
    11/02/2012, 05:47

    как вы думаете — что явилось основой создания грузинского(картвельского ) алфааита? Шумерская эпоха...Вавилонская культура? или более позднии вехи истории?

    Ответить
    • Али
      12/02/2012, 00:01

      Алекпер, если вопрос адресован мне, то сейчас не готов на него ответить!

      Ответить
  • Георгий
    11/02/2012, 06:08

    Да, хорошее вдумчивое исследование. Я сам интересуюсь в некоторой степени этнографией, мне эти ветви всегда тоже было занято рассматривать.

    Ответить
    • Али
      12/02/2012, 00:01

      Гоша, спасибо за то, что оценил.

      Ответить
  • Сергей
    11/02/2012, 13:32

    Спасибо за интересную статью! Народов на Кавказе много, культура и традиции древние и многогранные. Действительно, хорошо бы ВСЕМ перенимать лучшее из этой сокровищницы. Нужно беречь и сохранять уникальность нашего края. И очень бы хотелось, Али, чтобы в одной из следующих статей ты осветил проблему сохранения языков. Не секрет, что многие дагестанцы в силу разных причин, находятся далеко от своей малой Родины и не имеют возможности изучать родной язык. Даже в Махачкале трудно найти литературу на родном языке, учебники. 

    Ответить
    • Али
      12/02/2012, 00:04

      Сергей, я обязательно напишу статью о кавказских языках. Спасибо большое за идею.

      Ответить
  • InvestProfi
    12/02/2012, 18:37

    Спасибо за интересные статьи! Удачи вам и процветания вашему сайту.

    Ответить
    • Али
      13/02/2012, 21:03

      Спасибо!!! Только пишите свое имя в нике!

      Ответить
  • aleks
    12/02/2012, 19:03

    ...НЕ ЗАЖГЛОСЬ...ЧИТАЮ КОМЕНТЫ... — НИКАКОЙ ДИСКУССИИ... НИКАКИХ ИНТЕРЕСНЫХ СООБЩЕНИЙ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ...ТО-ЛИ ЗИМНЯЯ ПОГОДА ПОВЛИЯЛА...ТО ЛИ ЧТО ЕЩЕ...ПРОСЫПАЙТЕСЬ...ТЕМА НЕ ПРОСТО ИНТЕРЕСНАЯ...ОНА ЕЩЕ И ЗЛОБОДНЕВНАЯ...ЖИЗЕНОВАЖНАЯ...АЛИ — У МНИЦА...ОН ДЕЙСТВИТЕЛЬНО УМЕЕТ ВЫТАЩИТЬ НА МЕЙДАН ТАКОЙ ВОПРОС...КОТОРЫЙ НЕ ОСТАВИТ РАВНО ДУШНЫМ НИКОГО...

    ВОТ НАПРИМЕР УВАЖАЕМЫЙ СЕРГЕЙ ПИШЕТ — ТРУДНО МОЛ В ДАЛЕКЕ ОТ ДОМА ПОЛЬЗОВАТЬСЯ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ...А В МАХАЧКАЛЕ — ДАЖЕ- ТРУДНО НАЙТИ ЛИТЕРАТУРУ — ИЛИ УЧЕБНИКИ — НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ...

    СЕРЕЖА! О ЧЕМ ВЫ?? ВО- ПЕРВЫХ А КАКОЙ ПО ВАШЕМУ ЯЗЫК В МАХАЧКАЛЕ — РОДНОЙ???..АВАРСКИЙ?  ДАРГИНСКИЙ?..ЛЕЗГИНСКИЙ?  ...НЕТ КОНЕЧНО...ВСЕ ОБРАЗОВАННОЕ НАСЕЛЕНИЕ МАХАЧКАЛЫ ДУМАЕТ И ГОВОРИТ НА РУССКОМ...ИБО ОН ОБЩИЙ ДЛЯ ВСЕХ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ...

    В СЕЛАХ — НАООБОРОТ...ДУМАЮТ И ГОВОРЯТ НА РОДНОМ...А КОГДА НАДО ЧТО ТО ОБЬЯСНИТЬ ПРИЕЗЖИМ — ЗАТРУДНЯСЬ И МЕДЛЕННО ПЕРЕВОДЯТ В УМЕ НА РУССКИЙ И С АКЦЕНТОМ НЕ СОБЛЮДАЯ ПОРОЙ ГРАМАТИКУ — ПЕРЕВОДЯТ НА РУССКИЙ

    ...ОТСЮДА ВЫВОД- ЕСТЬ ЯЗЫКИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ- ЭТО НАВЕРНО ТЕ ПО КОТОРЫМ МЫ И ПОЛУЧАЕМ ОБРАЗОВАНИЕ- КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ= ВЕДЕМ ДИСКУССИИ- ОБЩАЕМСЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ...

    И ЕСТЬ ЯЗЫКИ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ...НА КОТОРОМ ОБЩАЕМСЯ ИСКЮЧИТЕЛЬНО СО СВОИМ ЭТНОСОМ...

    К ПЕРВЫМ МЫ БЕССПОРНО МОЖЕМ ОТНЕСТИ — АНГЛИЙСКИЙ- РУССКИЙ — ИПАНСКИЙ — АРАБСКИЙ -ТЮРКСКИЙ -НЕМЕЦКИЙ -ФРАНЦУЗКИЙ — КИТАЙСКИЙ-ХИНДИ

    КО ВТОРЫМ ОСТАЛЬНЫЕ  НЕСКОЛЬКО СОТЕН ЯЗЫКОВ И ДИАЛЕКТОВ НАРОДОВ МИРА.

    ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И МУЛЬТИКУЛЬТУРИЗМ — УСИЛИЛИ ПРОЦЕССЫ УНИФИКАЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ ЯЗЫКОВ И ОСЛАБИЛИ ПОЗИЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА... ПОДУМАЙТЕ ОБ ЭТОМ...

    Ответить
    • Али
      13/02/2012, 21:06

      Алекпер, тебе самому уже пора свой блог открывать!

      Уверен, что ты будешь пользоваться успехом!!!

      Ответить
      • aleks
        14/02/2012, 23:33

        ... АЛИ-ГАРДАШ ! НАМ ХВАТИТ ОДНОГО БЛОГА НА ВСЕХ... ДЕЛО НЕ В ИХ КОЛИЧЕСТВЕ...А В ИХ КАЧЕСТВЕ...

        А ТЕБЯ ПРЕВЗОЙТИ НЕ ВОЗМОЖНО...ТЫ — ЛУЧШИЙ  СРЕДИ РАВНЫХ!

        Ответить
        • Али
          16/02/2012, 01:57

          Да ладно ты)))))))))))))))) хватит меня смущать!!! А так, спасибо...

          Ответить
  • Maryam_05_Region
    13/02/2012, 20:07

    Хорошая статья!!Особенно понравился ролик первый...Ведущий молодец,приятно слушать было.

    Ответить
    • Али
      13/02/2012, 21:13

      Maryam, я тоже уважаю Соловьева!

      Ответить
  • Вячеслав
    15/02/2012, 02:18

    Очень хорошая статья мне очень понравилась, наверное я все таки как нибудь решусь сьездить на кавказ куда нибудь в кабарду на чегемские водопалы там говорят очень красиво

    Ответить
    • Али
      16/02/2012, 02:02

      Вячеслав, я тоже много слышал о Чегемских водопадах... даже приглашали несколько раз, надо исправлять эту оплошность

      Ответить
    • Татьяна
      27/02/2012, 14:20

      А когда вы собираетесь поехать? Может попробовать организовать свою группку? Языкового барьера не будет, что уже залог успеха. Дальше определиться с отправными точками и местом окончательного сбора, выбрать подходящее для большинства время. Надо продумать.

      Ответить
      • Али
        28/02/2012, 01:39

        Если не можешь прекратить бардак, то возглавь его)))))))))))))))))))))))

        Татьяна, я готов поработать вашим гидом! На бесплатных началах!

        Планирую поехать туда в мае!

        Ответить
  • Алина
    15/02/2012, 23:34

    Доброго времени суток, Али)

    Очень интересная статья. Скорее всего, немного русских прочитали её. Если бы прочитали, то, наверняка, можно было бы увидеть огромное количество гневных комментариев))

    Кавказцы берегут, сохраняют, чтут свои традиции. Не бросают своих родных: детей, стариков. Да, мало, кто среди них так любит выпивку, как русские...

    Русских можно противопоставить кавказцам во всем выше перечисленном. К сожалению, так они приобретают такие отрицательные качества...

    Просто, все эти плюсы забываются на фоне минусов...таких как: наглость, проявление неуважения к культуре других людей. Есть еще такое утверждение, что кавказцы считаются законченными бабниками, что никак не делает их лучше в глазах окружающих)))))) Используют и выбрасывают русских девушек))) (можно конечно прокомментировать, что нечего русским девушкам самим им отдаваться... да я и согласна буду с этим комментарием. Но если так подумать то, нечего приставать к этим самым русским девушкам. Я никогда не могу прийти в этих мыслях к окончательному мнению...)).

    Я сама русская... И когда-то была абсолютно уверена, что никогда в жизни не буду общаться с кавказцами. Но, оказывается, ни в чем нельзя быть точно уверенным. Слушая лишь только отрицательные отзывы людей, которые общались с кавказцами и имели с ними явно негативный опыт общения, я была уверена, что все так и есть, я не смогу увидеть в этих людях, что-то хорошее и так далее...

    Но около года назад я познакомилась с одним парнем. У нас завязалось общение и я даже как-то не думала о его национальности... Только спустя пару дней я осознала, что общаюсь с лезгином... и не вижу в этом ничего ужасного))) Тогда я поняла, что не стоит судить о людях по чужим рассказам)

    С тех пор я как-то заинтересовалась кавказской культурой, уже не думая, что в этом есть что-то отрицательное)) Набрела на твой сайт и с удовольствием его посещаю))))  :)

    Ответить
    • Али
      16/02/2012, 02:12

      Алина, спасибо тебе... а я с удовольствием всегда читаю твои комментарии!!! Кстати, та твоя проблема решилась?

      Ответить
      • Алина
        16/02/2012, 10:07

        Я была немного удивлена, но в воскресение на прошлой неделе, вроде бы все разрешилось.

        Там просто маленькая история произошла... :)

        Ответить
        • Али
          17/02/2012, 20:58

          Алина, хорошо, что все разрешилось!

          Желаю тебе счастья!

          Ответить
          • Алина
            17/02/2012, 21:05

            Спасибо большое...)

            Ответить
  • Анна
    19/02/2012, 16:05

    Анна

    Али, добрый день!

    Вы правильно поняли подняли эту тему и я соглашусь с Алиной, что мало русских читало Вашу статью. Почиться у кавказцев русским теперь придётся многому: отношению к старикам, старым больным людям, уважительному отношению к родителям, к своим же девушкам и женщинам (я уж не говорю о других), культуре поведения и общения на улице и в общественных местахи т.д.

    В обществ. транспорте русские мужчины места женнщинам и старикам не уступают, а уступают именно кавказцы, иногда жители средней Азии.В Москве происходит так. Почему русские женщины любят «горячих кавказких мужчин»? Это понятно; свои почти всегда хронически пьяные, грубые, неухоженые, ухаживать за женщинами не умеют и не хотят.Извините, и пахнут с утра не очень. Конечно, виноваты в этом и русские женщины отчасти, но это уже др. тема. Встречаются среди русских и славянских мужчин нормальные и порядочные, но в очень малом количестве. Вот и хочется русским женщинам почувствоваь себя женщинами хотя бы немного, а дать им каплю внимания могут «горячие кавказские ребята».Я не злорадствую. Это грустно, но к сожалению это так. А в России институт семьи, брака разрушен, единицы полных семей (де папа и мама). А если благополучных — то наверно 5-7%.Количество мужчин непьющих, здоровых, работящих хуже чем после ВОВ. Это уже мнение последних соц.опросов. Кстати; после ВОВ не было такого количества наркоманов,пьяниц, тунеядцев, «голубых».А ведь сколько сейчас семей, где мужчины, вообще, работать не хотят, живут за счёт жён и пенсий родителей. Не пьяницы и инвалиды, а самые настоящие тунеядцы. Прикрываются тем, что нет работы.И это тоже присуще русским мужчинам в настоящее время.

    Ответить
    • Али
      20/02/2012, 00:59

      Анна, что-то вы слишком плохо думаете о русских мужчинах!!!

      Ответить
      • aleks
        21/02/2012, 06:34

        АЛИ...АННА НЕ ОДИНОКА В СВОИХ СУЖДЕНИЯХ...НЕДАВНО ПОБЫВАВШИЙ В РОССИИ ИЗВЕСТНЫЙ КУТЕРЬЕ КАРЛ ЛАГЕРФЕЛД ПУБЛИЧНО ЗАЯВИЛ , ЧТО В РОССИИ САМЫЕ КРАСИВЫЕ ЖЕНЩИНЫ...И САМЫЕ УРОДЛИВЫЕ МУЖЧИНЫ...

        Ответить
        • Али
          22/02/2012, 02:39

          Алекпер, ну... на мужчин не заглядываюсь))))))))))))))

          Ответить
          • aleks
            22/02/2012, 23:46

            ... НЕ ЛУКАВЬТЕ , АЛИ — ГАРДАШ...НА ВОПРОС АННЫ ВЫ ТВЕТИЛИ — " Анна, что-то вы слишком плохо думаете о русских мужчинах!!! " — ЗНАЧИТ ВЫ О НИХ ВСЕ ТАКИ ДУМАЕТЕ...И НАВЕРНО ДУМАЕТЕ — ХОРОШО ))))))))))))))))

            Ответить
            • Али
              23/02/2012, 00:32

              Какого же вы мнения обо мне... эх

              Ответить
  • Анна
    27/02/2012, 22:18

    Али, добрый вечер!

    Не думала,что моё высказывание вызовёт такие эмоции. Не хотела никого обидить- просто написала то что думаю.Но я не хочу всех примерять под одну гребёнку. Конечно, есть и порядочные русские мужчины и женщины.Как говорит часто говорит мой дедушка, нет плохих наций — есть плохие люди.Просто мне кажется, что у русская нация приближается «к какой-то точке невозврата» в смысле культурных и моральныхьпонятий. У меня дедушка, тоже кстати военный в отставке,до сих пор общается и дружит со своими товарищами с которыми служил на Северном флоте и учился в Ленинграде в военном училище.Его друзья и знакомые самых разных национальностей и ве прекрасно к друг другу относятся.

    Ответить
    • Али
      28/02/2012, 01:53

      Кстати, Анна, я сам сейчас учусь в Ленинградском военном училище)))))))) вернее, нахожусь здесь на курсах повышения квалификации!

      Ответить
  • Татьяна
    29/02/2012, 17:16

    Из поэмы Р.Гамзатова «Звезда Дагестана»:

    «Я готов поклясться головой:

    Пусть аварцев всех на свете горстка —

    И у нас родится Глинка свой,

    И умы встревожит Пушкин Горский.»

    Поучиться у кавказцев можно умению зажечь, увлечь, остроумной решительности. Чему подтверждение и быстро развивающийся блог Али и сам Али. Чего стоит мгновенная реакция: «Если не можешь прекратить бардак, то возглавь его». Прошу прощения, что нарушила порядок, вклинилась в строй (это чисто импульсивно), весь день переживала по этому поводу, но ещё более (и уже восторженно)по другому. На помощь примчался гений Р.Гамзатова со стихом-ответом «Собираясь в дорогу»:

    Привычный к сборам, хлопотам, дорогам,

    Как в горской сказке, жгу тигровый ус,

    И ждёт мой конь горячий за порогом:

    Когда ж я наконец в седло взметнусь?

    Все то, что мной обещано, — исполню.

    Без устали объеду полземли.

    Синеют горы, зеленеют волны,

    И гром тамтамов слышится вдали.

    Любимая, ко мне явился вестник,

    Он пылью, солью, бурею пропах.

    --Скорее в путь! — приказывает песня,

    Я — на коне, и ноги — в стременах.

    Ответить
    • Али
      01/03/2012, 01:46

      Спасибо за столь красивый и душевный комментарий!

      Ответить
  • Дмитрий Беркман
    26/03/2012, 17:53

    БАЛКАРЦЫ кумыки ногайцы относятся к кипчакской группе,они ближе по языку

    а калмыки вообще монголоязычны

    а азери и турки к огузской

    что то ты напутал кардаш

    Ответить
    • Али
      26/03/2012, 18:33

      Дмитрий, если вы мне покажите в каком-нибудь научном издании такое понятие, как «кипчакская группа», то я обещаю переделать статью!

      Согласен, было ханство кипчакское.

      И... не азери, а зербайджанцы.

      Ответить
    • алекс
      14/07/2012, 15:05

      ...вы забываете — что все что вы перечислили — относиться к алтайской языковой группе...а подгрупп там действительно много...и правильно замечено — что азери относятся именно к огузкой группе...калмыки — относятся к монголоидной расе...а по языку — все таки тюркоязычная алтайская семья

      так что Гардаш ничего не путал...

      но вам большой респект за интерес к этой теме...Спасибо!

      Ответить
  • Анна
    18/05/2012, 22:37

    Али, добрый вечер!

    Давно не заходила на этот пост.Очень рада, что Вы двигаетесь в правильном направлении(учитесь в Ленинградском военном училище).

    Ну а ещё у кавказцев отличная кухня. Вот чему надо поучиться!Я так думаю, это увлекательный и долгий процесс.

    Извините, за мои комментарии, но мои подруги уже ждут рецептов.Поскольку эти рецепты будут читать люди не только хорошо умеющие готовить, но и только начинающие осваивать эту кухню — начинайте с более простых блюд и подробно, может местами даже примитивно описывать процесс приготовления блюд. Такой гурман как Алекс поймёт и в кратком варианте, а мои подружки (особенно русские девчонки) хотят всё осваивать с азов.Можно даже разные варианты приготовления,они ведь в разных районах немного по-разному готовятся(долма в азербайджанском варианте и долма в армянском варианте; хинкал, чуду, шашлык и т.д.).

    Али, вы сейчас будете выкладывать рецепты только азербайджанской кухни или будут блюда дагестанской, чеченской, ингушской, черкесской, грузинской, армянской, осетинской, татской кухни?

    Ответить
    • Али
      19/05/2012, 20:17

      Анна, по возможности буду выкладывать блюди различных кавказских народов!

      Можете помочь мне в этом деле...

      Ответить
  • Антонина
    10/07/2012, 19:09

    Обычно не оставляю комментарии, но информация настолько понравилась, что нужно отдать Вам должное — огромное спасибо, Али!!! очень познавательно!

    Ответить
  • Ирина
    25/07/2012, 21:12

    С интересом рассмотрела схемы национальностей Кавказа. Почитала комментарии. Ну, не совсем я конечно согласна! Хороших и достойных мужчин везде хватает, впрочем как и других... А у кавказцев действительно есть чем поучиться... Лучше гор есть только горы!..

    Ответить
    • aleks
      11/06/2013, 21:29

      ...хорошо когда мы меняемся к лучшему...Вы уже толерантны к кавказским мужчинам...значит...можете их со временем и полюбить ( надеюсь на рынке вас уже никто не раздражает... =)

      Ответить
      • dicci
        06/02/2015, 22:35

        ...Вы уже толерантны к кавказским мужчинам... -тогда мы идем к вам...(шутка)

        Ответить
    • White_Dagestanec
      13/06/2013, 00:13

      Жаль, что адекватных представителей русских все меньше и меньше.

      Ответить
  • Алана
    12/09/2012, 20:31

    Привет, Али! Классная статья 8) Но хочу кое-что уточнить, ты написал что у кавказцев есть общие обычаи:гостеприимство, танцы, похищение невесты, куначество, уважение к старшим, кровная месть. Я осетинка, и у нас на местном видела фильм про осетинскую свадьбу!!! Я конечно на ней была, но не задумывалась о значении многих обрядов, а их так много и каждый несёт определённый смысл, всего сейчас не расскажешь, да я наверно и не знаю всего. Там её описывали подробно: как она проводилась раньше и как сейчас (Почти что все сохранены, не думаю что все могут этим похвастаться , некоторые немножко изменены, как например то что теперь невеста у себя дома во время свадьбы может быть в европейском платье а когда везут в дом мужа переодевают в национальное) или раньше фату снимали каким нибудь острым предметом кинжал палка,потом его относили в женскую половину дома, там где был очаг, а сейчас делают специальные палочки, типа флажка с красивой вышивкой и сейчас когда нет очага то хранят на кухне, по крайней мере должны, так же рассматривали её с мифической стороны, используя осетинский нартовский эпос(например сказание о братьях Ахсаре и Ахсартаге и красавице Дзерассе, дочери Донбеттыра, в нём описывалось что кто-то начал воровать золотые яблоки в саду нартов, и тогда нарты стали по очереди их охранять, пришла очередь Ахсартага и Ахсара, ночью Ахсартаг заметил голубку Это была Дзерасса, он выстрелил стрелу и ранил её и подобрал крыло она улетела а яблоко забрал Ахсартаг, потом по следам крови он пришел к морю , если коротко попал в подводное царство, там его приняли накормили уложили как подобает гостю, потом узнал что у них больна сестра, по рассказам понял что это та голубка дал ей целительное яблоко и крыло, она выздоровела и превратилась в прекрасную девушку, в семь раз краше чем была раньше, потом они поженились. Через призму этого мифа и ещё нескольких посмотрели на осетинскую свадьбу и объяснили например два танца которые строго танцуют на осетинкой свадьбе хонга кафт и зилга кафт. Первый танец это скрадывание добычи, когда танцуют не сближаясь, т.е. мужчина охотник присматривается к добыче, действие идёт по кругу, двигаются диагонально. А другой танец когда мужчина начинает преследовать девушку, и она буквально от него убегает, прикрываясь рукой.Имелось ввиду что нарт Ахсартаг показал всем нартам как нужно добывать подчёркиваю, не воровать себе жену. Атанцы символизируют как Ахсартаг охотился на Дзерассу, отследил её и добыл.Ещё я слышала такую фразу, что женщина умирает трижды, когда рождается женщиной, когда выходит замуж и когда её несут на кладбище. Считалось что свадьба это победа над смертью. Это был союз не по желанию, а так было надо, олицетворял союз неба и земли, сотворение мира. Свадьба это инсценировка-попытка ощутить всё это, у каждого своя роль. А для жениха и невесты это шанс ощутить себя мужественным нартом Ахсартагом и красавицей Дзерассой.

    Ну а теперь об обычае умыкания невест. Там его тоже упомянули. И знаете что, а то что у осетин такого обычая не было, думаю что не все осетины об этом знают, уж сильно он нам приелся. :-D У соседних народов бытовало два способа: сватовство и умыкание, а у нас нет. Когда Осетия вошла в состав России, было тяжёлое время, не все горцы могли отдать калым, а по тем меркам он был просто огромный. Многие ехали в Австралию, в Америку на заработки, а потом возвращались и женились. вПОСЛЕДСТВИИ на сельских собраниях собирались и провозглашали что отныне в этом селе, ауле не будет такого вредного обычая, но так было не во всех аулах и сёлах, поэтому на выручку к нам пришёл этот обычай. Но это всегда вызывало закономерную месть. это было ударом не только фамилии, откуда родом была девушка, но и оскорблением всему обществу. Так что этот обычай не был общим. Да и доказано что мы предки скифов сармато алан а это североиранские племена которые жили в причерноморье на кавказе, в средней азии, в передней, на алтае и тибете. Так что мы не происходим с кавказа, но в то же время мы здесь жили как минимум уже тысячу лет.

    Спасибо, что всё прочитали, и ещё: "Народы у кого живёт такой обычай, расскажите пришлый ли он у вас или нет, потому что мне кажется что он очень древний, и что наши далёкие предки могли им пользоваться раньше %) "

    Али, больщое спасибо, за твой труд! =)

    Ответить
    • aleks
      11/06/2013, 21:25

      очень красивый обряд у осетин на свадьбе...мне удалось посмотреть свадьбу Алана Дзакоева( изв. футболист ) — все как вы описали...и фату приподнимали именно кинжалом.

      Ответить
  • анатолий
    04/10/2012, 17:26

    замечательная статья!

    если бы ее еще и прочитала современная молодежь.

    Ответить
  • Юлия
    16/11/2012, 18:12

    Познавательная стать. Спасибо. Узнала много нового.

    Ответить
  • Магарамова Карина
    28/11/2012, 14:56

    Али,очень понравилась статья! Жаль, действительно, что некоторым жителям России (к сожалению в последнее время их еще больше) это неинтересно и не волнует, поэтому никакого понимания о культуре кавказских народов у них нет...за что становится обидно. Большое удовольствие получила от чтения, т.к. сама закончила географический факультет и это очень близко и интересно мне :)

    Ответить
    • Али
      30/11/2012, 13:05

      Карина, народы и народонаселение больше относится к демографии, нежели к географии. Хотя... есть у этих наук очень много общего!

      Ответить
      • Карина
        30/11/2012, 13:23

        Больше относится даже к этнографии, а этнография (демография в том числе) является частью географии :)

        Ответить
        • Карина
          30/11/2012, 13:25

          Вернее этнография и демография как составные части географии.

          Ответить
          • aleks
            11/06/2013, 21:21

            не согласен..., частично — этнографию можно отнести к географическим наукам, но уж демографию — никак...обе отрасли науки относятся к социологии, науке изучающей человеческое общество...Так что- ляпсус..., но простительный...

            Ответить
  • Л-мир
    18/01/2013, 21:55

    *IN LOVE* Добрый вечер , агсакал . Спасибо за старании , Респект . У Вас очень глубокие знании и интересный подход к теме .Думаю только Вы сможете точно и обстоятельна ответит на вопрос :

    Какой из

    1)народов

    2)народностей

    3)какая нация

    в Кавказе самое малочисленное ( почти на гране вымирания ) ?

    Пожалуйста , копию ответа отправьте мне в маил-адрес : Psychoanaliyst@mail.ru

    Ответить
    • Л-мир
      19/01/2013, 02:08

      Ой , Пордон ,Извиняюсь я не правильно написал свой маил-адрес . На самом деле должно быт вот так

      Psychoanalyst@mail.ru

      Жду Вашего ответа и за ранее Благодарю

      Ответить
  • Л-мир
    19/01/2013, 02:06

    Ой , Пордон , я не правильно написал свой маил-адрес . На самом деле должно быт вот так

    Psychoanalyst@mail.ru

    Жду Вашего ответа и за ранее Благодарю

    Ответить
  • Л-мир
    21/01/2013, 04:35

    Добрый вечер , агсакал . Спасибо за старании , Респект . У Вас очень глубокие знании и интересный подход к теме .Думаю только Вы сможете точно и обстоятельна ответит на вопрос :

    Какой из

    1)народов

    2)народностей

    3)какая нация

    в Кавказе самое малочисленное ( почти на гране вымирания ) ?

    Будет шикарно ,если откроете такую тему.И хотел бы знать , как можно восстановить свою генетическую дереву и свою национальность ( вид во многих местах , не возможно в паспорте указать свою национальность ) ?

    Пожалуйста , копию ответа отправьте мне в маил-адрес : Psychoanalyst@mail.ru

    За ранее Благодарю

    Ответить
    • aleks
      11/06/2013, 21:47

      ...боюсь ощибится. но если рассматривать рутулцев или табасаранцев — за отдельный этнос- то наверно самым малочисленными будут «рутульцы»

      Ответить
  • aleks
    21/01/2013, 23:56

    интересный парадокс: в Дагестане проживает более 30 национальностей и этносов — но нет национально-административного деления ...никто не претендует на приоритет или обособление какой то нации...и в то же время — каждый этнос и национальность расселяются на территории своих предков- за исключением конечно столицы и больших городов...где на первое место выходит уже работа, учеба, бизнес...или комфортность проживания...

    хороший опыт...Как вы думаете — стоит ли его применить на территории всего Северного Кавказа, а также других регионов РФ?

    Ответить
  • Ali_Lakec
    09/06/2013, 22:28

    Азербайджанцы вообще не относятся к кавказу. Эти алтайские кочевники были заселены туда Сталиным, специально чтобы отуречить и ассимилировать автохтонные народы Дагестана и Армении.

    Достаточно только сравнить внешность азербайджанцев и коренных кавказцев (например даргинцев). Разница на лицо.

    Даргинцы — в большинстве своем европеоиды, похожи на французов и немцев. А азербайджанцы в большинстве своем смуглые, волосатые и монголоидные (есть конечно исключения, но это смешанные браки).

    Кстати, из-за азербайджанцев и пошел этот стереотип о «черножопости», с легкой руки Сергея Бодрова. И из-за азербайджанцев русские ненавидят все остальных жителей Кавказа.

    Ответить
    • Али
      10/06/2013, 00:12

      Ali_Lakec, очень удивительный комментарий!

      Писать о целой нации такую ересь — это, как минимум, глупо.

      Вот так вот взялись и появились из под земли 9 млн азербайджанцев в самом Азербайджане и почти 30 млн в Иране.

      А еще примерно 2,5 млн в России! И их не было до 20 века? Это какие темпы рождаемости нужно иметь, чтоб вот так расплодиться!

      Небольшая ремарка: если не заглядывать в глубину веков (известно, что слово «Азербайджан» произошло от «Атурпатакан»), то еще в 1786 году русский офицер полковник Бурнышев все территории севернее реки Аракс, в своих документах называл «Азербайджаном».

      Думайте, пожалуйста, головой, когда пишите подобное... не хотим устраивать здесь «чистку», но и разжигать межнациональную рознь не дадим на страницах блога.

      Больше предупреждать не будем! Спасибо за понимание!

      Ответить
      • santa-claus
        11/06/2013, 22:57

        «Вот так вот взялись и появились из под земли 9 млн азербайджанцев в самом Азербайджане и почти 30 млн в Иране.

        А еще примерно 2,5 млн в России! И их не было до 20 века? Это какие темпы рождаемости нужно иметь, чтоб вот так расплодиться!»

        Были, правда назывались они кавказскими татарами. И произошли они в результатк смешения иранцев и тюркских кочевых племен (киргизы, узбеки и пр.).

        Ответить
        • Али
          11/06/2013, 23:49

          Ну, тогда уж извините... половина наций, которые есть сегодня, сто лет назад назывались совсем иначе.

          К примеру, иранцы — персы и т.д. В Дагестане половина народностей вообще не существовало в это время. Поэтому, давайте закроем эту тему...

          Ответить
      • llekk
        30/07/2013, 04:40

        Вас интерсно читать, Али. Но факт остаётся фактом,"азербайджанцы" или, если быть точным в терминологии азери-тюрки, народ пришлый на Кавказе, сильно смешавшийся с автохтонами Кавказа. И в этом нет ничего стыдного, русские отже пришлый народ. Но только азери почему-то стесняются своего алтайского происхождения. Да и Вы сами наверняка знаете, что само название «азербайджанец» как нации , на территории СССР появилось только в переписи 1936 года, не говоря уж о царской России. А раньше назывались « кавказские татары», «кавказские турки», дабы отличать вас от анатолу-тюрков и ахишка( месхи-тюрков).

        Ну не вводите народ в заблуждение и не надо стесняться того, что азери пришлый народ, прочно заселивший Закавказье и Кавказ, все ( как правило) откуда-нибудь да пришли:).

        А уж ссылка на то, что Дербент — «азербайджанский» город...))) по увеличивающемуся количеству азери в городе, согласен, скоро, возможно станет городом Южного Дагестана с преобладающим тюркоязычным населением. Но Вы и я прекрасно знаем, что многие, проживающие в Дербенте и ближних селениях жители, записанные «азербайджанцами», на самом деле таковыми не являются. В сёлах много терекеме, которых Вы с трудом поймёте, если только сами не являетесь представителем этого этноса, а большая часть населения магалов под цитаделью — иранцы, названные «азербайджанцами» по прихоти Багирова и Сталина в те же смутные времена, когда создавалась химера «Большого Азербайджана», включающего сегодняшнюю закавказскую республику и часть Ирана.

        Альхамдульиллах! этот бред не сбылся.

        Поговорите с иранцами, говорящими на тюркском, не на фарси. Они называют себя не «азербайджанцами», а «ирани-азери» в отличие от «ирани-фарси», отсюда и самоназвание, принятое тюркоязычными.

        Азери́[1] (азари, адари; آذری Āḏarī /ɑːzæri/, араб. al-āḏarīya‎‎) — древний, исчезнувший индоевропейский язык Иранского Азербайджана[2] (Атропатены), северо-западной подгруппы иранских языков.

        Был распространен на территории юга современного Азербайджана, в частности на территориях населенных теперь талышами, которые, возможно, являются потомками древнего ираноязычного населения края, и на северо-западных провинциях Ирана: Ардебиль, Восточный Азербайджан, Западный Азербайджан и Зенджан (их называют Иранским Азербайджаном)[3], существовавший предположительно вплоть до XVII века и вытесненный азербайджанским языком тюркского происхождения.

        Владимир Минорский, в свою очередь, отмечает, что «В начале 5-го/11-го вв. орды огузов, сначала более мелкими группами, а затем в значительных количествах, при Сельджукидах захватили Азербайджан. В результате иранское население Азербайджана и прилегающих к нему регионов Закавказья стало тюркоязычным; в то же самое время характерные черты азербайджанского тюркского языка, такие как персидская интонация, отказ от вокальной гармонии, отражают нетюркское происхождение тюркизированного населения.»[10].

        В России ранние описания происхождения азербайджанцев появляются уже в конце XIX — первой половине XX вв. Так издававшаяся в Российской империи энциклопедия Брокгауза и Ефрона писала, что «Адербейджанские татары — потомки тюрков-сельджуков и тюрко-монголов армии Гулагу-хана (XIII в.), но в значительной степени также отуреченных иранцев»[11], а согласно БСЭ 1926 года, «в эпоху упадка халифата начинается постепенная инфильтрация тюркских элементов в Восточное Закавказье. Коренное население (албанцы) или подвергается уничтожению или оттесняется в горы, чаще же всего смешивается с завоевателями. Окончательно тюркский (азерский) элемент утвердился в восточной части Кавказа в результате т. н. монгольского нашествия XIII в. и последующих завоеваний Тамерлана, туркменов, турок-османов и др.

        Прости, что повторяюсь, не нужно стесняться того, что ваш народ находится в начале пути становления. тем больше шансов, что нация консолидируется и станет настоящей нацией. Просто не совсем этично приписывать себе заслуги тех, кто жил в этой земле раньше.

        Жаль, что при всей Вашей безусловно просветительской и экуменистической деятельности, направленной на взаимопонимание народов, Вы не избежали критического отношения в отношении собственного народа.

        С уважением к Вашей работе.

        P.S. Упоминая иранские народы и, в частности, осетин, Вы забыли упомянуть ясов. Не легендарных предков осетин, а современный этнос.

        Ответить
        • Али
          30/07/2013, 13:37

          Уважаемый llekk (не ошибусь, если предположу, что вы — лезгин, так как представители этого народа часто встречаются под такими никами), никто ничего не стесняется. Моя задача — сделать Кавказ ближе к другим народам.

          А азербайджанец, лезгин, цахурец или чеченец — не имеет никакого значения.

          И... я, вроде, в этой статье не заострял внимание на азербайджанцах и никак не выделял этот народ.

          А так, интересные уточнения.

          Ответить
        • Ельдар
          02/08/2013, 15:19

          А ты не прав только лезгины которые проснулись в 21 веке и узнали что кроме банального танца лезгинка у них нет ничего(Ни алфавита ни истории ни культуры) стали себя албанцами называть и присваивать чужую культуру)))это с одной стороны плюс что вы стараетесь стать похожими на общестов(хоть медленно и неудачно)Но с другой стороны дорогой лезгин точнее лек))))придумайте себе сначала алфавит((Для вашего лезгинского малогабаритного мозга напомню---список букв определяющий язык общения)потом уж болтайте о «пришлых» азербайджанцах и о «античном» лезгинском крае который «граничил» с Древним Римом и дал таких Великих полководцев как Цезарь и Цицерон и тд)))Которые вы придумали для чобанов за партами))))которые хоть с высшим дипломом или со средним все равно будут овец пасти))) :-D

          Ответить
  • Ali_Lakec
    09/06/2013, 22:33

    И дело даже не в том, что они тюрки. Т.к те же кумыки или карачаево-балкарцы имеют тюркский язык, но внешность, обычаи и поведение схожи с остальными народами.

    А азербайджанцы это искусственная нация, до 20 века вообще не существовало такой нации, во времена российской империи их называли закавказские татары.

    Ответить
    • алекс
      10/06/2013, 01:46

      Ali-Lakec-думаю, что никакой ты не лакец и не дагестанец — ты армяшка..., противный. мерзкий и двуликий.

      Так вот, армянский кот — прижми свой хвост и слушай: азербайджанцы — это нация, признаная всеми странами и народами мира, имеющая свой язык, традиции, культуру, историю, государство.Авторитет Азербайджана , в настоящее время — во всех международных организациях самый высокий после РФ — среди республик СНГ.

      Тот факт, что в средние века — Азербайджан был одной из административных территорий Персидской империи -говорит только в пользу его национальной обособленности.Этнический ареал азербайджанцев формировался конечно на корнях древних кавказских государств — Мидии, Антропатены, Албании...В качестве основного языка общения -с древних времен утвердился тюрксий, благодаря проникновению турков — сельджуков из средней Азии- на Кавказ.

      Однако 20-30 % дополняются арабскими и персидскими словами и выражениями.

      А вот вами любимая армянская нация — имеет совсем другую историю:настоящее название нации — хайки, и страны — Хаистан. Это название получено от имени первого вождя этого цыганского племени- Хайка.Племя много веков скиталось по Евразии, и в древнии века, кочевники пришли в междуречье, Месопотамию, Вавилон. Там было небольшое государство — АРМИНИЯ. Хайки попросили царя Арминии дать им подданство, и с тех пор они назывпали себя — арминами, а Родину — Арминией...Вот такая история...

      Так что не прячься за великое мусульманское имя — АЛИ, не прикидывайся лакцем...Ты хайк!

      Ответить
      • Ali_Lakec
        11/06/2013, 16:04

        Во первых я не хайк, и на армян мне глубого паралельно. А во вторых — многие азербайджанцы сами разжигают Кавказофобию в своих блогах и группах в социальных сетях, прикрываясь идеями пантюркизма.

        И кроме того я не хочу стать очередной жертвой скинхеда или «борца за русь», только из-за того, что маргиналы азербайджанского или узбекского происхождения ведут себя по хамски.

        Ответить
        • aleks
          11/06/2013, 20:31

          ...так ты еще и трус...Ну точно армяшка...значит скинхедов испугался...ха-ха-ха...

          не бойся — даже скинхеды — с гавном не связываются...воняете вы уж слишком мерзко...А с блога — давай драпай...здесь таким придуркам не место...

          это серьезный блог...и дешевых провокаторов здесь не любят...Понял?

          Ответить
          • Али
            11/06/2013, 20:44

            Уважаемый Алекпер, конечно же, Вы — один из самых ценных читателей блога, но все же и Вас попрошу быть корректным!

            Спасибо за понимание!

            Ответить
            • aleks
              12/06/2013, 13:28

              Олду реис!

              просто со всеми надо разговорить на понятном им языке...Как говорят мудрые аксакалы -" Не мечите бисер перед свньями..." 8)

              Ответить
          • Kavkaz_Independent
            11/06/2013, 20:51

            Во первых я не армяшка, а во вторых — на скинхедов мне паралельно, просто уже многие сталкивались с «честным» российским правосудиям, когда за простое убийца Кавказцы сидят по 20 лет, а всякие педофилы и мяньяки по 5-10.

            Ответить
            • kabardinec
              18/08/2016, 22:24

              ...а за убийство русского сидят по 2 года! Отсюда все беды! Бог один у всех и имя ему СПРАВЕДЛИВОСТЬ! А не религиозные и фанатичные «божки» ВСЕХ народов мира! Закон должен быть для всех один!!! А то что кавказцы постоянно себя ведут не очень хорошо, факт, и к сожалению перефразирую Ali_Lakec'а — из-за таких вот «диких» , нормальному кавказцу не очень-то рады!

              Ответить
      • Ali_Lakec
        11/06/2013, 16:10

        Интересно, если ты азербайджанец, то зачем ты тут пишешь. Ты же не «каУказец»," не «барцуха», не «любитель ослов». У вас же есть своя «культур-мултура». Иди лучше братайся с казахами, якутами, монголами, вобщем со всей тюркской братвой.

        vk.com/azeri_nationalist

        Ответить
      • Ali_Lakec
        11/06/2013, 16:15

        А вот профиль в социальной сети твоего соплеменника.

        vk.com/id5769024

        Не зря Шамиль Басаев сказал следующее:

        «В Карабахе воевать не целесообразно, воевать азербайджанцы не умеют, а армян не победишь».

        Ответить
      • Ali_Lakec
        11/06/2013, 16:18

        «азербайджанцы — это нация, признаная всеми странами и народами мира, имеющая свой язык, традиции, культуру, историю, государство.Авторитет Азербайджана , в настоящее время — во всех международных организациях самый высокий после РФ — среди республик СНГ.»

        Эта великая нация до 19 века называлась Кавказские татары.

        «В качестве основного языка общения -с древних времен утвердился тюрксий, благодаря проникновению турков — сельджуков из средней Азии- на Кавказ.»

        Молодец ! Ты сам подтвердил тот факт, что азербайджанцы пришлые на Кавказе.

        Ответить
      • Ali_Lakec
        11/06/2013, 16:22

        Твои соплеменники считают себя высшей расой, со своей высокоразвитой культур-мультурой. При том, что когда на Кавказе (в Дагестане, Чечне, Кабарде, Черкессии) уже была своя достаточно развитая по средневековым меркам государственность, вы же были кочевыми племенами в Средней Азии. :-D

        Ответить
        • Али
          11/06/2013, 17:49

          Уважаемый Али, все мы поняли, что вы, скорее всего, лезгин, а не лакец.

          Во-первых, лакцам наплевать на Дербент и азербайджанцев. Во-вторых, лакец никода бы не стал писать здесь такое.

          Этот народ чести и все говорит в лицо!

          Поэтому, предупреждаем Вас в последний раз. Если вы продолжите разжигать межнациональную рознь, то все ваши комментарии вместе с вашим электронным адресом отправятся к прародителям...

          Ответить
          • Ali_Lakec
            11/06/2013, 18:00

            Извините, не знал, что вы азербайджанец, не хотел вас обидеть. Просто в последнее время развелось слишком много азербайджанских троллей, оскорбляющих все не тюркское.

            Ответить
            • Али
              11/06/2013, 18:59

              Ali_Lakec, не важно, какой я национальности.

              В любой нации есть и нормальные, и ненормальные. Поэтому, прошу Вас быть предельно корректными.

              Надеюсь на Ваше понимание.

              P.S. Извиняться Вам не за что...

              Ответить
  • Ali_Lakec
    11/06/2013, 16:08

    Я ничего не имею против нации в целом, просто ненавижу лжепантюркистов, которые разжигают ненависть между тюрками и мусульманскими северокавказскими народами.

    Могу дать соответствующие ссылки на такие группы:

    vk.com/derbend

    vk.com/azeri_nationalist

    И это при том, что те же турки не испытывают никаких проблем у себя с северокавказской диаспорой, которая исторически проживает в Турции с 19 века.

    Ответить
  • assalam
    15/06/2013, 16:28

    И все таки хочу понять, почему русские так любят азиатов — казахи, корейцы, вьетнамцы, китайцы и ненавидят европеоидов — поляки, эстонцы, чеченцы, ингуши, аварцы, даргинцы, лакцы, лезгины, кабардинцы ???

    Ответить
  • Анна
    25/06/2013, 18:35

    Али, Вы забыли, что к славянской группе относятся белорусы. А они по ментальности ближе всего к русским. Основное ядро славянской группы это: русские, образовавшиеся от них казаки, украинцы, болгары, сербы.

    Ответить
  • Анна
    25/06/2013, 18:36

    Ну и белорусы про которых я написала.

    Ответить
  • Лита
    12/07/2013, 19:23

    Али, спасибо за интересную статью. На Ваш блог попала случайно... и не смогла оторваться...Да, высокий нравственный потенциал — это есть у кавказских народов, есть и исключения, но процент небольшой...

    Благодаря таким людям как Вы, я надеюсь многие стереотипы в отношении кавказских народов будут разрушены...

    Ответить
  • llekk
    30/07/2013, 04:54

    Прочёл «полемику» по поводу национальности Али-лакца. Нда...

    Мне не хочется называть «алекса» — азербайджанцем, азери или как-либо ещё. Обычно про таких говорят — «быдло». Ну не будем уподобляться.

    Сразу хочу сказать, я не армянин и не лезгины, которых, как мне показалось Вы, мягко говоря, недолюбливаете( иначе с чего бы название национальности было перечёркнуто).

    Ну а неуважение к какой-либо другой нации, или высказываемое превосходство, доказывает о неполноценности самого автора, а не превосходство его нации.

    В истории всё это уже пройдено. Евреи-арабы, немцы-все остальные, примеров не счесть. Мало вам Сумгаита — Ходжалы??

    Ну-ну, « сеющий ветер, пожнёт бурю».

    Не для дискуссии, моё личное мнение.

    Ответить
    • Али
      30/07/2013, 13:52

      llekk, вот видите, не зная сути проблемы, Вы делаете выводы, которые могут вести к конфронтации.

      Перечеркнуто было не потому, что у меня какое-то особенное отношение к лезгинам. Просто раньше это была ссылка на другую статью.

      Блоггеры называют это — перелинковка. Сейчас эта статья удалена на сайте, поэтому слово перечеркнуто.

      Вы даже под этим увидели политический подтекст. Все поправил, теперь можно не беспокоиться.

      Если Вы считаете, что автор статьи — неполноценный, то не читайте его статьи и не комментируйте.

      Надеюсь, что в последний раз читаю ваш комментарий на блоге. Все остальные будут удаляться. Можете жаловаться куда угодно!

      Ответить
  • Жанель
    06/01/2014, 21:41

    ногаи кумыки итд относятся к кипчакской языковой ветке,для вас это не ханство ,а степь дейшт и кипчак,они же мамлюки они же моголы в индии,это языковая и родственная группа языков,азеры они себя и сами так называют язык огзский родственный турецкий туркменский,калмыки это монголы они не родственны тюркам не культурно не по языку,лишь тем что тоже в прошлом номады,чему у вас учиться? одно самомнение даже статью нормально не мог написать... чепуха полнейшая,вам нужно скромности поучиться...

    Ответить
  • Жанель
    06/01/2014, 21:47

    если серьезно,вы большие националисты чем русские... даже читая вас это видно.

    Ответить
    • Али
      07/01/2014, 14:32

      Жанель, Вы — это кто?

      Ответить
  • Дмитрий
    25/01/2014, 09:02

    Дааа, много интерессного написано.Только понять одного не могу,чего вы все делите?Я про весь кавказ,в целом.В итоге, всеравно вы все,будете,называтся гражданами РФ.И как бы для кого то не было прискорбно,без ведома этой РФ,никто, границы менять не будет,(пример Нагорный карабах),никогда.Азербайджан мне кажется легко задушил бы Армению,но РФ не позволяет.Дагестанцы все чаще кричат что они,*рулят*,*режут*,простите *имеют всех* в Рф как хотят.Но это же смешно.Это даже не цирк и не бровада,это выражаясь на понятном языке дешовый понт,либо понт дешевки,как угодно.Чеченцы,якобы самый гордый народ,плюют в глаза смерти и улыбаются ей.Однако,6 командировок в Чечню.Участие в 2 войнах там же,начиная с рядового заканчивая подполковником показало одно.Истинно *безбашенные* отнюдь не чеченцы,а наемники афганцы и только потому что своей дикой верой довели свой уровень интеллекта до уровня животных.Естественно честных мусульман,не имеющих к терористам никого отношения,это не касается.А Чеченцы? да обычные люди со своими страхами и предрассудками.Что касаемо национализма соглашусь с Жанель.Фраза да ты националист,возникает у большинства представителей кавказа,сразу,как им ответят НЕТ.Пример.Недавно справляли юбилей в ресторане,арендовали по случаю весь зал.Заказ был на 18 часов.Соответсвенно прибыв туда к оному времени,застали там группу ребят, интернацианальную,но в целом с кавказа.На просьбы официантов они не реагировали, хотя были предупреждены что в 18 часов надо покинуть.Попытавшись решить вопрос самостоятельно,услышал длинный монолог на тему приезжего брата,мы не помешаем,*выгоняете потому что кавказцы да?*-цитата),пойдем выйдем один на один поговорим))Ну подумав что может один на один разговор получится,ибо слабость народов кавказа неумение вести диалог,я думаю думающая,простите за каламбур,часть понимает о чем я.Выйдя на крыльцо,Аскер так он представился,не поверите начал угрожать)Вот и еще одна проблема народов кавказа,задумайся кому ты угрожаешь.Без бахвальства замечу, что ветерану небезизвестной группы спезназа ФСБ,угрожать чревато.Но решив не раздувать,просто показал ему корки,хотя кипело признатся.В итоге он извенился, признал неправоту и вместе с компанией покинули ресторан.Но!Вся эта тирада,монологи,отговорки,отняли у нас времени час.Вот и третья большая проблема кавказа,уважаете только силу,любой компромисс в диалоге считаете трусостью.А теперь все сложим.Представьте что нет *плохой,полной алкашей и козлов-президентов* Рф. Азербайджан и Армения сразу сцепятся,потому как диалог вести не умеете,любой равноправный договор считаете слабостью,уважаете только силу,а сильны обе страны.Неважно кто победит но одного народа не станет.Чечня отдельный разговор.Народ воиственный сеять-пахать не будут пойдут воевать,а куда?.На запад? там побьют (уважают только силу),пойдут в Дагестан(РФ то нет кого не любить),опять война.Так что радуйтесть что есть Рф,которая собрала всех под знамя Империи и Социализма в прошлом и пытается собрать в настоящем и соберет,(надеюсь дожить),в будущем.И неважно какими способами и неважно что есть обиженые цель большинство.А в том чтобы быть малым,пусть не самым сильным народом,нет ничего зазорного.

    Ответить
    • Хасан
      11/02/2015, 12:18

      Дмитрий, согласен с вами во многом — к сожалению. Но всех не надо грести в одну кучу. В каждой нации/ народности есть паршивая овца.Статья понравилась, до того как некоторые перевели ее в русло склоки о том кто круче. В основном Дмитрий высказал все то что хотелось сказать мне. И еще вместе мы сильны, вместе нас называют Россияне. И я горд носить имя Россиянина. Крутость надо доказывать своими достижениями и своим единством.

      Ответить
  • Абу
    28/06/2015, 06:30

    Салам алейкум Али.

    Хотелось бы узнать,что значит «нельзя однозначно утверждать,

    что ногайцы являются тюркоязычным народом»

    Ногайцы как раз таки однозначно являются тюркоязычным народом (кипчакская группа) и общаются на тюркском с момента формирования этноса.

    Кстати говоря,в отличии от азербайджанцев,перенявших тюркский язык на определенном этапе истории,ведь вы наверно в курсе,что азербайджанский народ сформировался большей частью из иранских племен,говоривших на фарси.

    Что касаемо аналогий проводимых между калмыками и ногайцами,это большое заблуждение.

    Нет совершенно ничего общего между этими народами не в языке,не в культуре,не тем более в религии.

    А что касается калмыков-мусульман,никогда не видел таких,

    более того,никогда не слышал о таких,хотя не утверждаю,что их не существует.

    (Сразу скажу,что никоим образом не хочу обидеть или как то задеть калмыков,или какой либо другой народ)

    абсолютно ко всем этносам отношусь с уважением,т.к. всем здравомыслящим известно,что плохих наций нет,все дело в нехороших экземплярах .

    Я надеюсь,что цели написания вашей статьи

    благие,но считаю,что информация в таких статьях должна быть объективной.

    Ответить
  • Bakili
    24/09/2016, 16:01

    Али почему ты шушукаешся с этими садвалистами? Сплошную ересь и подлоги несут. И да некоторые неточности насчет ногайцев ты допускаешь. Монголами они не являются.

    Ответить