Лакцы Дагестана – история происхождения народа, традиции и обычаи

1906 1

Одна из уникальных особенностей республики Дагестан – это большое количество населяющих ее народов, и лакцы – один из них. Испокон веков они жили в центральной части региона, в так называемой Лакии, примерно в границах нынешних Лакского и Кулинского районов, где и сейчас преобладает лакское население.

Лакцы – это малочисленный народ, проживающий в Дагестане

Численность и место проживания лакцев

Тем, кто не был в горах Северного Кавказа, сложно представить, насколько они своеобразны и как сурова «страна» лакского народа. Здесь нет лесов, которыми так богаты предгорья, среди лета может выпасть снег, не вызревает большинство фруктов и овощей. Здесь скромная кухня – ее основные ингредиенты: мука, сыр, мясо (часто вяленое) и дикорастущие травы. Воздух так свеж и прозрачен, что его хочется пить, жгучее высокогорное солнце одарило всех девушек румяными щечками, а коровы так миниатюрны, что неизменно приводят в восторг, довольно редких в этих краях, туристов.

По данным последней переписи сейчас численность лакцев составляет около 160 000 человек. Места их компактного проживания – Лакский, Кулинский и Новолакский районы, но больше всего их, примерно 86 тысяч, проживает в столице Дагестана – Махачкале.

История происхождения лакского народа

Споры о происхождении этого народа начались, как только за изучение их истории взялись первые исследователи. Дело в том, что о племенах, населявших Северный Кавказ, упоминается во множестве источников, но под разными именами, и о каком именно народе идет речь в этих документах, узнать почти невозможно. Но так как источники есть – античные, персидские, арабские, есть и надежда, что их сопоставление постепенно приоткроет завесу над ранней историей лакцев и их соседей.

При этом все говорит о том, что государственность у этого народа появилась очень давно, одной из первых в Дагестане. Видимо в начале нашей эры произошло объединение разрозненных лакских поселений в одну страну и чуть позже началось строительство Кумуха. Это историческая столица Лакии, крепость которой была построена в VI веке по приказу персидского царя, когда горный Дагестан являлся частью его владений.

Следующий важный поворот в истории народа – Дагестан вошел в состав Арабского халифата. Произошло это в XIII веке, и тогда же шамхалы Кумуха, а за ними и весь лакский народ принимают ислам. Кумух превращается в крупный торговый и политический центр Кавказа.

К XV веку Шамхальство разваливается, но хотя власть переходит к ханам, государственное устройство остается прежним – страной правит хан, ему помогает совет, куда входят визири, советники, военачальники. Это нашло отражение в лакских сказках, где роль правителя и его свиты отводилась тигру, снежному барсу и другим хищникам.

Именно во времена ханов Дагестан стал ареной борьбы соседних могущественных государств – Турции, Персии и России. Каждое пыталось втянуть его в свою зону влияния и горцам пришлось жестоко сражаться за свою свободу. В итоге Кавказской войны этот регион вошел в состав Российской империи, наступил мир, но в лучшую сторону жизнь заметно изменилась только после Революции 1917 года.

Образование стало доступно каждому, и местные этносы воспользовались этим в полной мере. Если до революции большая часть горцев, не умела читать, то после нее, особенно после усовершенствования письменности, безграмотность ушла в прошлое.

Этот небольшой народ дал стране немало прекрасных врачей, агрономов, летчиков, инженеров, ученых, писателей. В горных селениях появились настолько сильные учителя, что их выпускники легко поступали в лучшие вузы страны – московские, питерские, киевские. Распад СССР на какое-то время обесценил образование, но сейчас молодежь снова начала стремиться в ВУЗы.

Рассказывая историю лакцев нельзя не упомянуть и о такой ее странице, как переселение их на территории, которые ранее принадлежали чеченцам-акинцам, депортированным в Среднюю Азию по указу Сталина после ВОВ. С гор в Новолакский район было переселено более 1500 лакских семей, причем с приказом – не навещать родных 4 года.

Вернувшимся из ссылки чеченцам было запрещено селиться на родине, но в 1991 году они потребовали свои земли назад, что вызвало реакцию домино: лакцев переселение с обжитых мест не устраивало, деньги, выделенные на строительство новых домов, не доходили до людей. Земли, которые им выделили для новых поселков, оказались малопригодны для жизни, к тому же принадлежали кумыкам, недовольным этой идеей.

Внешне лакцы очень светлые, чаще всего с зелеными и голубыми глазами

Культура, народные традиции и обычаи

Суровый климат и сложность жизни в горах сформировали своеобразный менталитет и обычаи. Они по-кавказски гостеприимны – любой, кто пришел с миром, будет встречен как дорогой гость. Всегда готовы прийти на помощь тем, кто в ней нуждается – в одиночку в горах не выжить. Любая серьезная проблема – ремонт дороги, подпорной стены, расчистка родника, поиск отары, решается сообща – соседи просто собираются вместе и делают работу.

Каждый лакец помнит много поколений своих предков, и какой бы малой не была степень родства, они все равно считают друг друга родственниками. Поэтому и забота о репутации для них крайне важна – ведь совершив проступок, ты вредишь репутации всей семьи, и неизвестно, сколько поколений понадобится, чтобы об этом забыли односельчане.

Национальная одежда лакцев красивая и яркая

Обычаи достойны подражания – они любят детей, уважают старших, бережно относятся к старикам, трепетно к матери. Здесь царит культ мужчины – каждому мальчику с раннего детства внушают, что он мужчина, защитник, строитель и добытчик. Но и лакские женщины им под стать — они женственны, до старости сохраняют стройность, крайне деятельны и самостоятельны. Весь дом держится на них, причем выглядят дома (обычно весьма просторные) в лакских селениях так, словно ремонт закончен вчера – все в идеальном порядке.

Каждое селение лакцев – это свой язык, заметно отличный и от литературного, и от языка соседей. В каждом селе свои обычаи – как свататься, справлять свадьбу, хоронить и поминать умерших, праздновать рождение ребенка и отмечать сезонные праздники.

Народ с отличным чувством юмора, поэтому жители каждого селения из-за этих отличий постоянно подшучивают друг над другом. Зато спустившись с гор, стоят за земляков горой. Другие дагестанцы тоже шутят про лакцев, намекая на их ловкость в коммерческих делах: «Разрежь любой арбуз и оттуда выскочит лакец».

Практически каждое событие в их жизни сопровождает песня – душевные стихи под красивые самобытные мелодии звучат и на праздниках и на поминках. Музыкальное сопровождение – лишь дополнительное обрамление для голоса, который важнее и стихов и музыкальных инструментов. Поэтому хорошие певцы пользуются большим уважением, о них рассказывают легенды, родством с ними гордятся.

Культура малочисленного народа богата и разнообразна, ремесло развивалось на протяжении многих веков, причиной его развития явилось малоземелье. По всему миру известно балхарское гончарное исскуство, изготавливались изделия исключительно «золотыми» руками женщин. Центром, где их изготавливают является село Балхар, расположенное в Акушинском районе РД.

Это место известно как центр народной художественной керамики. Мастера изготавливают емкости для хранения зерна, кувшины, кружки, тарелки и любую кухонную утварь, а также статуэтки, декоративную посуду из глины, украшенные белой росписью. Исскуство расписной керамики появилось на рубеже XIII-XIV веков. Балхарская посуда имеет очень тонкие стенки и считается самой лучшей на Кавказе.

Орнамент росписи отличается приверженностью к свои традициям. Имена талантливых мастериц известны на весь мир, такие как: П. Кадиева, П. Ибрагимова, А.Сулейманова, П.Амирхановоа, Х.Мамаева, Х.Исмаилова и т.д. Сегодня промысел продолжает свое развитие, совершенствуя и сохраняя в творчестве лучшие традиции своего народа. Также из народных промыслов у лакцев развито сукноделие, изготовление войлока, паласов.

Знаменитые лакцы – герои СССР и России

Самые знаменитые лакцы XX века, это, без сомнения Муса Манаров и Амет-Хан Султан. Их знают далеко за пределами республики и России. Муса Манаров – летчик-космонавт, Герой Советского Союза, он именно тот, кого упоминают его земляки, когда их собеседники признаются, что никогда не слышали про такую национальность, как лакцы.

Дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан тоже летчик, причем такой, что его полеты и во время ВОВ войны и в мирное время, когда он занимался испытанием новых самолетов, описывают с придыханием даже летчики-асы и сами конструкторы этих машин.

Интересный факт – мать Амет-Хана Султана – крымская татарка и крымские татары считают его своим национальным героем. Что он лакец по отцу, замалчивается, из-за чего время от времени возникают забавные казусы. Самый известный из них – предложение назвать симферопольский аэропорт именем Амет-Хана Султана. Они даже не знали, что в России  в г. Махачкала уже есть аэропорт, носящий его имя.

Кроме Амет-Хана Султана во время ВОВ еще несколько лакцев стали Героями Советского Союза: Макаев Ц. М., Буганов Г. О., Сулейманов Р. Б., Сулейманов Я. М-А. В непростые постсоветские времена тоже нашлось место подвигам – уже два представителя этого гордого народа получили звание Героя России (к сожалению, посмертно). Это Мурачуев Х. Р. и Гаджиев Г. Ш. Они защищали Родину от международного терроризма.

Ахмет-Хан Султан – известный лакец, получивший дважды звание Героя Советского Союза

Хотелось бы, чтобы национальность лакцы с их самобытной культурой, собственными обычаями и уникальным языком, не растворились среди народов России, а наоборот сохранялась и развивалась, обогащаясь сама и обогащая культуры других народов.

Комментариев: 1
  • Юрий
    15.04.2017, 00:15

    Интересная статья. Спасибо.

    Ответить