Коренные народы Дагестана славятся дружбой и единством: история происхождения и численность

В настоящее время Республика Дагестан (РД) является самым многонациональным регионом России. На начало 2017 года здесь проживало более 3 млн человек. Народы Дагестана – это настоящий сплав менталитетов и религиозных направлений, однако при этом люди здесь всегда жили мирно, так что ни о каких раздорах на национальной почве говорить даже не приходится.

Народы Дагестана на протяжении веков живут в мире и дружбе

Исторические предпосылки объединения этносов

Вряд ли найдется еще один регион на территории РФ помимо Дагестана, где бы легко уживалось столько различных этнических групп. Не зря древний Дербент заслуженно признан одним из самых толерантных городов мира. Этнографы и историки сделали важный вывод: республика как общность народов формировалась в особых условиях, что не могло не повлиять на мировоззрение людей, живущих здесь.

Народности Дагестана – это настоящий конгломерат, в котором каждый представитель того или иного этноса четко ощущает себя носителем определенной культуры и вместе с тем осознает, что он дагестанец. В целом, можно сказать, что современный Дагестан – это Россия «в миниатюре».

Еще в XVIII столетии на Кавказе, а точнее на той территории, которую позже начали называть Дагестаном, царил феодальный строй, в котором можно было наблюдать отголоски патриархального уклада. Кстати, единство народов Дагестана в определенной мере наблюдалось уже тогда, несмотря на то, что все они были раздробленными. Здесь исторически было исключительно мало городов, а подавляющая часть населения проживала в сельской местности. При этом в горной местности патриархальный уклад был наиболее заметен, тогда как на равнинной части феодализм сформировался раньше.

В республике этнического коллективизма не наблюдалось, здесь люди проживали по территориальному принципу. Соответственно, главенствующую роль играла община, состоящая из нескольких селений. Национальные элиты управляли как общинами, так и, опосредованно, малыми населенными пунктами, принадлежавшими к той же народности, что и вся община. Дагестанские народы нельзя было назвать разобщенными, однако они не слишком стремились к более плотному взаимодействию.

Дагестанцы занимались, в основном, земледелием, животноводством и охотой. Была развита торговля, которая процветала в районе Дербента. Сложные условия жизни в горах не позволяли заниматься какими-либо видами промышленности, этому способствовал и патриархально-феодальный уклад.

Только после того как на Кавказ начали проникать русские, в жизни горцев стали наблюдаться изменения. Непосредственными же причинами объединения и последующей дружбы народов можно считать:

  • постоянные набеги соседей (турок и персов);
  • взаимоотношения с русскими переселенцами;
  • необходимость социально-экономического развития региона.

Устав от феодальной раздробленности и неустойчивости взглядов местных элит, дагестанские этносы все больше взаимопонимания находили с русскими переселенцами. Не случайно горцы часто предпочитали селиться вокруг военизированных русских укреплений-крепостей – многие из таких поселений впоследствии становились крупными населенными пунктами. Казаки и русские солдаты защищали местных жителей не только от турок, но и от набегов враждебных племен. В этих условиях не только крепла дружба с переселенцами из России, но и углублялись коренные связи народов.

Во многом мировоззрение горцев отражено в моральном кодексе народов Дагестана. Этот неписаный кодекс включает не только правила этикета, но и совокупность традиций, уважение к старшим, соблюдение семейных обычаев. Как ни странно, серьезные различия в менталитетах русского и горского народов не стали камнем преткновения – напротив, послужили объединяющим их звеном.

Национальные костюмы Дагестана всегда сочетали красоту и скромность

После того как Кавказ официально стал российским, началось бурное экономическое развитие региона. Развивалась промышленность, совершенствовались сельскохозяйственные орудия труда. Таким образом, патриархальный строй на всей территории региона довольно быстро сменился на феодальный. А окончательно формирование общности дагестанцев произошло уже после революции 1917 года.

Новое руководство страны было заинтересовано в дальнейшей социальной и этнической спайке. Поэтому народы республики получили все условия для дальнейшего укрепления межэтнических связей – теперь на помощь приходили хозяйственные и административные объединения.

Какие народности сегодня проживают в Дагестане?

Исторически ситуация в республике складывалась таким образом, что здесь проживали и доминантные этносы, и всегда находилось место для малочисленных народов. Во многом влияние на расселение той или иной этнической группы оказывали и территориальные условия.

Например, до сих пор в горной части республики проживают, в основном, аварцы, а на равнинных территориях преобладающее количество жителей – кумыки. Кстати, до того, как в республике не стал межнациональным языком русский, его роль выполнял именно кумыкский язык (тюркский).

Согласно Конституции, в список коренных народов Дагестана включены:

  • аварцы;
  • агулы;
  • азербайджанцы;
  • даргинцы;
  • кумыки;
  • лакцы;
  • лезгины;
  • таты;
  • табасараны;
  • ногайцы;
  • рутульцы;
  • русские;
  • цахуры;
  • чеченцы-аккинцы.

Однако эти 14 народностей не единственные этносы, проживающие в республике. Так, аварцы разделяются еще на насколько групп, в числе которых:

  • андийцы;
  • арчинцы;
  • ахвахцы;
  • багулалы;
  • бежтинцы;
  • ботлихцы;
  • гинухцы;
  • годоберинцы;
  • гунзибцы;
  • дидойцы;
  • каратинцы;
  • тиндинцы;
  • хваршины;
  • чамалинцы;
  • цезы.

На юге региона компактно проживает этническая группа горских евреев (таты). А даргинцы имеют в своем составе кубачинцев и кайтагцев. К населению республики можно отнести немногочисленные группы белорусов, персов, татар, осетин и украинцев. Таким образом, население Дагестана действительно многонационально, и все они гордо называют себя дагестанцами.

Народный поэт Расул Гамзатов, посвятивший всю жизнь и творчество родному краю, писал:

Мы говорим на разных языках. У каждого свое восприятие или понимание тех или других проблем. Возможно, будут борение мысли и столкновения чувств, непримиримость суждений и несогласие друг с другом. Но на каком бы языке мы не говорили, какие бы песни мы не пели, как бы наши суждения не расходились в частностях, нас объединяет одно – любовь к Дагестану. В этом отношении у нас разногласий нет, это нас объединяет, это придает нам силу, уверенность и мудрость.

Интересен и вопрос о том, на каких языках говорят дагестанские народы. Довлеющим является русский язык, он в настоящее время является инструментом общения между различными национальными группами. Кроме того, существует четыре языковые группы – к ним относятся языки всех народностей. Самая малочисленная группа – иранская, на этих языках изъясняются горские евреи (таты).

Славянская языковая группа представлена русскими, белорусами, украинцами, сюда же обносится небольшая община терских казаков. На языках, относящихся к тюркской группе, разговаривают кумыки, ногайцы и азербайджанцы. Наконец, самой большой группой является нахско-дагестанская. К ней относятся: аварцы, даргинцы, чеченцы, лакцы, рутульцы, лезгины, агулы, цахуры, табасаранцы.

Если говорить о численности народов Дагестана, то можно отметить, что самая большая этническая группа – это аварцы. Они составляют около 30% от всего населения региона. Устаревшее название этого народа – авары, а кроме того, первые русские переселенцы, не разбираясь в национальных тонкостях, зачастую назвали аварцев – лезгинами.

Вторая большая группа – это даргинцы. Их численность составляет более 17% от населения РД. Даргинцы, как и аварцы, в основном, проживают в горных местностях, занимают также и предгорья центральной части республики.

На третьем месте по численности стоят кумыки – 15%. Издревле этот народ предпочитал заниматься земледелием, чему способствовало и расселение на равнинных территориях. Что же до лезгин, то они занимают четвертую позицию по количеству жителей региона – чуть более 13%. Занимают достаточно большую часть Юждага, проживая и в предгорьях, и на равнинной части республики.

Вопросы дружбы и единства дагестанских народов

Руководство республики поддерживает любые инициативы, направленные на упрочение национального единства. Известно, что национальности «дагестанец» не существует. Однако каждый житель региона, вне зависимости от того, к какой народности он относится, ощущает себя дагестанцем. Указом президента РД от 6 июля 2011 года учрежден праздник «День единства народов Дагестана».

Отмечается 15 сентября и в этот день по всей республике проходят праздничные мероприятия. К ней приурочены различные танцевальные конкурсы и развлекательные действа, отражающие единство не только народов, но и культур региона. Ведь в переводе с тюркского название республики означает «страна гор». Поэтому все жители являются горцами, населением некоей отдельной страны, которая входит в состав России и при этом сохраняет свою культурную самобытность.

Почему именно 15 сентября было выбрано? В середине XVIII столетия горцы были вынуждены объединиться в армию, чтобы противостоять персидским войскам под предводительством Надир-шаха Афшара. В Андалальской долине произошла крупная битва между горцами и персами, в которой горцы одержали верх. Именно 15 сентября объединенная горская армия начала освободительное продвижение по своей земле.