Терское казачье войско – хранители заветов предков
Более 400 лет живут на Северном Кавказе терские казаки, сообщество, сыгравшее немалую роль в истории юга России. Они активно содействовали расширению границ и закреплению территорий за Российской империей, участвовали во многих военных компаниях, в том числе в Кавказской, Русско-Турецкой и Первой мировой войне.
История терского казачества
Русичи давно торговали с Кавказом, но осознанное присоединение этих земель началось при царе Иване Васильевиче Грозном. За время своего царствования он увеличил размеры страны практически вдвое, захватив и Астраханское царство, от которого рукой подать до Кавказа. Да еще и женился на Марии Темрюковне, кабардинской княжне.
Собственно же история казачества здесь началась в 1563 году, по прибытию на Терек первых стрельцов. За ними потянулись казаки с Волги, обосновались на Тереке, Куре, Ассе, Куме, Малке, Сумже и стали называть себя гребенцами. Они же активно участвовали в возведении крепости «Терки» на Сунже.
Гребенцы всегда были обособлены от прочего казачества и основная причина – религия, они были старообрядцами. Поэтому их поселения не имели храмов. Согласно сказаниям, первым местом проживания их предков стал хребет Качкалык с прилегающей Кумыкской плоскостью. Годом организации терского казачьего войска традиционно считают 1577 год, с которого они начали воевать с врагами под российскими знаменами.
В XVII веке началось массовое переселение русских казаков и прочего люда на левобережье Терека, которое закончилось только в XVIII веке, что было обусловлено неспокойной обстановкой на границах империи.
Немаловажную роль в принятии этого решения сыграло недовольство царских властей традицией терских казаков укрывать у себя беглый люд. Только в 1721 году войско гребенцов официально вошло в состав армии Российской империи.
Через год Петром I на реке Койсу была основана крепость «Святой крест», куда переселили народ из Терки и тысячу семей казаков с Дона. К сожалению, трудности жизни в незнакомых местах и разразившаяся чума оставили в живых только 452 семьи.
Расселение их из различных регионов России – с Волги, Вятки, Хопера, Кубани шло одновременно с подселением крестьян из глубинных российских земель, которых тоже приписывали к казачьему войску. Были попытки приписать и коренные народы, но это удавалось плохо.
Только часть грузин и осетин пополнили их список, решив пойти служить к русскому царю. В 1735 году был основан город Кизляр, который оставался главным культурным и политическим центром Северного Кавказа долгие годы. Сюда переселили не только казачьи семьи из Святого креста, но и другие народы, приписанные к царской службе, в том числе армян.
Само казачество тоже не раз подвергалось реорганизации – вновь прибывшие строили собственные станицы, которые объединяли в полки казачьи войска. Сначала в Астраханское, потом в Кавказское, последнее поделили на Терское и Кубанское, и в этом виде они встретили Первую мировую.
В Гражданскую войну, которая прокатилась по всей стране, захватив и юг, терское войсковое казачье общество в основном воевало за белых, и было разбито Красной армией, которую активно поддержали горцы. В советское время, как и все российское казачество, терцы прошли через расказачивание, коллективизацию, воевали в ВОВ, к сожалению, на обеих сторонах – часть воевала за фашистов, часть на стороне Красной Армии.
Одежда и вооружение общества
Жизнь и служба проходила в тесном соседстве с горцами. Переплетались не только семьи, но и обычаи, одежда, музыка, танцы. В одежде терских казаков многое позаимствовано у коренных кавказцев. Так, головным убором являлась папаха из овчины, изредка, из каракуля. Летом носили бриль – шляпу с широкими полями, во время полевых работ, спасавшую от палящего солнца.
Нижнее белье (рубашку и штаны) шили из домашнего отбеленного холста. Сверху на рубаху надевали бешмет, сшитый из яркой красной или синей ткани. По бокам вшивали клинья. Красивые манжеты плотно охватывали руку. Бешмет застегивался на крючки. Для тепла зимний бешмет делали простеганным, летний — с подкладкой.
Еще одним атрибутом, заимствованным у аборигенов, стала черкеска, надевавшаяся на бешмет. Украшением черкески были кавказский пояс и газыри, которые нашивали на алую подкладку на груди. Шили черкеску из заводского сукна черного, серого или синего цветов. К форме полагалась длинная бурка. Зимой носили кожухи – длинные теплые тулупы. В современной терской казачьей форме превалируют черный и синий цвета.
Оружие казака-терца
Расширение арсенала оружия у терцев происходило под сильным влиянием горцев и их обычаев. Прежде всего, они взяли кривую турецкую саблю, с которой удобно было сражаться в тесноте гор. Также выгодной заменой пластунскому ножу стал длинный кавказский кинжал. В 1881 году саблю заменили шашкой, главное отличие между ними в том, что клинок у второй заметной кривизны.
Вручали терскую казачью шашку молодому казаку в 17 лет. Хотя за храбрость и военные достижения могли наградить и раньше. Тогда же будущему воину вручали нагайку, выделяли кокарду для папахи и темляк для оружия, который крепили к рукояти и надевали на кисть руки, чтобы не потерять его во время боя. Папаха и шашка сохранялись в семье, их нередко передавали от деда к внуку по наследству.
Традиции и обычаи, быт и фольклор
Первые поселенцы строили на Тереке укрепленные станицы, и жить им приходилось в землянках зимой и шалашах летом. Почти сразу возводятся и первые государевы деревянные укрепленные крепости, которые постепенно окружали слободки.
С течением времени стали строить саманные дома, кто побогаче — срубы с четырехскатными крышами. Кухня обычно была из двух помещений – сеней и хаты. Летом в ней выпекали хлеб, еду стряпали во дворе на открытой печке. Амбары возводили на одной половине улицы все вместе. Поэтому во дворах было много места. Тут ставили сараи – круглые закрытые или просто под навесом – повитки.
До 60-80-х годов XIX века казачьи усадьбы окружались плетнем и частоколом. Лицом дом всегда стоял на юг. На этой же стороне делались окна и двери. Заднюю стену строили глухой, иногда с маленьким смотровым окошком.
Когда на Тереке стали строить первые срубные дома, в одном из помещений ставили русскую печь. Дом окружали с трех сторон террасой. В сенях у главной стены ставили сундуки или лавки. По горским обычаям покрывали их коврами.
Народный фольклор казаков
Войсковой праздник терских казаков принято отмечать 25 августа по старому стилю. Провозглашен в честь победы над мюридами, руководимыми Шамилем в Гунибе в 1859 г. В этот день в местах компактного проживания их потомков проходят празднества, выступает хор. Все праздники до сих пор имеют свои специфические особенности. По старинным обычаям терцы проводят свадьбы, имянаречения, родильные, крестины.
На Тереке всегда любили петь и слушать песни. Лирически повествовали о безвременной смерти воина где-то в чужой стране или о тяжелой доле казачьих вдов. Распространенным было хоровое пение с красивым многоголосием и веселые пляски.
Любили здесь и «пейзажную лирику», воспевающую красоты родного края. Примером может служить песня «Между серыми камнями», превратившаяся за последние столетия в настоящий гимн. Отсюда же с берегов Терека пошли такие, до сих пор часто исполняемые, как «Любо, братцы, любо…» и «Ойся, ты ойся,…» — терские казаки танцуют под нее лезгинку.
Хотите услышать их в старинном звучании? Послушайте прекрасный терский казачий хор «Долина», недавно отметивший двадцать пять лет творческой жизни. В репертуаре коллектива старые песни, собранные за многие годы. Многочисленные танцевальные коллективы сохраняют танцы терских казаков – удивительную смесь горских и русских плясок.
История движется дальше, и терцы сегодня продолжают традиции своего сообщества – вливаются в охрану общественного порядка, воспитывают юных воинов в кадетских казачьих корпусах. Возглавляет движение атаман терского казачьего войска. Во главе округов атаманы-полковники. Далее по иерархии сотники, есаулы и вахмистры. Возрождение традиций войска помогает в деле сохранения традиций и истории народов России.