Древний танец Симд – визитная карточка осетинского народа
Танцы – неотъемлемая часть культуры Кавказа. Горцы издавна выражали в танцах не только свои чувства, но и собственное отношение к миру. О том, насколько грациозны движения кавказских танцоров, сколько души в них вкладывается, хорошо известно. И симд, народный танец, является сегодня своеобразным символом Осетии. Какой он, в чем его смысл и духовность?
История происхождения танца Симд
По утверждениям многих исследователей, осетинский национальный танец «Симд» возник и сформировался в Южной Осетии. Скорее всего, он зарождался из ритуальных действий танцевального характера, когда предки современных осетин посредством хореографии выражали дохристианским богам свою благодарность и обращались к ним за помощью. Во времена христианства (и, параллельно с ним, ислама) танец развивался и совершенствовался.
Интересен факт, что симд присутствует даже в осетинском эпосе о героях – нартах. В некоторых сказаниях ярко и красочно описываются праздничные застолья с обязательным мужским танцем. Вот как рассказывает сказитель о движениях и ритмике этой пляски:
Сослану под ноги мечи подставили,
Мечи уставили остриями кверху,
А Сослан пляшет – на мечах вертится,
Будто бы вертится колесо мельницы.
В этих сказаниях неоднократно танец упоминается как своеобразное соревнование мужчин. Во многих случаях он являлся способом продемонстрировать себя своей избраннице.
Если во времена нартов этот танец был сольным и исполняли его исключительно мужчины, то позднее он превратился в массовый, став одним из древних хороводных танцев. Кстати, именно круг, составленный из танцоров, был в числе древнейших танцевальных композиций. Второй композиционный рисунок – парная хореография. С течением времени симд соединил в себе эти два направления и превратился в переплетение плавных движений, построенных на круговом движении.
Разновидности и классификация
Нельзя говорить о том, что симд – танец однообразный, состоящий из одних и тех же построений. На сегодняшний день известно несколько его разновидностей, из которых самыми распространенными являются три:
- нагуай симд;
- тымбыл симд;
- нартон симд.
Из них «нартон» и «нагуай» являются самыми древними видами. Во время нагуай симда танцующие пары то образуют шеренгу, то расходятся плавными волнами. Что же касается симда нардов, то это танец исключительно мужской. В старину в нем могли принимать участие до нескольких десятков человек в возрасте до 40-45 лет. Его действительно можно назвать ритуальным – не случайно он устраивался рядом с зажженными кострами.
Обычно для исполнения танца нартов приходили люди не только из одного селения, но и из всей округи. Разумеется, зрителей было еще больше – ведь в процессе этой пляски мужчины соревновались в своей силе и ловкости.
Этот вид симда был, по своей сути, двухъярусным танцем. Мужчины становились в два ряда, причем танцоры второго ряда вставали ногами на плечи нижних. Оба ряда переплетали руки у поясов, в результате чего получался высокий двойной хоровод. В движениях танцующие были не ограничены, если не считать того, что нижний ряд был обязан выдержать такую существенную нагрузку.
Остальные два вида являются парными. В них мужчины и женщины становятся в ряд поочередно, мужчина берет под руку женщину, стоящую слева от него. Такие танцы очень символичны, поскольку композиция их выстроена на сочетании двух основных фигур – круга и прямой линии. Таким образом, танцоры символизировали космическое движение солнца в бесконечности.
Вместе с тем, парное исполнение чем-то напоминает плавные волны, поскольку четко выровненная линия танцующих постоянно меняет свою траекторию, а сами пары то сходятся в круг, то снова выстраиваются в одну шеренгу.
Нельзя не упомянуть и костюмы. Несмотря на то, что танец этот является массовым и в нем участвуют как мужчины, так и женщины, он достаточно целомудренный. Для того чтобы партнеры не касались друг друга обнаженными руками, в костюмах предусмотрены очень длинные рукава. Если посмотреть внимательно видео симда, то можно заметить, что длина рукавов у мужчин почти равна длине самого бешмета.
Свой вариант таких же длинных рукавов был предусмотрен и в женском костюме. Помимо практического назначения этой части одежды, такие рукава служили и неким украшением всего праздничного наряда.
Роль cимда в культуре Осетии
Классические варианты танца были распространены по всем местностям как Южной, так и Северной Осетии и являлись весьма популярными. Со временем они преобразовывались во что-то иное, некоторые танцевальные фигуры и движения исчезали или заменялись другими. Однако он все равно остался в осетинской культуре.
Большая заслуга в этом отводится профессиональным танцевальным коллективам, которые и сегодня преподносят осетинские танцы в их традиционных вариантах (самый известный – ансамбль «Алан»). Более того, специалисты оценивают профессионализм коллективов по уровню того мастерства, с которым исполняется симд.
У этого танца есть свои особенности, хорошо известные людям, которые занимаются осетинской хореографией и знают все ее нюансы досконально. Специалисты предполагают, что симд – танец для влюбленных. В прежние времена у парня и девушки было слишком мало возможностей встретиться лицом к лицу и прикоснуться друг к другу. Поэтому в танце они могли как-то выразить свои чувства.
Это наложило отпечаток и на само построение хореографии. Так, женщина во время исполнения несколько отводит голову в сторону от партнера. Мужчина также не должен смотреть на нее. Поэтому со стороны кажется, что этот танец выглядит несколько равнодушным. Однако это не соответствует действительности, поскольку, по сути своей, симд достаточно чувственный танец.
Во многом своей популярностью он обязан, как ни странно, Грузии. До середины 30-х годов ХХ века о нем мало кто знал за пределами осетинских территорий. Однако в августе 1936 года в Грузинской ССР должен был проходить очередной фестиваль самодеятельных коллективов. Участвовать в нем вменялось в обязанности и Южной Осетии.
Из Тбилиси всего за несколько дней предупредили об этом обком партии Юго-Осетинской АО. Было принято срочное решение о постановке малоизвестного симда. Отрепетировали и исполнили его артисты драмтеатра им.К.Хетагурова в Цхинвале. Грузинская комиссия была настолько поражена поэтичностью и красотой, что он мгновенно приобрел всесоюзную известность. И сегодня для Осетии симд стал настоящей культурной визитной карточкой.