Метастазы в экономике Дагестана. Вся правда о том, как и на что живут люди в стране гор

1481 48
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading...Loading...

Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Танцы народов Кавказа». Сегодня вас ждет очередная статья-бомба, которая может вызвать споры, дискуссии и даже негодование. Но, прочитав ее, вы во всей красе откроете для себя этот таинственный мир под названием «экономика Дагестана».

Дагестан - самый южный регион России

Вообще, как вы знаете, Дагестан – моя Родина и пишу я о нем больше, чем об остальных регионах Северного Кавказа. По этому поводу прошу меня особо не судить. С другой стороны, все нюансы и проблемы республики, с учетом некоторых нюансов и особенностей, довольно легко можно проецировать и на все соседние регионы.Уж сколько раз читатели блога просили меня написать статью о состоянии экономики «страны гор» (так с тюркского языка дословно переводится название республики, подробнее об этом писал в статье «Республика Дагестан – страна гор и контрастов»). Я долгое время отказывался от идеи написания статьи на данную тему, но вчера моему терпению пришел конец. О том, что вчера, собственно, произошло, расскажу ниже, а пока поговорим об экономике Дагестана, если таковая вообще существует.

Экономика Дагестана – правда, которую от нас очень тщательно скрывают

Помните, в статье «Кого на самом деле кормит Россия?» мы с вами узнали, что на сегодняшний день экономика Дагестана представляет собой «младенца, которого по его же просьбе посадили на горшок, причем, это ему так нравится, что и вставать с горшка не хочется». А теперь я постараюсь доказать это резкое выражение, которое употребил для лучшего понимания ситуации.

Повторять все приведенные в вышеназванной статье цифры не вижу смысла, дабы не занимать ваше время, но хочу еще раз напомнить – экономика республики на 80% состоит, как это не прискорбно признавать, из дотаций федерального бюджета. Уровень безработицы, согласно официальной статистике, составляет порядка 15%. На самом деле, эти цифры намного больше. Если не верите, то посмотрите, сколько людей ежегодно уезжает в другие региона страны на заработки. Средний официальный доход на душу населения в республике почти в два раза ниже общероссийских показателей.  Доходы более половины жителей Дагестана ниже прожиточного минимума. При этом, этот минимум на две тысячи меньше, чем по всей стране (4500 против 6500 рублей).

Все это происходит на фоне того, что многие экономисты и эксперты считают Дагестан самым зажиточным регионом на Северном Кавказе. Судите сами: большие нефтегазовые запасы, рыбный промысел, выход к морю и порт в Махачкале, приграничная торговля с соседними странами (Азербайджаном и Грузией), колоссальный потенциал энергетических ресурсов (гидроэлектростанции), большие рекреационные и туристические возможности, исторические (музей под открытым небом — город Дербент) и природные памятники и многое другое. Получается, что дагестанский народ должен жить припеваючи. Кстати, я неправильно выразился, нет такого «дагестанского народа» и «дагестанского языка». Позже напишу об этом интересные статьи. Подпишитесь на обновления блога, чтоб получать все статьи блога на свой e-mail. Так вот, нормально мыслящий человек тут может встать в ступор. Как так, в республике есть все условия для процветания экономики,  но народ по официальной статистике еле-еле сводит концы с концами?

Абсолютно коррумпированная экономика Дагестана

Вместо экономического роста и улучшения благосостояния людей, сегодня в Дагестане мы видим совсем иную картину. Количество личного огнестрельного оружия в республике за последние четыре года увеличилось в несколько раз. Соответственно, количество преступлений с применением этого же оружия только за 2011 год увеличилась на 50-60%! Какое это имеет отношение к экономике? Итак:

  1. В ходе всех так называемых «разборок» с оружием чаще всего погибают или получают ранения представители молодого поколения. Именно они являются наиболее трудоспособным слоем в экономической структуре государства. Наша же дагестанская молодежь вместо того, чтоб реально работать и улучшать свое благосостояние честным путем, прибегает к… дальше сами знаете.
  2. Оружие в Дагестане сегодня становится главным средством решения вопросов и проблем. Некоторые бизнесмены считают, что сейчас время такое, как было в 90-е. Чуть ли не открытый рэкет. Вот и приходится им защищать свой бизнес силой оружия.
  3. Человек, у которого есть оружие в руках, всегда будет искать легкие пути заработка денег. В этом наша сущность. Не любим мы сложные пути, пусть лучше кто-то другой поработает, а мы у него потом заберем все. Не угадали, так как…. смотри выше пункт 2.

Все это является причиной многих проблем, которые будоражат республику. Отсюда и критический уровень образования, и духовно-нравственный спад в среде молодежи (статья «Почему кавказские девушки все чаще теряют девственность до свадьбы?»), и межнациональные проблемы, и появление ортодоксальных течений Ислама (статья «Джихад на Северном Кавказе – миф или реальность?»).

А теперь внимание!!! Я считаю, что во всех проблемах Дагестана виновато старшее поколение! Да-да, наши отцы и матери! Я же говорил, что данная статья вызовет бурю негодования. На самом деле, в культуре всех народов Северного Кавказа исторически сложилось уважение и почтение старших. Но, смотрит, что сегодня происходит. Самый простой пример – только прошли выборы Президента РФ. За В.В. Путина в Дагестане проголосовало почти 93% избирателей! Хочу сразу сказать о том, что лично я и все мои знакомые и родные голосовали за Путина, так как мы не увидели нормального конкурента. Но, что знаете ли вы, что сделали в моей родной республике?

Стыдно это признавать, но… многих студентов заставляли ходить на разные участки и голосовать. Это настолько меня взбесило, что я запретил своим родным слушать своих ректоров и преподавателей. Зачем наша власть лишний раз «ложится» под…? Я лично был уверен в том, что победит Путин. Просто, все вокруг реально голосовали за него, но в Дагестане решили, что нужно сделать «наверняка». Думаю, самому будущему Президенту это не очень понравилось бы. Но, не это самое страшное. Обидно за то, что старшие (которых молодежь должна уважать и, у которых должна брать пример) учат студентов обманывать. Как вы думаете, будет этот студент в дальнейшем верить в честность выборов? Да никогда в жизни! А потом наши многоуважаемые старшие причитают о том, какая же у нас невоспитанная молодежь. Знаете, на сей счет очень хорошо высказался Гоголь: «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива».

Поэтому нам пришлось потратить 13 миллиардов рублей для того, чтоб оснастить все участки камерами. Во столько обходится наше недоверие друг к другу. В Дагестане СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ показывает самый дурной пример молодым. Я не устану это повторять. Знаете, что я говорю тем «умникам», которые считают себя умнее меня и хотят чему-то поучать: «Прежде, чем учить меня летать, подарите мне крылья». Поверьте, сразу же отбивает всякое желание «давать жизненные советы». Я уже вам рассказывал вам о том, что скоро моей жене сдавать государственные экзамены и защищать диплом в одном из ВУЗов Дагестана. Ей уже сказали, сколько будет стоить каждый гос и диплом (преподаватели, возраст которых свыше 40 лет). Я обещал вам, что после того, как она защитится, я напишу разгромную статью с именами и фамилиями тех преподавателей, которые просили у нее денег. Страна должна знать своих «героев». Станьте читателем блога, дабы не пропустить эту интересную статью.

Дагестан – обратная сторона «экономической медали»

Что-то я отошел от темы статьи. Итак, как вы уже поняли, как таковой экономики в Дагестане нет! Может, она и есть, только она абсолютно неконкурентоспособна. Более того, она коррумпирована. Причем, дело здесь не в том, что деньги крадут из бюджета. Это происходит по всей стране, здесь совсем другая ситуация. Помню, когда я поступал в военный институт в 2005 году, то не смог получить ни одну справку без денег. Получается, что я сам стал участником преступления. Ведь, сегодня наказывают не только тех, кто берез взятки, но и тех, кто их дает.

А теперь обратимся к статистике. Недавно проводился  опрос в республиках Северного Кавказа, который выявил очень интересные цифры  – порядка 90% жителей Дагестана в течение прошлого года давали взятки (хотя, общероссийский показатель – 40%). Самое страшное то, что все считают это нормальным. У меня складывается такое ощущение, что именно на взятках основана вся экономика Дагестана. Смотрите дальше – 40% опрошенных сказали, что давали взятки при получении «бесплатной» медицинской помощи (по стране – менее 5%).

 Знаете, несколько лет назад в Перми мне пришлось как-то вызвать скорую помощь. После того, как врачи оказали помощь моему товарищу, я «по дурной привычке» протянул им деньги. Спасибо врачу, который тогда сделал мне замечание и я задумался. Ведь, деньги я протягивал, не задумываясь. Так сильно в меня были заложены «традиции взяткодательства». В моей родной республике, если ты не дашь деньги, то это будет считаться чуть ли не непристойным поступком. Некоторые бессовестные врачи вообще могут за это навредить.

И такая ситуация во всех сферах. Например, при поступлении в ВУЗы 60% студентов дают взятки (15% — по России). О том, как покупается ЕГЭ я писал в статье «Чем выше в горы, тем выше балл по ЕГЭ». При устройстве на работу 40% дагестанцев платят деньги. При этом, денег нужно дать в 5 раз больше, чем в среднем по всей стране. Ну, вы все еще верите в то, что в Дагестане есть экономика?

Но, есть цифры, которые поражают лично меня. Количество людей в республике, которые считают себя обеспеченными, составляет примерно 60%, хотя по всей России – 25%. Я не знаю, что подразумевали люди под термином «обеспеченные люди», но практика показывает, что у таких людей хватает денег на одежду и еду. Средняя площадь недвижимости (другими словами – квадратные метры) у дагестанцев примерно на 30% больше, чем по стране. Действительно, дома строят просто огромные, красивые и…. наверное, на среднюю по региону зарплату (4500 рублей в месяц ) такое не построить. Вот это смешное видео полностью отражает все сказанное мной:

Ну, этих цифр хватает? Если нет, то идем дальше. В Дагестане в 4 раза больше домов со вторым этажом, чем по всей стране. Больше всего меня порадовало то, что 40% жителей верят в то, что они «в самое ближайшее время смогут улучшить свое финансовое положение». Неисправимые оптимисты, хотя я и сам такой (в статье «Фортуна – мой верный друг и спутник жизни» писал об этом подробнее). Кстати, по всей стране количество оптимистов в 2 раза меньше.

Средний совокупный доход дагестанской семьи в 2 раза выше общероссийских показателей. И тратят у нас в 1,5 больше, чем по стране. Об этом очень красноречиво говорит то, как играются дагестанские свадьбы. Если по остальным регионам порядка 15% опрошенных говорят о том, что глава их семьи имеет постоянный заработок, то в у нас эта цифра доходит до 25%. Но, самое интересное, 20% опрошенных отказались говорить о законности своего заработка.

На сей счет у меня есть еще один пример. Человек открывает свой бизнес в республике. К нему сразу приходит представитель прокуратуры и говорит: «Друг, вот ты открыл бизнес. Теперь будешь платить налоги в количестве n рублей. Но, если ты мне будешь платить (n-30%), то я все улажу. Хорошо нам обоим». Радостный бизнесмен тут же соглашается. Мне об этом рассказывали знакомые ребята, которые сами сталкивались с подобными случаями.

Как решить проблемы в экономике Дагестана?

Есть ли смысл в этой ситуации искать виновных? Ведь, это устраивает всех – власть и людей. Подумаешь, в месяц поубивают нескольких милиционеров (полицейских, никак не привыкну) или ребят, якобы подозреваемых в ваххабизме. Подумаешь, мы стоим на коленях перед федеральным бюджетом. Это же все мелочи, главное – волки сыты и овцы кое-как выживают. Нет, друзья, такому «благоденствию» придет конец. Анархия хороша только на первоначальных этапах.

Нам нужно уже понять, что «хотеть есть» и «быть голодным» — абсолютно разные вещи. На сей счет наш профессор говорил: «Не путайте яичницу с божьим даром». Не будет так долго продолжаться! Когда-нибудь Москве тоже надоесть подкармливать местные элиты. Тот формат экономики, который сейчас действует в нашей республике, было выгодно федеральному центру в 90-х и начале 2000-х годов. Ведь, главное тогда было – не допустить расползания бандитизма по всему Кавказу. Вот и отправляли «шальные» деньги, которые, в основном, оседали в кармах местных элит. Москва все это видела и понимала, но молчала, так как данная элита взамен могла гарантировать относительную социальную стабильность.

Посмотрите, что сегодня творится в республике! Чечня уже кажется спокойной гаванью где-нибудь в Океании. Народ в Дагестане стал более зрелым, молодежь поняла, что «старшее поколение» может говорить красивые высокопарные слова, а предпринимать совершенно иные поступки. В этот момент должна меняться сама власть, которая просто обязана реагировать на происходящие в обществе процессы. Кстати, посмотрите просто шикарнейший фильм о Дагестане, который откроет вам глаза на многое:

Отличный пример того, как власть быстро сделала выводы из своих ошибок и предприняла правильные действия – это то, как разительно отличались выборы в Государственную Думу и выборы Президента страны. Ведь, если вспомнить выборы 4 декабря, то видно было, что партия власти просто провалила агитацию в интернете, но уже в президентской гонке были сделаны выводы и результат себя не заставил долго ждать. Я где-то читал, что Владимир Путин потратил на агитацию в интернете порядка 1,7 миллионов долларов.

Проблемы дагестанской экономики нельзя решить разовыми кадровыми перестановками. Считаю, что просто убийственным будет, если власть начнет опираться в своих действиях на правоохранительные органы, которые итак в республике имеют не очень хорошую репутацию. Призывы к борьбе с коррупцией во всех республиках Кавказа (наверное, кроме Чечни) действуют точно так же, как и надпись на пачке сигарет: «Минздрав предупреждает…» на заядлого курильщика. Поэтому, я считаю, что на сегодняшний день нужно выработать новую форму экономических взаимодействий между Москвой и Дагестаном. А какую именно? Пусть о этом думаю наши политики. Зачем я буду отбирать их хлеб, ведь, они же за это получают жалование, причем немалое.

Ну вот и все, статья получилась большая, но очень надеюсь на то, что она вам понравилась. Старался объективно описать свои мысли по данной теме. Хочу сказать, что я до сих пор верю, что можно навести порядок в нашей республике. Сильный Дагестан – это наша гордость и каждый из нас должен вносить свой вклад в развитие и процветание экономики нашей общей родины.

Друзья, я буду очень рад обсудить ваше мнение по поводу всего того, что написано выше. Все свои мысли пишите в комментариях. Кстати, завтра 8 марта. Всех читательниц блога поздравляю с этим праздником! Будьте всегда красивы и обаятельны!

С уважением, Али Аскеров!

Комментариев: 48
  • Георгий
    07/03/2012, 21:48

    Эх, грустно всё это... Но вообще, Алишок, скажу, что проблемы Дагестана в общем то все те же, что и во всей России, только во много раз усугублённые (разве что оружие пока не так популярно у населения). И пока у власти будет тот, за кого ты голосовал, ситуация в лучшую сторону вряд ли изменится. Ты прав, это выгодно и вашим элитам и федеральному центру. Людям невыгодно, но кто их спрашивает.

    Радует, что ты обращаешь внимание на то, что гоняли людей голосовать и справедливо этим возмущаешься. Мне вот тоже непонятно — зачем Путину эти жульничества, если он реально мог и честно победить. Пусть не в первом, но во втором туре. А так, я считаю, что это роспись в собственной нелегитимности.

    Ответить
    • Али
      08/03/2012, 00:16

      Гоша, спасибо за комментарий! Как всегда, очень грамотно и интересно меня дополняешь!

      Ответить
  • андрей климов
    08/03/2012, 11:25

    статья интересная. а поскольку я представитель старшего поколения « которое поучает молодых», скажу честно, да мы разбаловали Вас, своих детей, мы не могли получить то чего хотели, поэтому всеми силами старались дать Вам своим детям, как можно больше и сразу. в итоге имеем то что имеем, не привили воспитание своим детям и много других проблем, но все таки культурных и образованных, Вас больше, чем отщепенцев. И поэтому не так и плохо Мы « поколение поучающее» Вас вырастили!!! хотя моя точка зрения такая, что каждый человек приходит в этот мир со своим «Я». и если ты пришел в этот мир с целью пакостить, то ты и будешь пакостником, как бы не старались родители и семья тебя перевоспитать. а если нормальный, то будь ты в семье или без нее, все равно останешься человеком

    Ответить
    • Али
      09/03/2012, 00:06

      Андрей, на самом деле, советы старших очень важны для молодых людей. Ведь, иначе не было бы преемственности поколений! Но, перегибать любят старшие...

      Ответить
  • Dinara
    08/03/2012, 11:38

    Да у нас похожее, в больницах без блата обслужат как попало. Еще прикол есть, родители студентов должны заплатить кругленькую сумму, чтобы их студента взяли на работу на хорошее место =) .

    Это где-то 5-10 тыс долларов.

    У нас тоже студентов заставляют голосовать, и пенсионеров деревнях, где все свои и камер нет, а от несогласных никакая бумашка далеко не уйдет. Короче многие проблемы похожи, как ни грустно.

    Ответить
    • Али
      09/03/2012, 00:08

      Dinara, действительно, проблемы везде одинаковые. Но, как написал выше Георгий: «На Кавказе они в больших размерах»

      Ответить
  • Джамал
    08/03/2012, 12:58

    отличная статья Али, очень информативная и интересная, столько проблем отражено столько доводов приведено... Но какая бы замечательная не была статья, я не согласен с тем что . Ты по всем показателям Али привел наглядные примеры в процентных отношениях по всей стране и по республике отдельно, но не учел нужным здесь выделить проценты. такие гнилые люди которых ты описал есть везде, мало того у нас их намного-много меньше в республике, в этом я уверен!

    Ответить
    • Али
      09/03/2012, 00:10

      Джамал, поверь мне, такой коррупции и бардака, как в Дагестане, практически нигде нет!

      Ответить
      • Джамал
        09/03/2012, 11:23

        на счет коррупции да, согласен!

        Ответить
  • Лариса (Казахстан)
    09/03/2012, 12:32

    Рыба гниет с головы. А в России (и в частности в вашем Дагестане) уже давно. А прошедших выборах опять выиграл Путин. Хотя кто бы сомневался. Для тех, кого Вы осуждаете в своей статье, очень выгодно сохранение прежнего порядка. Вы сами пишите что,"экономика республики на 80% состоит, как это не прискорбно признавать, из дотаций федерального бюджета. Средний официальный доход на душу населения в республике почти в два раза ниже общероссийских показателей. Доходы более половины жителей Дагестана ниже прожиточного минимума".Бумажная статистика о бедственном положении экономики как раз и нужна, для оправдания немалых бюджетных поступлений для разворовывания и распыления между своими (в вашей республике в частности). И что Вас так сильно возмущает Али? Реальность? «Наверху» воруют, так и «внизу» позволяют. Для справедливости. Маштабы только другие. А безнаказанность за зло развращает людей. И мой вам совет «старшего поколения»- не светитесь Вы в своем блоге с какими -то разоблачениями имен взяточников. Вас могут самого еще обвинить в наговоре. Вы, что их за руку поймаете и видеоролик снимите, когда они будут деньги брать. Такие заявления в интернет не выкладывают.Надо быть более осторожным в высказываниях. Тем более вы военный. Вот такое мое мнение о Вашей статье. А блог мне Ваш понравился. Приятная цветовая подборка, интересные статьи. Удачи.

    Ответить
    • Али
      11/03/2012, 23:44

      Лариса, спасибо за такой коммент! Скажу честно, вы заставили меня задуматься!

      Ответить
  • Лиза
    09/03/2012, 13:37

    Большое спасибо за статью, очень понравилось видео — НАШ ДАГЕСТАН! =)

    Ответить
    • Али
      11/03/2012, 23:45

      Я тоже с большим интересом смотрел видео о Дагестане!

      Ответить
  • dr-shamil
    10/03/2012, 00:18

    Больная тема, особенно для Дагестана. Конечно Али прав — об этом надо говорит, писать, обсуждать. Власть как в Москве так и в Махачкале знает обо всем и оно же в авангарде этого. Понятно, что каждый должен начинать с себя. А если реально, то надо конечно начинать с выборов главы республики. А именно — народ должен выбирать президента, а не назначаться вышестоящим за определенный откат.А потом это естественно спускается ниже вплоть до каждого человека по всем структурам. А в извечном споре между даргинскими и аварскими элитами — кто же будет следующим президентом Дагестана? точнее в решениии этого вопроса очень много денег уходит в Москву. Так почему же не должна быть коррупция, если этому создаются все условия?

    Ответить
    • Али
      11/03/2012, 23:54

      dr-shamil, согласен с вами! Все условия для процветания коррупции созданы!

      Ответить
  • Зоя
    14/03/2012, 06:16

    Прочитала Вашу статью на одном дыхании, много лет работала на Северном Кавказе и с болью воспринимаю все там происходящее. Могу точно сказать, что вся эта ситуация, как бомба замедленного действия , закладывалась несколько десятилетий. Я видела в Северо-Кавказских республиках большое количество книг на русском языке,которых в других регионах было не достать, а здесь их никто не читал, потому что в школах не было хорошо подготовленных учителей. При этом в каждую командировку ехала с полным чемоданом альбомов для рисования, цветными карандашами и т.д., потому что детей не с чем было отправить в школу. Чай, мыло перепродавались по очень завышенным ценам. Знакомым просто отправляла посылки. Сложно сказать какими выросли те дети, которым возила карандаши и банты. Возможно многие из них взялись за оружие. Сейчас живу на Алтае и здесь много Кавказских диаспор, надо сказать что многие из них честно работают и пытаются прокормить свои семьи, не все приезжают за легким рублем. Думаю, что проблемы в нашей стране у всех одинаковые, независимо от национальности, только где-то они выражены острее.

    Ответить
    • Али
      14/03/2012, 19:29

      Зоя, согласен с вами! Но, все обращают внимание на Северный Кавказ!

      Ответить
  • Ганна
    14/03/2012, 20:37

    Надо отдать должное создателям фильма «Наш Дагестан». Я под большим впечатлением!!! Подборка кадров, музыкальное сопровождение, озвучка, высказывания Президента РД о вере в будущее и перспективы Дагестана... На какое-то время я, как и раньше, поверила в светлое будущее своей малой родины...

    Но... Вернёмся к жизненным реалиям. Они, увы, не так оптимистичны и радужны, как кадры этого фильма. Али, ты совершенно верно подметил, что наша молодёжь, к большому сожалению, взращена в традициях взяточничества и в атмосфере коррупции... «Прав тот, у кого есть деньги». Сколько молодых умных, талантливых людей уехали и продолжают уезжать из республики, потому что они не могут реализовать свой потенциал на родине.Они там просто не нужны. Чиновничьи кресла передаются от отца к сыну, от сына к внуку... или тому кто больше «отстегнул» кому надо. Естественно, этот человек будет больше думать не о благосостоянии своего народа, а о том, как бы больше «урвать» пока есть возможность...

    Студент, который закрывает сессии и получает диплом за деньги, уже готовый кандидат во взяточники... О чём он будет думать в первую очередь? Не о том каким он хочет стать специалистом. А о том: с меня ПРЕПОДАВАТЕЛИ брали, так почему же мне не взять. Это я о преемственности поколений. Справедливости ради, хочется выразить своё негодование не только в адрес взятковымогателей, но и взяткодателей! Что делают будущие мамы, да и многие пациенты государственных учреждений прежде чем воспользоваться услугами бесплатного медицинского учреждения, дают врачу взятки. Или почему родители делают дорогие подношения учителям. Для того, чтобы те в свою очередь были более заботливыми и внимательными к ним и к их чаду... Неплатежеспособным остаётся лишь умолять о помощи и добиваться должного внимания к себе. С другой стороны нищенская зарплата вынуждает интеллигенцию брать взятки, а иначе не проживёшь. Палка о двух концах. И что самое страшное, всё это происходит на глазах детей, которые всё понимают и впитывают, как губка, хорошее и плохое. А ведь они и есть — «строители» нашего будущего!

    Не верится в то, что нынешние представители власти одумаются и станут жить по честному). Пугает и то, что нас может ожидать в будущем. Мы получаем то, что отдаём...

    Али, что касается статьи-разоблачения взяточников с указанием имён, то я соглашусь с Ларисой. Не пойман, не вор. Увы, такова система... Без доказательств это чревато последствиями. Но свою точку зрения с приведением фактов ты выразить вправе! Удачи! =)

    Ответить
    • Али
      19/03/2012, 15:44

      Ганна, большое спасибо за такой интересный коммент!

      Я верю в лучшее будущее!

      Ответить
  • InvestProfi
    17/03/2012, 16:51

    Али, я прочла вашу статью в первый же день, как только Вы опубликовали. Хотела сразу ответить, но не смогла. С тех пор , я не заходила на Ваш сайт, не могла понять, что меня так вывело из равновесия? Поняла — ГНЕВ!!!

    Во-первых, я восхищаюсь за вашу смелость, и понимаю крик Вашей души. Помните — Вы не один!

    Ненавижу взяточников, ненавижу людей, которые наживаются на горе других, ненавижу хитро-выделанных, которые думают, что самые умные)Ненавижу — это не то слово! Просто весь мой организм — ПРОТИВ!!!

    Сразу оговорюсь: НИКОГДА не давала взяток, и не собираюсь. Пусть попробуют отказать мне в том, что положено законом...медицинская помощь, правоохранительные органы... и другие организации.

    Все они пользуются тем, что многие не знают законов и своих прав. И самая большая беда у нашего и вашего народа — это то, что люди боятся. Не бойтесь чиновников и им подобным!! Это те же люди, что и вы, но сумели набраться наглости и забраться повыше к управлению, т.е к власти...

    Да! Как ни обидно, но наше старшее поколение, при всем моем уважении, нам показало — КАК ЖИТЬ НЕЛЬЗЯ. Хоть, они сами и не хотят в этом признаваться. Они не хотят уходить со своих мест, т.к больше не умеют ничего делать, как брать взятки. Они за наш счет копят себе и своим близким капиталы, без зазрения совести, понимая, что уйдя с этого места — больше их специализация узкопрофильная, никому не нужна, а учиться новому они не хотят.

    Я удивлена некоторыми ответами. Хочу прокомментировать те, которые больше всего зацепили:

    андрей климов — мы не отщепенцы и нас никто не баловал, у вас на это не было времени, и нас большинство, стоит признать, что выросло достойное поколение.

    Лариса (Казахстан) — рыба гниет с головы? При чем здесь Путин? А вы не думали, что этой рыбой может быть каждый, в том числе и ВЫ?

    Цитирую:"И что Вас так сильно возмущает Али? Реальность?"

    Вопрос к Вам Лариса(кстати тезки)): А вас, что, все устраивает? Или решили все на Путина свалить?

    Цитирую: И мой вам совет «старшего поколения»- не светитесь Вы в своем блоге с какими -то разоблачениями имен взяточников. Вас могут самого еще обвинить в наговоре.

    Второй вопрос к Вам Лариса: Это кто из взяточников такой смелый, что может еще еще и обвинить? Вы, что действительно считаете, что надо молчать и взяточникам дать зеленый свет...? Вы вообще в своем уме?

    Окончание: я своего ребенка воспитала так, что ей не приходится давать взятки, учится в Германии в известном университете благодаря знаниям, а не взяткам, и сейчас очень востребована, еще не закончив университет, благодаря своим способностям и талантам. И попробуйте ей дать взятку)))) :-D

    И вот этим — я горжусь!

    Извини, Али, если что не так, я очень уважаю ваш блог, не хотела навредить, но и промолчать не смогла.

    Ответить
    • Али
      19/03/2012, 16:49

      Лариса, большое спасибо! Мне было очень приятно прочитать ваш комментарий! Как говорится- наболело!

      Ответить
  • Cеймур
    29/03/2012, 23:55

    Я хотел написать комментарий,но боюсь места не будет.Есть ведь еще черная сторона происходящего в Дагестане.Криминал смешался с государством.это самое страшное.

    Ответить
    • Али
      30/03/2012, 10:49

      Согласен с вами. А почему вы решили, что места не будет? Все будет, пишите, интересно обсудить ваше мнение.

      Ответить
    • aleks
      26/07/2012, 19:21

      ...вы хотите сказать- криминал смешался с государственной властью!..Да...криминал во власти — это издержки « дикого капитализма»...Через это прошли многие страны...и прежде всего — США...

      но это излечимо...Нужны сильные законы и демократическая консолидация общества...Нужны общие ценности...Идеалы...стремления...

      Ответить
  • Cеймур
    30/03/2012, 18:44

    Не хочу разводить анти-российскую пропаганду,но услышав такие слова как «Хатит кормить Кавказ»должен сказать следущее.Дагестан,вполне мог бы жить и процветать без РФ,как многонациональная суверенная республика Дагестан,для этого у нее есть все что необходимо.

    Во первых выход на море и соседничество с такими государствами

    как,Казахстан,Иран,Туркменистан и Азербайджан с последним есть еще и сухопутная граница.Дагестан мог бы вести выгодный бизнес,морских перевозок,рыбной отрасли,отрасли энергоресурсов, морской военной отрасли и т.д.Самым надежным и братским государством для Дагестана мог бы стать Азербайджан,правда и сегодня есть какой-то товарооборот,но это капля в море.Не буду приводить перечень возможностей,которые дали бы суверенитету Дагестана огромный толчок и стимул.Но это,опять же запасной выход,а пока Дагестан остается в составе РФ,и по моему никто не против.Хотелось бы поделиться первыми впечатлениями,когда ступаешь ногой на эту священную землю.Самое наверное неприятное это когда после Азербайджанской таможни натыкаешься на военных с розовыми щеками.На Азербайджанской таможне все же поймут,если не дай Аллах у вас поминки или кто то рожает или у кого то сердечный приступ,но не ждите каких то уступок на российской таможне.Но все же более «кровожадными»являются не военные славянской принадлежности а местные.В каком пункте осмотра бы вы не были,вы наткнетесь на него,который с хлоднокровием скажет : Ну что,поставь на стол сколько можешь!И так дальше после таможни,на каждом посту ГБДД вас будут останавливать и требовать деньги,тем боле если машина у вас не с российскими сериями а особенно с серией AZ.Кстати о машинах,меня глубоко ошарашила,какие чудовищные автокатастрофы происходят на дорогах Дагестана,и это с учетом того что в основном они происходят на почти полупустых трассах,сколько молодых людей умирают в этих страшных и нелепых авариях.Государство так и не смогла решить проблему с тонированными стеклами,при чем тонируют и лобовое стекло да так что даже из салона трудно разглядеть дорогу.Если к числу погибших в катастрофах прибавить еще и прибывшие из других регионов РФ молодых ребят как груз 200 в оцинкованных гробах,то не трудно предстваить себе ситуацию когда только за последние 10-15 лет,территории кладбищ удволись в трое.Трудно без боли в сердце смотреть как молодые лица смотрят из холодных камней.Представители старшего поколения рассказывают что при СССР когда умирал какой-то старик,то на похороны собиралась вся деревня,а если умирал молодой человек,то это был настоящий шок,а теперь смерть молодых стал как то привычным…Дагестан всегда считался сельскохозяйственным регионом и мне просто смешно когда жители деревень идут в магазины за свежим мясом,яйцами,хлебом и овощами.Люди не хотят работать,неужели городская лихорадка захлестнула и деревни?Кое у кого есть конечно чем кормиться но половина все таки живет как попало.Молодежь скитается по спортзалам(и то хлеб) и где то еще,женщины(какая то часть их) привозят товары из Азербайджана и продают их за тридорого в Дагестане.Видя все унижение,нервотрепку и стрессы которые они переживают в таможнях,хочется сказать им спасибо)))ведь не каждый так сможет!Отдельная тема конечно же ТВ и музыка.Трудно не сорваться когда целый день по зомбиящику только концерты низкопробных певичек и певцов которые кроме фанеры ничего не знают,поздравления,когда вам приходиться смотреть что у кого то день рождение а у кого то родился внук и его снятая китайским телефоном с 2 мгп камерой фотография красуется на экране.Я еще не говорю про чаты в онлайне и содержание этих чатов,типа «разведенки звоните,имеется приора»Дагестанским музыкантам завидуют все музыканты Закавказья и Азии.А как же,не завидовать,ведь они ничего сами непридумывают,схема такая,украл минусовку,придумал слова про Патиматов и Мальвин с Самирами и вперед с группой с клавишниками,барабанщиками и кларнетистами недоучками.Трудно профессиональному певцу слышать это пение,до инфаркта одна остановка!Мы как то с друзьями ехали в лес отдохнуть,при вьезде из леса вышли двое бородачей,в черных спецовках с автоматами,они жестом рук обьяснили нам чтоб мы ехали в другое место отдыхать.Это были не омоновцы,не спецназ и не армейцы,и оны действовали уверенно и без малейшего страха перед властями.Кто они?это вопрос вам,Дагестанцам.После 23:00 не увидишь ни одного полицейского или гбдд-шника на улицах отдаленных населенных пунктов кроме Дербента и Махачкалы.Чиновиков расстреливают из автоматов в упор среди бела дня и кажется это уже обыденно в Дагестане.Когда мы уезжали,провожавшие нас сказали,что может быть здесь скоро начнется война,а потом когда мы уехали,то услышали как Дагестан вошли чеченцы на танках….

    Ответить
    • Али
      01/04/2012, 20:11

      Сеймур, не заезжали чеченцы на танках в Дагестан! А так, с комментарием согласен полностью!

      Ответить
    • aleks
      25/04/2012, 15:55

      ...страшно...все это читать...

      край великой культуры. край достойных и честных людей — умирает...

      и кому то это выгодно ...вот вам и ответ на клич — хватит кормить кавказ...

      за исключением Чечни — на кавказе северном — все развалено...экономика парализована...власть — не эфективна...молодежь безграмотна...образование — не сравнимо ни с чем...( в отрицательном измерении )...люди не живут...люди выживают...А Чечня да...она получает большие субсидии из центра ... — но это плата за лояльность..., за значительное сокращение численности бандформирований...за стабильность...Рамзан Кадыров — смог опираясь на сподвижников его отца — сделать то — что не смогли никто до него...и сделать из Грозного — кавазский Париж — эт не тлько ПР — акция...Центра...это и дань благодарности Лидеру ...

      Я могу ошибаться — но думаю что Чечня — Нохчи — наиболее близко подошла в своем развитии к созданию самостоятельного национального государственного образования...

      Нужны и другим такие же молодые, храбрые и мудрые лидеры в регионах СК...

      Ответить
    • Рамазан
      23/07/2012, 13:14

      Сеймур, вы на редкость точно описали, все что происходит в Дагестане.Я лишь слегка добавлю от себя, почему, с моей точки зрения, так происходит. Происходит такое, только по причине отсутствия реального(а не мнимого) влияния федеральной власти в регионах. Безвластие, есть предтечи того, что народ, находясь под парами демократической эйфории, впадает в животную стадию само поедания. И тут, просто разъяснительной работой не обойтись,как не прискорбно это констатировать нужно решительное «хирургическое» вмешательство, пока болезнь окончательно не погубило наше общество, которое мы называем, человеческим.

      Ответить
  • Cеймур
    02/04/2012, 00:30

    уже несколько месяцев чеченские батальоны принимают участие в спецмероприятиях не только в приграничных с Дагестаном районах, но и в Унцукульском, Шамильском, Ахвахском районах, которые не имеют административной границы с Чечней. Чеченские бойцы участвуют в режимах КТО, а также в профилактических мероприятиях, например, входят в состав мобильных групп, досматривающих автомобили на дорогах.

    Источник «Новой» в НАК утверждает: нет ничего странного «чеченские спецбатальоны «Север» и «Юг» входят в состав внутренних войск МВД России, поэтому они задействованы и в Дагестане». Однако остается неясным правовые рамки участия внутренних сил Чеченской республики, как, например, полка имени Ахмада Кадырова, который подчиняется лично Рамзану Кадырову на территории Дагестана, а так же статус бомбежек в окрестностях селения Эндирей и Тотурбийкала.

    www.novayagazeta.ru/news/54289.html

    Ответить
    • Али
      02/04/2012, 18:06

      Наверное, недавно появившаяся информация в интернете о том, что Нургалиева вот-вот снимут с должности — это и есть отклик тех событий!

      Ответить
  • polals@mail.ru
    25/04/2012, 10:55

    Вы меня конечно извините, но Дагестан врядли сможет стать суверенной республикой без РФ...

    Без самой РФ — возможно, но без русских с их знаниями и опытом — никогда!!!

    Народы СКР никогда не умели и не умеют ни продавать ни покупать...только брать силой и обманом, причём зачастую у своих же (знаю много примеров).

    С такими рыночными отношениями они съедят друг друга очень быстро!!!

    Ответить
    • Али
      27/04/2012, 21:18

      Должен согласиться с вами, как бы это не было прискорбно!

      Ответить
    • Рамазан
      23/07/2012, 13:30

      polals@mail.ru. Ваша правда, только это касается, не только Дагестана, но и любого другого региона России. Просто Дагестан скажем так, грубее и менее отесан, чем остальные.

      Ответить
  • aleks
    25/04/2012, 15:32

    ...значит надо учиться...жить все время за счет чужого ума...не переспективно...чужой ум, кто бы н не был — тянет одеяло на себя...и это — без вариантов...

    конечно...на сегодняшний день ...общедагестанской обьединяющей идееей — или лучше сказать началом — будет религия...лругого просто нет...нет ни общего языка...не общей культуры...а поток эгоистических амбиций каждого этноса — способен потопить любое обединение...Нужен новый ШАМИЛЬ..., да где его взять...

    возможно пойти по пути швейцарской конфедерации...хотя это не совсем идентично...

    дело в том что народы населяющие Дагестан — как и весь Северный Кавказ — по большому счету не нации — а этносы...поэтому ни один из этносов — не в состоянии создать национальное государственное образование...Но и назвать их производными от титульной русской нации — то же никто никогда не сможет...

    ИСторически — весь северный кавказ — это потомки древних албанцев...те исторически корни у всех этнических групп — едины...

    Диалекты плучили различное звучание в силу как прирдных так и военно- политических обстоятельств...кто то долгое время жил под гнетом...турков..., где то сильно было влияние печенегов или хазар...итд...Но общего у кавказских народов гораздо больше — чем различного...и разделили их — на сотню разноговорящих селений — завоеватели...это царская Россия..., и Татары...и пр.Надо думать...

    Ответить
    • Али
      27/04/2012, 21:20

      Алекпер, вы случаем не доктор исторических наук или кавказовед?

      Ответить
      • aleks
        19/06/2012, 01:42

        ...нет дорогой...( случайно конечно нет)

        Ответить
  • Гаджи
    18/06/2012, 01:26

    Али интересная статья, но не бомба по крайней мере не для меня. Я живу в Дербенте. Понимаешь дело в том что проблема гораздо острее чем ты ее описываешь. Дагестанцы привыкли к такому положению и самое неприятное заключается в том что население к такому порядку приспособилось. Сейчас никого не удивляет, что устройство на работу стоит денег. Может возмутить сумма, но не факт того что трудоустройство нужно оплатить. Давать взятки у населения Дагестана уже в крови.Проблемы дагестанской экономики нельзя решить разовыми кадровыми перестановками. Даже если сменить всю верхушку это не будет решением проблемы. Проблема в том, что население такое положение устраивает. Если у тебя есть решение, пожалуйста озвучь его.

    Зачем я буду отбирать их хлеб, ведь, они же за это получают жалование, причем немалое.

    Думаю политики не оголодают. Часто думаю о решение проблемы, но пока нет вариантов реальных.

    Пыс.

    Очень интересный сайт.

    Пыс. пыс.

    Теперь я здесь завсегдатай

    Ответить
    • Али
      18/06/2012, 01:38

      Решение одно — если будет побольше молодых людей, которые будут думать об этой проблеме так же часто, как и мы с тобой, то лет через 10-15 нам удастся сломать систему...

      А так, буду рад видеть тебя на страницах своего блога)))))))))приятно, когда появляются интересные и адекватные люди!

      Ответить
    • aleks
      19/06/2012, 01:40

      ...я добавлю: когда то — в советские времена — самым коррумпированным регионом была Грузия...это даже стало нарицательным выражением...

      и так было и некоторое время после обретения независимости...И что теперь..., когда СААКАШВИЛИ навел порядок?..Грузия стала единственным регионом в СНГ — где нет коррупции...

      Так что — все можно...и рыбы — гниют с головы независимо от того в каких морях они плавали

      Ответить
  • Андрей-сибиряк
    28/06/2012, 17:49

    Гаджи, озвучь, пожалуйста, свое решение. Очень интересно.

    А я озвучу свое, сталинисткое, и пусть меня Али бьет ногами: невозможен в условиях современного гламурно-коррумпированного болота рывок вперед, без тотальной, жесточайшей чистки элиты. От Москвы до самых до окраин. Нужно пореже вспоминать о сказках, которые напели Хрущев и Солженицын. Нужен... (Впрочем не буду, это уже будет призыв к свержению государственного строя.)

    Ответить
    • Рамазан
      19/07/2012, 16:41

      Андрей, весь фокус в том, что вы абсолютно правы. В этом смысле, есть анекдот про завещание Сталина:"Перед смертью Сталин оставил два запечатанных конверта.На первом было написано: «Вскрыть, когда стране будет плохо. И. Сталин». Конверт вскрыли и обнаружили записку: «Вали все на меня. И. Сталин»(этим со времен миши горбачева и по сей день усердно занимаются). Пришло время для второго конверта, на котором было написано: «Вскрыть когда будет совсем плохо». В конверте лежала записка: «Делай все, как я. И . Сталин.» А вот тут к сожалению приходиться констатировать, что в нашем истеблишменте «культиков» огромное количество а подобающих культу личностей таки нет. Поэтому, Андрей я подтвержу свое согласие с вами еще одним анекдотом про товарища Сталина: «Товарищ Сталин как вы относитесь к плюрализму? В отношении плюрализма двух мнений быть не может!»

      В контексте сказанного мне современное наше руководство, которое очень много декларирует необходимость изменения существующего порядка вещей, напоминает высказывания и судьбу последнего императора российского, Николая 2 (прозванный народом «окаянным»)который говорил:"существующий порядок терпим быть не может, но любые его изменения чреваты большими потрясениями." Он плохо кончил...

      Ответить
  • Нигматула
    30/06/2012, 15:29

    Андрей,не лучше ли если использовать все плюсы сталинизма и современной демократии,было бы эффективней)))

    Ответить
    • Рамазан
      19/07/2012, 16:58

      Нигматула, отношусь к вам с глубоким уважением, читал ваши комментарии признаю их адекватными. Но использовать только плюсы сталинизма(надо конечно разобраться что конкретно имеется ввиду под плюсами), не удастся. Потому как в природе нельзя быть немножко беременным. Иначе говоря сталинизм или есть в полном объеме(в том числе лес рубят щепки летят) или его нет вовсе. Любые недоговоры или недоделки в таком серьезном деле, чреваты финалом судьбы императора российского Николая 2 («окаянного», см. комментарий Рамазана-Андрею).

      Ответить
      • Дауд
        01/08/2012, 22:13

        Рамазан,ты куда пропал?

        Ответить
    • aleks
      26/07/2012, 16:24

      салам! ваша мысль будет более понятней , если вы приведете примеры из жизни других стран...где плюсы диктатуры сочетаются с плюсами демократии...

      может это Китай..., может это Иран...или Япония...Конечно симбиоз сильной власти и свободы в обществе присутствует в практике мирового сообщества...Взять хотя бы Соединенные Штаты... — никто не станет возражать — что это демократическая страна..., но разве у них слабая власть?..Да! там нет диктатуры...там нет ВОЖДЯ...но есть сильное и даже жесткое законодательство...Может это путь к достижению баланса? — Диктатура закона + свобода : совести , личности, слова...

      Ответить
  • Андрей-сибиряк
    26/09/2012, 11:54

    Не соглашусь с Вами, Алекс.

    В том смысле, что невозможно спроецировать опыт США на российскую действительность. Совершенно иная цивилизационная модель.

    Опыт Запада (и США, и Европы) соврешенно иной. Для того, чтобы выработать уважение к законам, потребовались столетия террора: инквизиция (которая, кстати, была сильнее и жестче в «просвещенных» протестантских, а не католических странах), многочисленные войны (в ходе гуситских войн было уничтожено почти 80% чехов, в ходе Тридцатилетней войны погибло больше половины немцев, в основном обычных крестьян и бюргеров. Примеры можно продолжать), рабство (в тех же Штатах, окончательное, юридическое равноправие негров было зафискировано лишь в 60-е гг. XX в.)

    Несмотря на 200-летнее крепостничество (с середины 17 века, не раньше! — до 1861 г.), на кровавый захват Казанского ханства (в котором было 100 тыс. русских рабов при миллионном населении), на кавказские войны — мы дети по сравнению с миролюбивым, просвещенным Западом.

    Но дело даже не в этом. И у русских, и у кавказцев есть подспудная тоска по великой идее и большому делу. Не делу зарабатывания больших денег, а почему более, ну наверное, светлому, вековечному. Будучи скорее леворадикалам, я понимаю (но не принимаю!) и антикавказцев-нацистов, и кавказских парней уходящих в ваххабитское подполье. За теми и другими есть та самая тоска по Идее и Делу, за которые нужно жить, и можно умереть.

    Но без радикальной замены элиты и смены вектора развития страны, мы не сможем прийти к общей идее, и общему делу. При которых вчерашний «русо-арий» будет бок о бок трудиться с лезгином, чеченом и аварцем. Также как юноша из кабардинского «Джамаата», будет с гордостью следить за успехами своих соседей: аспиранта-балкарца, офигенного токаря-русского и боксера-калмыка.

    Что это за идея должна быть: новый индустриальный рывок, новая ли социальная модель, на которую будет ориентироваться все человечество или что-то иное — я не знаю.

    Но в любом случае: чистка, и еще раз чистка.

    Ответить
  • Димыч
    22/04/2013, 11:24

    Все привет! Я тут новенький, так что если кого то задену своим советом, то это не со зла.

    Вообщем, смотрел я как то фильм 70-х годов про Дагестан и удивился, что русских там намного больше, чем Кавказцев, с тех пор конечно многое поменялось, но давайте смотреть правде в глаза, как писали до этого в коментах, что у русских лучше получается торговать, поднимать с\х и тд, так может не надо быть упрямыми и разделять наши народы по национальности, а просто пригласить грамотных русских людей на работу и слушать советы и рекомендации по выведению республики из кризисного состояния. Кстати безработица и пофигизм чиновников есть во всех наверно регионах страны, а не только в Дагестане, так что мы вас хорошо понимаем. Еще прозвучала проблема, что все решается с помощью оружия, вот эта проблема как то решаема???

    Ответить
  • Андрей Львович
    23/06/2014, 00:24

    Солнечная энергетика является самым эффективным способом доставки в горные районы Дагестана дополнительного количества энергоресурсов www.slaviza.ru/1179-energ...y-dagestana.html 8)

    Ответить