Кровная месть на Кавказе – восстановление чести или дань дикому обычаю?

3001 47
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading...Loading...

кровная местьДоброго времени суток, уважаемые читатели блога «Танцы народов Кавказа». Каждый народ имеет свои традиции и обычаи, мы привыкли к тому, что обычаи должны, в первую очередь, обладать воспитательной функцией для подрастающего поколения. Часто бывает так, что некоторые обычаи отдельных народов кажутся нам нелепыми, а порой даже жестокими. Хотя, имеем ли мы право осуждать обычаи тех народов, не познакомившись близко с их культурой? Право мы, конечно же, имеем, но будет ли наше осуждение объективным? Думаю, едва ли.

Поэтому, сегодня я, как уроженец Кавказа, могу взять на себяответственность рассказать вам об обычаи кровной мести и дать свою оценку этому явлению. Статья получила название «Кровная месть на Кавказе – восстановление чести или дань дикому обычаю» только лишь потому, что я рассматриваю этот обычай как с позитивной, так и негативной стороны. Сразу же скажу, что у меня двойственное отношение к обычаю кровной мести и, слава Всевышнему, я не сталкивался с этим обычаем.

Если взглянуть в отчеты МВД Дагестана, то можно увидеть, что в середине 2000-х годов около 15% всех убийств и покушений в республике были так или иначе связаны с кровной местью. Думаю, одних этих цифр достаточно для того, чтоб понять, насколько актуален этот вопрос на Кавказе. В то же время, правоохранительные органы Дагестана подчеркивают, что именно институт кровной мести блокирует разгул преступности в горных районах. Кстати, надо отметить, что обычай кровной мести больше распространен в горных районах.

кровная месть

Но почему же обычай кровной мести оказывается сдерживающим фактором на пути тех, кто намерен совершить убийство? Я думаю, вы сами уже догадались. Человек понимает, что, если он убьет кого-то (или сделает что-то плохое), то родственники убитого будут преследовать его до тех пор, пока не прольется кровь убийцы. Поверьте, это действует на людей намного лучше, чем законное лишение свободы. То есть, главный постулат обычая кровной мести: отомстить за убитого – обязанность каждого мужчины рода. Вы не поверите, но в некоторых горных аулах до сих пор на кладбищах есть специальное место, где хоронят тех, кто умер, не исполнив «кровного долга» или не примерившись с врагами. Кстати, посмотрите очень интересный репортаж о кровной мести в Чечне и о том, как власти борются с этим явлением:

 

 

Так, все-таки, обычай кровной мести – это «хорошо» или «плохо»? Я не хочу давать такую жесткую оценку, просто приведу для вас реальный пример, а вы там уже сами определите для себя «хорошо или «плохо». Летом 1995 года в дагестанском селении Тлярата была драка, в которой был убит молодой человек. Виновные в убийстве, понимая, что такое кровная месть, сразу же сдались правоохранительным органам. Мать погибшего отказывалась хоронить своего сына до тех пор, пока не увидит убийц мертвыми. Родственники убитого сначала разгромили дома и сожгли машины убийц (кстати, никто за это не понес никакой ответственности). Потом эти же родственники ворвались в здание милиции, где находились виновные. И даже тогда сотрудники милиции не стали вмешиваться в происходящее. Единственное, что спасло виновных – это то, что сестра убитого, не желая кровопролития, сорвала с головы платок и бросила его перед нападавшими. Кстати, это еще один обычай, к которому часто прибегали женщины на Кавказе для того, чтоб прекратить бойню. Впоследствии, старейшинам удалось примирить два враждующих клана, но семьям убийц пришлось уехать из села навсегда.

старейшины

Как относиться к обычаю кровной мести – дело каждого человека, но то, что этот обычай до сих пор практикуется на Кавказе – известный факт. Единственно, радует то, что в последние годы правоохранительные органы довольно жестко пресекают такие прецеденты. Подводя итог этой статьи, хочу высказать свое мнение: кровная месть – это не отмщение за убийство, а восстановление чести рода. Но, подобное «восстановление чести» противоречит законам России, поэтому я не приветствую этот обычай.

Друзья, я и дальше буду раскрывать вам тайны обычаев и традиций народов Кавказа. Например, на очереди у меня еще 2 обычая – это обычай воровства невест и стереотипы о положении женщин на Кавказе. Для того, чтоб первым узнать об этих и многих других интересных статьях, предлагаю вам подписаться на обновления моего блога:

Уж очень «тяжелой» получилась статья «Кровная месть на Кавказе – восстановление чести или дань дикому обычаю?», но я хочу закончить на позитивной ноте, поэтому предлагаю вам посмотреть очень забавное видео:

 

 

Желаю вам побольше радостных обычаев. Ваш Али!

 

WebDiscover.ru

Комментариев: 47
  • Сергей
    09/06/2011, 22:15

    очень хороший сайт и тема

    Ответить
  • Александра
    09/06/2011, 23:20

    спасибо за интересную информацию,Вр всем есть свои плюсы и минусы, даже в кровной мести.

    Ответить
  • Ira101160
    09/06/2011, 23:30

    Обычай кровной мести очень трудно как-то комментировать.  Семья убитого справедливо хочет наказания убийцы — это ее право. Семья убийцы, даже признавая вину убийцы, не хочет его смерти. У каждого в этой беде своя правда.  Но только Всевышний распоряжается жизнью и смертью — это не право людей. Хотя, убитых горем людей я тоже понимаю. Вот как сделать, чтобы выполнялась абсолютно всеми заповедь: Не убий! Вот в чем вопрос! Господь, как ни называй его, определил, по каким правилам нам жить, чтобы все было хорошо. А мы эти правила нарушаем и создаем свои. Не думаю, что они понятны и одобряемы Богом.

    Ответить
    • бес
      22/07/2012, 08:36

      ислам разрешает мстить кровную месть, но сказано если простишь то воздастся тебе добрым делом...

      Ответить
  • Валерий
    09/06/2011, 23:31

    Считаю. что ничего интересного  в этом обычае нет. Это стращно, Никто не имеет право лишить жизни другого. Разные случаи бывают. Убийство по неосторожности. например. Или война, не ты,так тебя. Это как то не по мужски даже.война есть война.

    Ответить
    • Али
      10/06/2011, 01:13

      Валермй, про войну никто ничего не говорил...

      Ответить
    • aleks
      26/07/2012, 19:00

      ...во многих регионах Сев. Кавказа сейчас кровная месть заменяется выкупом, т.е. денежным возмещением нанесенного ущерба...Например года два назад такой порядок был официально установлен в Ингушетии...

      Кровная месть есть В Италии, Египте, Бразилии...Японии...так-что это не эксклюзив Кавказа...

      Вероятно это еще и следствие темперамента...психологии этноса...!

      Ответить
  • Наталья
    09/06/2011, 23:40

    Жестоко, но с другой стороны может преступности меньше бы было, действуй и у нас этот обычай... Я думаю, сколько людей, столько и мнений будет по этому вопросу. Спорить бесполезно.

    Ответить
    • aleks
      26/07/2012, 19:05

      ...кстати в криминальном мире России этот принцип тоже работает...Правда там мстят за смерть любого братка воровской семьи...и часто воюют целыми семьями-кланами...

      Или итальянская — Коза -Ностра!

      этот принцип присутствует там — где честь дороже денег и даже самой жизни...

      Осуждать или одобрять их — нам не суждено...Но Законы общества — едины для всех...Это аксиома!

      Ответить
  • Людмила
    10/06/2011, 00:17

    Любая месть — это зло. Зло порождает зло. В войне нельзя победить, её можно лишь избежать.

    Ответить
    • Нина
      10/06/2011, 09:17

      Я с Людмилой вполне согласна!Так как не поддерживаю кровную месть.Мы ведь православные люди,у нас это непринято.Да и вообще,зло-за зло пораждает зло,надо научиться прощать.Только добром можно растопить даже самые злые сердца.Все мы не без греха!Каждый может совершать ошибки,а потом глубоко сожалеть,пусть даже через много лет.Лишь добро и прощение способны изменить самого скверного человека.А на счет мести-не нам судить!Есть выше нас -Бог!И каждый человек ответит за свои дела и получит по заслугам.!

      Ответить
      • aleks
        26/07/2012, 18:46

        ...вы правы...Просто иногда приходиться очень долго ждать...и не всем это — по плечу!

        Ответить
    • бес
      22/07/2012, 08:34

      посмотрите сколько изнасилований в россии и на сев. кавказе... у нас их 0.00001 % 8) и это только из-за мести... в россии нет мести насилование девушек каждыи день... :(

      Ответить
    • aleks
      26/07/2012, 18:44

      ??..интересное заявление!

      Вообще-то в войнах бывают и победители и побежденные..., но бывает что войны заканчиваются без таковых...

      К сожалению- не всегда можно избежать военного противостояния...Особенно когда есть принципы...и ими — не торгуют...!

      Ответить
  • Елена
    10/06/2011, 00:22

    Мне интересно, откуда идут истоки этого обычая. Ведь мудрость народная ,веками формировавшаяся , не должна идти в разрез с общечеловеческими ценностями. Кровная месть уменьшает численность народа. В борьбе за честь рода перерезается линия жизни другого рода. Что это ? Естественный отбор или борьба за пространство? Кровная месть существует в обычаях самых малочисленных народов. Напрашивается вывод, что этот обычай- выполнение программы на самоуничтожение нации.

    Ответить
    • Али
      10/06/2011, 01:15

      Нет, Елена. На счет того, что кровная месть существует в обычаях самых малочисленных народов — не согласен. Когда-то кровная месть было и у русского народа. Истоки обычая идут с того, что на Кавказе самое важное — честь, причем честь рода. Поэтому, так остро этот вопрос там стоит.

      Ответить
    • aleks
      26/07/2012, 18:51

      истоки обычая идут от кодекса чести горца...

      И этот кодекс, эти обычаи — также святы для них ( нас ) как и суры Корана.

      Никакого естественного отбора...,никакой борьбы за пространство...Только защита чести и достоинства своей семьи...

      Может вам это покажется странным и непонятным...Но это именно так!

      Ответить
  • Валентина
    10/06/2011, 00:25

    Для христиан такой обычай неприемлен, очень уж страшно

    Ответить
    • Али
      10/06/2011, 01:16

      Валентина, у русских тоже был такой обычая... и, кстати, они тогда уже были христианами...

      Ответить
  • Игорь
    10/06/2011, 00:32

    Сурово но справедливо.

    Ответить
  • Natabul
    10/06/2011, 01:13

    Да, обычай очень страшный, но ведь народ Кавказа его поддерживает.

    Ответить
  • Bulhak63
    10/06/2011, 01:15

    Когда об этом обычае рассказывают сами ребята-кавказцы, слушаешь и принимаешь и понимаешь логику. Но у нас такой обычай — это из ряда вон!

    Ответить
  • Елена
    10/06/2011, 09:50

    Сложно сказать хорошо это или плохо. Поставить себя на место матери, у которой убили ребенка, я бы, наверное, тоже хотела отомстить. С другой стороны, если каждый будет мстить, то вообще беспредел начнется. И так режут и убивают каждый день, а тут еще все мстить начнут...

    Ответить
  • Елена
    10/06/2011, 13:24

    Жизнь стремится к равновесию, достигаемому путем равноценного обмена. С этой точки зрения человек или род, понесший потерю имеет право дать ответ. На пустом месте обычаи не возникают, ведь они по своей сути являют собой самые выживательные действия, выверенные временем. Какая ситуация в далеком-далеком  прошлом послужила  появлению именно этого обычая — мне неизвестно. А версия есть — приоритет сохранения народа как этноса перед ценностью одного организма в очень тяжелые периоды лишений.

    Во время нападения японцев на Перл Харбор капитан небольшого корабля, атакуемого японскими самолетами с воздуха, дал команду достать из трюма картошку и приказал матросам кидать картошкой в самолеты. Казалось бы глупое дело, как можно ответить картошкой? Да только результат получился очень интересный! Количество сумасшествий на этом корабле не было ни одного, в отличии от других кораблей.

    Ответить
    • Али
      10/06/2011, 13:36

      На счет картошки)))))))) это такой психологический трюк!!! Даже говорят, чтоб успокоиться, нужно мысленно облить врага грязной водой 😆 😆

      Ответить
  • Владимир
    10/06/2011, 13:29

    В средние века этот обычай существовал и в ныне просвещенной Европе и королям, царям и другим властителям понадобилось несколько веков. что бы искоренить этот обычай. Еще можно понять, когда наказывают убийцу, но ведь было немало случаев, когда вырезались целые семьи неповинных людей. И я никогда не пойму, когда во имя справедливости убивают детей.

    Ответить
  • ольга
    11/06/2011, 07:23

    Кровная месть это когда брат за брата, отец за сына и т. д. Жестокий обычай.

    Ответить
  • Галина
    11/06/2011, 07:33

    Бывают случаи, когда простить просто невозможно. А если еще убийца остается безнаказанным? Пусть простят меня верующие христиане, но я считаю, что зло должно быть наказано здесь и сейчас, а не когда-нибудь там на небесах. И еще, по-моему, ответ должен держать виновный, а не его родственники. Если бы существовал Закон, именно с большой буквы, возможно кровная месть и не понадобилась бы. В идеале жизнь, честь и достоинство граждан должно защищать государство. Если преступник сурово наказан, честь рода не должна считаться поруганной. Но это все в идеале, в жизни все гораздо сложнее и запутанней.

    Ответить
  • Наталья
    11/06/2011, 14:53

    У русских тоже был такой обычай — кровная месть. Вспомните, как княгиня Ольга отомстила древлянам за смерть своего мужа князя Игоря, хитростью заманила убийц к себе — и их убили. Но это было еще до принятия христианства — во времена язычества. Кстати, потом княгиня Ольга приняла христианство, изменила свое мировоззрение и стала первой русской святой.

    Но обычай кровной мести на Кавказе я просто не могу осуждать — это другая культура, в ней надо жить. И этот обычай действительно в какой-то мере — сдерживающий фактор. Самое трудное  -  простить. Есть случаи, когда я не могу понять — как простить. Но великодушие и прощение — самое лучшее во всех религиях и для каждого человека в отдельности. Вот и на Кавказе умеют не только мстить, но и прощать.

    Ответить
    • Александр
      29/06/2011, 23:11

      Умничка, Наталья!

      Ответить
  • Александр
    11/06/2011, 21:22

    У каждого народа свои обычаи и их надо уважать. В далекие времена, возможно, обычай кровной мести был актуальным, чтобы защитить свою семью. Ведь в далёком горном селе надеяться не на кого, кроме себя.

    Ответить
  • Ирина
    13/06/2011, 00:38

    а не получается замкнутый круг? ведь у каждого своя правда: один считает, что мстит справедливо и убивает, а потом родственники убитого мстят уже ему, пока не убьют, а потом опять эти тем будут мстить... и так по кругу... до каких пор? 😥

    Ответить
  • =STING=
    13/06/2011, 01:04

    Вот и отомстили человеку Б. (не помню как зовут), даже после того как он уже отсидел. По новостям показывали позавчера.

    Ответить
    • Али
      13/06/2011, 01:06

      экс-полковнику Буданову за убийство Эльзы Кунгаевой...

      Ответить
  • Юрий
    14/06/2011, 21:49

    Для того чтобы понять логику кровной мести необходимо пожить в обществе построенном на родо- племенных связях, когда ты не просто единица этого общества, а ты часть монолита, связанная родовыми традициями, обычаями, взаимопомощью с другими членами твоего «клана» (в суровых условиях по другому не выжить) иногда, человеку, воспитанному в другой культуре и  не пересекавшемся с этим очень тяжело это понять. Кровная месть в той или иной форме существует у всех народов или их групп где отсутствуют адекватные(по мнению этих народов) способы или формы восстановления справедливости. Одновременно с этим не стоит путать с кровной местью убийство под этим предлогом неповинных (стариков, женщин, детей), мне каженся это совсем другое.

    Ответить
  • Ольга
    16/06/2011, 15:01

    Спасибо, что затрагиваете такие актуальные темы! Такая полемика получилась!

    Ответить
  • Александр
    29/06/2011, 23:08

    Али!Спасибо, что Вы методически вносите ясность о культуре и обычаях народов Кавказа. Считать кровную месть диким обычаем? Но он не лишен смысла, о чем поведала статья. Куда более диким обычаем являются пьяные драки на свадьбе, улица на улицу или подобное, со смертоубийством. Сколько бессмысленных убийств в наркотическом и пьяном угаре, из-за кошелька, из-за пенсии, из-за наследства...Можно долго перечислять поводы к убийствам. На Кавказе даже слова нельзя сказать дурного в адрес кого-то безнаказанно. Это тоже считать диким обычаем? Такие обычаи были раньше в российской сельской общине.Могли выпороть публично или изгнать из села хулиганистых и неуживчивых. Пока беспредел существует на всех этажах бытия, благородный гнев и возмездие молча или в голос будут находить одобрение у уставших от бездействия и беспомощности властей обывателей. Мое мнение, как христианина, однозначно. Хотя в Ветхом Завете очень много сцен насилия и расплаты за это посредством кровной мести.

    Ответить
  • Гюлахмед
    30/06/2011, 00:33

    Кровная месть была сдерживающим фактором. Человек, который решился кого-то убить, знал, что и сам будет наказан. Потому ему приходилось подумать прежде, чем поднять руку на убийство. В селах высокогорного Дагестана был раньше такой обычай: если в селе убивали человека, а конкретного убийцу не могли найти, то родственники убитого могли прийти в село предполагаемого душегуба и лишить жизни 10 людей. Конечно, варварский обычай, но люди,помня об этом, препятствовали совершению убийств: услышав о готовящемся преступлении, сообщали старейшинам, убийцу не скрывали (себе накладно чтоб не было). То есть  вся община была ответственна за своего члена; убийц (за пустячные поводы или за беспричинные убийства) изгоняли из села. А это было суровым наказанием, к ним и в других местах относились отрицательно.

    Обычай кровной мести очень неоднозначный, и рассуждать о нем, не зная его глубоких основ, не есть хорошо :roll:

    Ответить
  • Рашид
    10/10/2011, 11:07

    Кровная месть имеет право на существование.

    Как вы думаете, станет преступник вытаскивать пистолет и направлять его на вас, если знает что у вас за пазухой тоже есть как минимум обрез? 

    Ответить
    • Али
      10/10/2011, 12:26

      Рашид, если вопрос ко мне, то сложно ответить на него...

      Ответить
  • динара
    24/10/2011, 04:32

    Я считаю, что месть это плохо. У нас нет кровной мести, но родственные узы крепки. Иногда приходится решать проблемы родственные , которые тебе не нужны, и ты вообще не причем. Тоько из-за того, что кто-то перепил, погулял, сглупил. 

    Нужно уметь прощать и отпускать. Месть забирает жизненную энергию. Если, что-то случилось плохое  то, надо понять чем я это заслужил и привлек в свою жизнь. 

    Убийства из мести, это напрасно прожитая и недожитая жизнь

    Ответить
    • Али
      24/10/2011, 06:59

      Очень глубокий смысл вложили в комментарии. Читаю ваш 4-й коммент на блоге и удивляюсь тому, как близко вы прочувствовали тематику блога. Спасибо за это!!!

      Ответить
  • динара
    24/10/2011, 13:29

    Спасибо вам, вы затрагиваете интересные темы! Еще предлагаю тему для поста отношения мужчин и женщин в патриархальных странах и равноправных, где больше разводов. И межнациональные браки ). 

    Ответить
    • Али
      24/10/2011, 19:11

      Спасибо, Динара, за советы! Принял к сведению и в будущем напишу статьи на обозначенные темы...

      Ответить
  • Нигматула
    30/06/2012, 17:42

    Свои плюсы и свои минусы)))

    Ответить
  • ИВАН
    16/12/2012, 13:13

    Кровная месть — удел слабых и недалёких.

    Кровная месть — от бессилия и недостатка интелекта (ума).

    Кровная месть — от беззакония.

    Убивая человека — убиваешь себя в себе.

    Ответить
  • Артур
    14/01/2013, 02:29

    В этом обычае имеются и плюсы и минусы.

    Очень часто правоохранительная система бездействует, а судебная система ей потокает.

    Сколько случаев с групповыми изнасилованиями где виновные не несут наказания, или несут минимальные наказания в виде условных сроков.

    За такие преступления может быть толдько одно наказание — смерть! Особенно на кавказе.

    Ответить