Правда ли то, что дагестанские ковры ценятся выше персидских?
Доброго времени дня, уважаемые читатели блога «Танцы народов Кавказа». Сегодня вас ждет очень интересная статья об известном на весь мир народном промысле Дагестана – ковроделии. Действительно, дагестанские ковры считаются эталоном изящества и качества, и очень часто я слышал восторженные отзывы людей, которые говорили, что даже персидские ковры не такие красивые и качественные, как дагестанские.
Идею написания этой статьи мне подсказал постоянный читатель блога Джамал Рамазанов. Если вы помните, в конце 2011 года я провел новогодний конкурс «Расскажи об обычаях и традициях своего народа». Так вот, тогда статья Джамала «Табасаранские ковры – гордость народа» заняла почетное третье место. Думаю, пришло время мне сказать «свое слово» на эту тему.
Знаете, прежде, чем начать писать эту статью, я просмотрел в интернете много информации о дагестанских коврах, и заметил очень интересную деталь – все пишут (или переписывают) об истории, развитии и современном состоянии индустрии ковроделия, но нигде не раскрыт процесс создания красивейших табасаранских ковров и то, где может человек приобрести подобные ковры. Понимая то, что в одной статье все не уместить, я решил дать вам всю информацию в трех статьях:
- Почему дагестанские ковры ценятся выше персидских
- Механизм и процесс создания табасаранских ковров
- Как и где можно купить дагестанские ковры?
Вторую и третью статьи я напишу позже. Подпишитесь на обновления блога, чтобы не пропустить появление новых статей на блоге (как подписаться?). А сегодня вы получите базовую информацию о коврах, а также в конце статьи вас ждет приятный сюрприз. Сразу хочу уточнить вопрос о том, почему в одних случаях я говорю «дагестанские ковры», а других – «табасаранские ковры». На самом деле, это одно и то же. Ведь, ковроделие в Дагестане ассоциируется, в первую очередь, с деятельностью табасаранского народа. А вообще, сложилась очень интересное «разделение народного труда» в горной республике. В старину даже говорили так: «Даргинцы селения Кубачи известны обработкой металла и резьбой по камню, аварцы селения Унцукуль – мастера художественной насечки металлом по дереву, жители Табасарана – умелые ковродельцы». А теперь, давайте рассмотрим историю возникновения ковроделия в Дегестане.
Дагестанские ковры: история появления и предназначение
Первые упоминания о дагестанских коврах можно встретить в трудах «отца истории» — Геродота. В основу классического дагестанского ковроделия положены традиции восточных умельцев. Ведь, много веков европейцы снаряжали торговые экспедиции в Персию и Китай для того, чтоб привезти оттуда не только шелк, но и ковры. Любой уважающий себя аристократ или монарх имел целую россыпь красивейших ковровых изделий Востока. Кстати, самый древний ковер, который дошел до наших дней, был найден во время раскопок в 1949 году, а сегодня входит в золотую коллекцию Эрмитажа:
Уже потом люди поняли, что ковер – это не только защита от ветра, но и способ выделиться среди своих сородичей. Так пришли к тому, что стали ткать красивые и изысканные ковровые изделия. Дальше это привело к тому, что количество, качество и красота ковров определяло уровень богатства человека. Каждый правитель Древнего Востока старался окружить себя дорогими и изысканными коврами, подчеркивая, таким образом, свое превосходство над остальными.
Кстати, знаете ли вы, как в древности в Дагестане проверяли качество изделия? Я где-то читал, что раньше проверка качества ковров проходила в три этапа: 1 – по только, что вытканному ковру пропускали табун лошадей; 2 – после этого несколько дней держали изделие под палящими лучами солнца; 3 – последний этап заключался в том, что ковры опускали в воду и оставляли там некоторое время. Если после всех этих «испытаний» ковровое изделие не теряло свих свойств, то считалось, что мастер поработал на славу. Вот это были технологии!
Почему настоящие табасаранские ковры ценятся выше персидских?
Можно ли вообще сравнивать табасаранские ковры с персидскими (иранскими)? На самом деле, можно и нужно. Хотя, не нужно умалять качество работы, талант и славу иранских умельцев, но факты остаются фактами. Средняя «продолжительность жизни» персидского ковра равна 70-150 лет, а дагестанские ковры «проживут» — 300-400 лет. Это в том случае, если «эксплуатировать» по назначению. Да, подчеркиваю, что все вышеприведенные цифры относятся к коврам ручной работы.
В последние годы, к сожалению, качество изготовления табасаранских ковров стало ухудшаться за счет того, что за это дело взялись люди, которые хотят извлечь из этого прибыль. Как нам известно, в таких случаях о качестве и уровне сервиса никто не думает. Хотя, нужно отметить, что до сих пор огромное количество умельцев ткут именно теми способами и методами, которым обучили их деды и прадеды. Процесс изготовления ковров ручной работы практически не изменился.
Помню, в Дербенте еще в школьные годы я обучал соседку (табасаранка) чтению Корана. Женщина была в годах и единственным ее занятием, кроме чтения Корана, было ковроделие. Этому ремеслу отводилась целая комната, в которой стоял просто огромный станок (так она называла это устройство):
Мне тогда казались диковинными все инструменты, которые они использовали. Я не понимал, для чего они держат рядом какие-то чертежи и рисунки. Кстати, чертежи готовила сама женщина, которая имела 6 классов образования. Мне, десятикласснику, они казались очень сложными, да и сейчас кажутся, что уж лукавить. А теперь подумайте, каким мастерством, какой усидчивостью и терпением должна обладать женщина, чтоб на протяжении нескольких месяцев изо дня в день работать над созданием шедевра. Ниже вы согласитесь с тем, что, действительно, эти люди творят настоящие произведения искусства.
Я как-то поинтересовался у нее, стоит «оно» того, чтоб вот так трудиться. Тогда она повела меня в другую комнату и показала ковер, который подарила ей мать (а матери подарил прабабушка). Возраст ковра составлял 170 лет! Я был шокирован тем, как сохранился ковер. Такое ощущение, что ковродельщица только час назад закончила работу над ним. И тогда я понял, что таким образом сохраняются преемственность поколений и народные традиции. Тогда же я узнал, что раньше ковроделие было основным источником дохода семьи. Джамал в своей статье привел очень интересный пример: один ковер средних размеров стоил примерно столько же, сколько и две лошади. Также он отмечает, что каждая дагестанская девушка в своем приданном должна была иметь ковер ручной работы, а табасаранские невесты обязаны были сами себе ткать ковровые изделия. Такие вот традиции!
Подводя итог этой главы, думаю, может и не стоило сравнивать дагестанские ковры с работами персидских умельцев. Возможно, это кого-то и заденет. Знаете, я уже не удивляюсь. После статьи «Причастны ли лезгины к появлению лезгинки» столько грязи было «вылито на меня», что теперь задумываюсь, нужно ли вообще писать о культуре народов Кавказа? Понятно, что и перскидские, и дагестанские умельцы в каждом ковре зашифровывали определенный смысл. Ведь, не зря есть люди, которые ищут ковровые изделия именно с каким-то определенным орнаментом или расположением узоров. Я не ошибусь, если предположу, что в каждом ковре можно прочитать легенду, былину или наставление владельцу.
Разновидности дагестанских ковров
Бурному развитию ковроделия на юге Дагестана способствовало три фактора: первый фактор — близость Ирана (то есть Персии), второй – то, что здесь проходил Великий шелковый пут, третий – широкое распространение Ислама. Ну, влияние близости Персии мы уже рассмотрели. На протяжении нескольких веков центром торговли на Кавказе был город Дербент, которые служил форпостом между Западом и Востоком. Город был входил в маршрут Великого шелкового пути. Несомненно, что это придало толчок развитию всех ремесел, особенно, ковроделию. К тому же, многие торговцы знали, что именно в Дербенте можно было найти шерстяные нитки самых разных цветов и окрасок (местные ремесленники научились получать естественные красители из кустарников и трав).
Влияние распространения Ислама на Северном Кавказе тоже можно «разложить по полочкам». Понятно, что персидские торговцы и ремесленники охотнее делились своими секретами и чаще покупали товары у мусульманского населения. К тому же, до сегодняшнего дня принято молиться (совершать намаз) на ковриках, которые получили название «намазлыки»:
Все это не могло не сказаться на развитии ремесла у народов Северного Кавказа. Но, было бы удивительно утверждать, что только табасаранцы имеют традиции ковроделья. Я подчеркиваю то, что это является их национальным ремеслом. Но, все народы Дагестана были заняты ковроткачеством. Например, лезгины в селениях Ахты, Курах, Касумкент с большим успехом ткали ковровые изделия. Аварцы из Хунзаха, селения Цада (родина Расула Гамзатов), Гергебиль славились производили безворсовые ковры. Даргинцы из селения Леваша ткали шерстяные паласы. Кумыки, проживающие в селениях Буглен, Каякент, Дургели изготавливали войлочные ковры и узорчатые шерстяные паласы. Таким образом, можно перечислить каждый народ, который вложил большие усилия в развитие ковроделия в Дагестане.
Друзья, помните, как в статье «Баллада о народах Северного Кавказа» старался предельно ясно и просто рассказать вам о, казалось бы, сложных народных сплетениях. Вот и здесь попытаюсь, как можно проще показать вам виды ковровых изделий. Хотя, нужно признаться, что понять все с первого раз не так просто. Итак, на сегодняшний день ковровые изделия по исполнению и характеру рисунка (узоров) подразделяются на три большие группы:
- Ворсовые дагестанские ковры
Здесь можно очень долго рассказывать о типах ворсовых ковров, но я не вижу смысла в этом. Поэтому, расскажу вам об особенностях и приведу несколько примеров. Итак, ворсовые ковры в классическом исполнении можно узнать по геометрическим изображениям, олицетворяющим растения, животных и самого человека. Таким образом, раньше умелицы с помощью таких вот геометрических изображений показывали окружающий мир. Ученые называют это явление «языком коврового искусства». Кстати, очень часто на подобных изделиях изображали целые сцены, баталии и обряды. Со временем язык коврового искусства был утерян и изображения стали носить декоративный характер.
Здесь нужно сказать, что вне зависимости от типа, все ворсовые ковры имеют одинаковую композиционную структуру: центральное поле и бордюр. Чтоб было понятнее, решил показать на картинке ниже. Подобная компоновка ковра придает целостность всему рисунку ковра (бордюры ограничивают центральную часть и образуют замкнутость).
Кроме того, можно классифицировать ковры и по орнаменту композиции на три вида:
1. Центрический — весь орнамент сводится к выделению центральной фигуры ковра, так называемого «медальона». Вот пример:
2. Фоновой – орнамент без какой-либо одной крупной фигуры, но мелкие фигурки заполняют весь фон. Пример смотрите:
3. Каймовый – орнамент выполнен так, чтоб привлекать внимание на «бордюр» ковра. Такой тип орнамента называют еще «каймовым». Так это выглядит:
Говоря о ворсовых коврах, нельзя не сказать и о тех цветовых решениях, к которым прибегали народные умельцы. Фоном почти всех ворсовых изделий служит синий или вишнево-красный цвет, что по идее должен сильно напрягать взгляд. Но, цветовая гармония достигается за счет использования мелких и средних деталей самого разного цвета (до 24 оттенков).
- Безворсовые дагестанские ковры
К этой группе относятся – красивейшие азербайджанские и лезгинские сумахи (кстати, мне они больше всего нравятся). Главная особенность сумахов – большое бытовое использование. Чаще всего их используют для покрытия пола (в отличии от ворсовых ковров, которые используются для стен). Сумахи бывают намного больше обычных ковров. Кроме того, они более мягкие, так как при их изготовлении применяют специальную технику плетения, которая позволяет оставлять под ковром шерстяные нитки длиной в 10-15 сантиметров (это и делает их такими мягкими). Вот пример сумаха:
К безворсовым коврам относятся также «давагины». Характерными чертами данных ковров является то, что они двусторонние и имеют синий или темно-голубой фон, на котором и располагается орнамент, который называется «рукзал». Такие ковры распространены у аварцев. Основной рисунок ковра состоит из нескольких «медальонов» (смотрите выше) и отростков, ответвляющихся от этих «медальонов». Как говорится, лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз прочитать:
Думаю, я буду не прав, если не расскажу вам об одном виде дагестанских безворсовых ковров, которые имеются у всех народов – это паласы. Изготовляли их из шерсти, хлопка и даже конопли. Паласы не обладают такими же сложными и красивыми узорами, как ковры, но они очень практичны и очень часто используются в быту. Например, у моей мамы есть несколько паласов. Каждый народ называет паласы на свой лад: азербайджанцы говорят «палаз», табасаранцы – «бархал», лезгины – «рух», аварцы – «турут» и так далее. Вот примеры паласа:
- Войлочные ковры
Я не буду долго останавливаться на этом виде ковров. Скажу только, что они распространены у северных дагестанских народов – аварцев, ногайцев, даргинцев, кумыков. Самые известные войлочные ковры – это «арбабашы». Изготавливаются из войлоков различных цветов, которые накладываются друг на друга и, таким образом, вырезается орнамент. Вообще, как уже говорил выше, о технологии и процессе изготовления ковров я обязательно напишу большую статью. Станьте постоянным читателем блога, дабы получать все новые статьи блога на свой e-mail (как стать?). Кстати, вот пример кумыкского ковра «арбабаш»:
Ну, вот и все на сегодня по теме этой статьи. Думаю, вы узнали много интересного и получили для себя именно ту информацию, которую искали. Нам нужно помнить, что дагестанские ковры, равно и табасаранские ковры, представляют собой огромной пласт исторического наследия народов Дагестана. Это наша гордость!
В заключении хочу подарить всем, кто дочитал до конца эту статью целый набор дагестанских ковров. Поверьте, вам очень понравится. Для скачивания нужно просто нажать на нижеприведенную ссылку:
А мне осталось вам сказать о том, что в следующей статье я объявлю о начале двух классных конкурсов с большими денежными призами. Подробнее об этом писал с статье «Для чего нужно проводить конкурсы?». И подведем итоги «Еженедельного кроссворда»:
1 место – Нури (beauti…ur@mail.ru) – получает 150 рублей (кодовое слово прислала спустя 12 минут после публикации кроссворда)
2 место – Ирина Гуржий (gurzhi…ina@gmail.com) – 100 рублей (спустя 15 минут)
3 место – Екатерина (reale…0.89@mail.ru) – 50 рублей (спустя 19 минут)
Случайный счастливчик – Пайцар (payt…s@yahoo.com) – 50 рублей
Кодовое слово: контрабандист
Ребята, спасибо всем за участие в конкурсе. Что-то сегодня победили только девушки. Как говорится, везет – сильнейшим! Остальных прошу не расстраиваться. Как уже сказал выше, в следующей статье будет два супер конкурса, в которых каждый из вас сможет выиграть довольно приличные деньги, ждите. Да, победителей прошу выслать мне по форме обратной связи номера телефонов или кошельков в Яндекс-деньги для отправки ваших денежек.
Друзья, что вы думаете по поводу этой статьи? Буду очень рад обсудить ваше мнение в комментариях.