Нужно ли сегодня реформировать кавказскую лезгинку?

Приветствую вас, уважаемые читатели блога «Танцы народов Кавказа». В этой небольшой статье мы с вами рассмотрим вопрос о необходимости реформирования лезгинки. Кому-то может показаться это полным абсурдом, но я уверен, что после прочтения данной статьи, вы сделаете для себя очень интересные выводы.

Понятие "кавказская лезгинка" - это обобщающий термин всех народных танцев

Вначале давайте разберемся в значении понятия «кавказская лезгинка», а потом – рассмотрим реформу лезгинки.  Действительно, огромное количество людей просто не имеют представления о правильном значении данного понятия. Например, одни считают, что кавказская лезгинка – это танец дагестанских народов, другие, наоборот, думают, что данным термином обозначают какой-то отдельно взятый танец определенного народа. Чаще всего таким народом считают лезгин. Но, в статье о причастности лезгинского народа к лезгинке мы с вами определились, что лезгины имеют к главному народному танцу точно такое отношение, как и чеченцы, азербайджанцы, ингуши, одним словом, все народы Северного Кавказа.

Кавказская лезгинка – что нужно понимать под этим определением?

Я думаю, для вас не будет большим открытием, если я скажу, что каждый народ на Северном Кавказе имеет свой танец, подробнее о кавказских танцах можно прочитать здесь. Но, у всех на слуху такие понятия как «лезгинка» и «кавказская лезгинка». На самом деле, лезгинку танцуют донские и терские казаки, многие народы Средней Азии – казахи, киргизы, таты в Израиле. Поэтому, когда человек произносит «кавказская лезгинка», он имеет в виду географическую принадлежность танца.

Да, я «лью воду» для того, чтоб вы сами пришли к тому, о чем я хочу вам рассказать. Итак, кавказская лезгинка – это собирательный образ всех танцев народов Кавказа. Например, только в Грузии насчитывается порядка 25 самых различных танцев. Поверьте, они абсолютно отличаются друг от друга. В Дагестане порядка 20 разновидностей и направлений в танце. Человеку, который не является экспертом, очень сложно различать их друг от друга. К слову, могу сказать, что профессионалы с первых аккордов и с одного взгляда на танцевальный костюм могут определить, какой танец будет исполняться.

Чтоб выглядело еще нагляднее то, что я написал выше, даю вам для сравнения танец «Симд» в исполнении ансамбля «Алан» и аварский танец в исполнении ансамбля «Лезгинка»:

  • Осетинский танец «Симд»

  • Аварский танец

А теперь вопрос  к вам, уважаемые читатели, какой из этих танцев можно назвать кавказской лезгинкой? Правильно, и тот, и другой! То есть, под термином «кавказская лезгинка» понимают практически все народные танцы. Знаете, есть такой собирательный образ «кавказцы», который объединяет и армян, и грузин, и кабардинцев, и народы Дагестана. Точно также поступили и в отношении термина «кавказская лезгинка». Но, чаще всего этот термин используют для обозначения классической (дагестанской) лезгинки, о которой мы будем говорить в следующих статьях. Подпишитесь на обновления блога, чтоб получать все новые статьи на свой e-mail.

Реформа лезгинки – для чего сегодня она необходима?

Друзья, мы с вами уже определись с тем, что танец лезгинка – это достояние всех народов Кавказа. Это целое явление, которое оказывает воздействие на уклад жизни, культуру и традиции. Но, мы знаем, что любой процесс и любое явление находится в постоянном движении и развитии. Но, развитие может быть прогрессивным и регрессивным. Если не работать над процессом и не прикладывать определенных усилий, то развитие в 99% случаев идет регрессивным путем, то есть, начинает упадок.

Именно так и происходило с нашим любимым танцем. Понимаете, когда народу нечего есть, то о танцах и культуре никто не думает. Наверное, не совсем понятно то, о чем я сейчас говорю. Скажите, пожалуйста, можете ли вы сейчас навскидку назвать исполнителей лезгинки уровня Махмуда Эсамбаева или Илико Сухишвили? Многие из вас сейчас могут назвать десятки хороших, и даже превосходных, танцоров. Но, вы понимаете, что правильное техническое исполнение танца еще не говорит о харизме и таланте танцора. Ведь, в цирке тоже учат собачек на велосипеде кататься.

Ведь танец нужно исполнить так, чтоб люди посмотрели и увидели в нем всю культуру и самобытность своего народа. Но, к сожалению, сегодня практически нет таких танцоров. Но, есть танцевальные коллективы, которые во главу угла ставят не технику исполнения, а именно прогрессивное развитие культуры танца. И дальше всего в этом деле пошли артисты Национального балета Грузии имени Сухишвили. Много споров и дискуссий вызывает деятельность руководителей ансамбля – Нино и Илико Сухишвили. Но, как говорится: «Собачка лает, а караван идет».

Представьте себе, это единственный балет кавказского танца в мире. Все эксперты считают его самым лучшим народным ансамблем на планете. Как вы думаете, с чего бы это? Все дело в том, что эти ребята не боятся экспериментировать. Да, порой они немного отходят от классического представления, но это дает свои результаты – тысячи концертов и гастролей, аншлаги, благодарности, победы на конкурсах, мировое признание.

Я считаю, что реформа лезгинки во всех республиках Северного Кавказа должна начинаться с создания национальных балетов. В Национальном балете Грузии разработана очень мощная основа и теоретика танца.  Для создания подобных балетов, нужно:

  • приглашать для обмена опытом профессионалов – учителей из династии Сухишвили
  • отправлять на обучение и стажировку в Грузию молодых хореографов, которые и будут в будущем диктовать моду в кавказских танцах
  • проводить совместные гастроли и ставить танцы
  • и еще много всякого

Некоторые со мной не согласятся, но я уверен в том, что подобная реформа приведет к «ренессансу» самого танца через постоянную смену ритма, увеличение числа исполнителей, свободное комбинирование классической техники и национальных приемов танца. В национальных балетах будут взращиваться артисты – профессионалы, любящие свое дело, в совершенстве владеющие хореографией. На выходе мы получим новый качественный скачок развития лезгинки.

Но, все преобразования должны быть эволюционными, а не посредством революций. Думаю, спорить с тем, что реформа кавказской лезгинки назрела давно, нет никакого смысла. Хотя, если вы считаете иначе, то буду рад обсудить ваше мнение в комментариях к этой статье.

Поверьте, друзья, подобные преобразования могут очень сильно изменить представление о наших кавказских танцах. Ведь, кавказская молодежь не знает многих танцевальных традиций и обычаев. Например, чеченская лезгинка все больше теряет свою самобытность, а обычаи свадебной лезгинки уже давно забыты всеми. Нам нужно срочно менять это!

С уважением, Али Аскеров!