Рутульцы – маленький народ с большой историей

Единый, на первый взгляд, Дагестан состоит из множества народов и народностей, о которых многие жители России даже не слышали. Один из таких народов – рутульцы, которые ведут происхождение от кавказских албанов. Рутульский народ очень самобытный, гордящийся своей историей, без него современный Кавказ представить трудно.

География и язык рутульцев

Историей этого горного народа занимались многие исследователи, в том числе, Л. И. Лавров. Каждый рутулец свою национальность обозначает словом «мыхIабыр». Проживает народ в южной части Дагестана, еще в стародавние времена осев на реке Самур, неподалеку от ее истоков. Столицей можно назвать селение Рутул – собственно, отсюда и идет само название народа.

Селение Рутул в горах Кавказа

Не стоит думать, что рутульцы – единый народ: они делятся на ахтычайцев, азербайджанцев села Новый Аул и самурцев (часть этого народа проживает и на территории Азербайджана). Однако эти три группы все равно относятся в рутульской народности. А все потому, что территория, где проживают мыхIабыр, является горной, и хребты разделяют эти маленькие области расселения.

Благодаря тому, что в предгорьях растет сочная трава, местное население имеет возможность заниматься скотоводством – ведь отличных пастбищ здесь хватает. Есть и густые леса, а реки, которых всего три, не считая притоков, выглядят бурными, особенно в период снеготаяния. Вершины гор здесь всегда заснежены, поэтому чаще всего лето бывает дождливым и достаточно прохладным. Что же до зимы, то она, как правило, холодная.

Историей своего языка рутульский народ может гордиться. Можно упомянуть тот факт, что в языках тех народов, которые соседствуют с мыхIабыр, слово «Рутул» не встречается. Сам язык относится к лезгинской языковой группе. Некоторые исследователи утверждают, что на этом языке и родственных к нему некогда разговаривали люди, проживающие на территориях как Дагестана, так и Северной части Азербайджана.

В рутульском языке сегодня присутствуют несколько подгрупп, различных между собой. Удивительно, что, хотя носители этих разновидностей языка отлично понимают друг друга, они могут говорить на своих диалектах, даже проживая в одном и том же селении. В настоящее время этот язык входит в число государственных языков Республики Дагестан.

История и быт народа

Селение Рутул ведет отсчет с первого тысячелетия нашей эры, что уже говорит о многом. При этом исследователи до сих пор не могут выяснить происхождение названия села. Интересно, что один из римских поэтов, живший в V веке, упоминает в своем сочинении неких «Рутульских царей». Если учесть, что народы Средиземноморья и Кавказа имели довольно тесные этнические и торговые связи, то такому упоминанию не стоит удивляться. Хотя исследователи утверждают, что не нужно путать рутульцев и рутулов (одно из итальянских племен).

Судя по археологическим раскопкам, предки народа селились в Закавказье еще в I тысячелетии новой эры. Об этом говорят находки в могильниках, своей формой сходных с захоронениями многих других народов Кавказа. У этой народности было не так уж много деревень, тем более что маленькие разрозненные аулы в свое время сформировывались в одно большое селение. Сами рутульцы свое происхождение ведут от тех племен, которые некогда вошли в кавказский албанский союз.

Рутул, хорошо известный в Средневековье, смог остаться независимым от влияния Золотой Орды, а народ постоянно вел локальные войны с соседними племенами. По своей сути вплоть до присоединения к Российской империи он был кавказской вольницей и не подчинялся никому. В каждом селении властвовал какой-либо местный бек, который, тем не менее, самые важные события всегда обсуждал с населением.

Независимая история рутульцев продолжалась до XIX века, пока на Кавказ не пришла Российская империя. И если простые люди охотно принимали новое подданство, то бекам эта ситуация очень не нравилась – ведь теперь они не могли брать дань с соседей и устраивать набеги. Поэтому всю первую треть столетия местные правители настраивали народ против «пришельцев», что и закончилось в 1838 году серьезным столкновением с русскими вооруженными отрядами. Верховный бек потерпел крах, а Рутул был полностью присоединен к России.

Однако, несмотря на определенные политические изменения, социальных реформ практически не проводилось. Народ сохранял патриархальный строй и, в основном, занимался скотоводчеством, что привело к существенному росту количества скота. Так, с 1856 по 1913 годы коров в хозяйствах стало в шесть раз больше. Начали появляться и новые сельскохозяйственные орудия, что привело к улучшению в сфере земледелия.

О том, какая религия существовала у рутульцев в первые века нашей эры, известно очень мало. Ислам же пришел сюда в VII столетии, когда арабы начали распространять свое влияние на Дагестан. В настоящее время здесь исповедуется шафиитский мазхаб, то есть, суннитская ветвь ислама. Арабская культура проявляется во многих срезах жизни современного населения.

Аксакалы обсуждают последние новости села

Древний рутульский народ в наше время

Сегодня, как и прежде, народ занимается животноводством. Ежегодно очень сложным сезоном остается время года, когда необходимо перегонять скот на зимние пастбища. В прежние века такие перегоны с летних пастбищ сопровождались серьезными потерями и проблемами с кормом, скот умирал в пути от недостатка еды, страдал от жажды.

Сегодня все обстоит по-другому. Специалисты заранее разрабатывают графики, животных переправляют на новые пастбища не своим ходом, а железнодорожным транспортом. Развивается и земледелие – здесь выращивают зерновые культуры, овощи, картофель. Люди полностью включены в экономическую и социальную жизнь региона. Рутульцы искренне считают Дагестан своей родиной, не отделяя себя от большой кавказской семьи.

Быт их ненамного отличается от быта других южно-кавказских народностей. И сегодня можно встретить представителей этого этноса, которые предпочитают традиционные черкеску и папаху. Живут в довольно больших домах в один или два этажа с множеством хозяйственных построек. Рутульский фольклор давно влилась в культуру дагестанских народов. Именно из этих мест вышли известные певцы-ашуги:

  • Джамесеб;
  • Амсар;
  • Эзерчи Шинази;
  • Кьабилешды Али;
  • Гаджи-Юсуф Меджидов.

Надо признать, рутульский народ довольно малочисленный. И, хотя они не растворяются в большом кавказском этносе, сохраняя свою индивидуальность, тем не менее, количество носителей языка не так уж велико. Численность рутульцев, согласно переписи 2010 года, составляла чуть более 35 тысяч человек. Сегодня они относятся к коренным народностям, которые, к сожалению, рискуют постепенно ассимилировать. Так что стоит позаботиться о том, чтобы рутульские язык и история не стали прошлым.