Осетинские народные танцы воплощают древнюю историю нартов в каждом движении
С помощью танца люди всегда выражают эмоции. Пластичность и ритм – вот главные составляющие, которые позволяют передавать душевное состояние с помощью невербальных инструментов. Глядя на осетинские танцы, можно забыть обо всем – движения танцоров плавны, а музыка, сопровождающая каждую из композиций, зажигательная.
История возникновения осетинских танцев
В самобытной культуре Осетии танцы всегда занимали особенное место. Танцевальные традиции республики достаточно глубоко уходят в историю народа. К сожалению, исследователи не имеют сегодня возможности изучать это направление культуры более углубленно. Причина кроется в том, что вплоть до второй половины XIX века история осетин, а соответственно, и их культурное наследие нигде не фиксировались документально.
Хроник и летописей, а тем более каких-либо записей об истории танца на территории современной Осетии не велось. Поэтому исследователи вынуждены утверждать, что осетинские танцы имеют очень много общего с древними обрядовыми действиями. Известно, что практически все народные танцы, так или иначе, были сформированы на основе ритуальных движений. В древности люди старались воздействовать на силы природы, «запуская» космические механизмы с помощью продуманных танцевальных движений.
Народная хореографическая культура была тесно связана здесь с обрядовостью мероприятий. Однако к тому времени, как на Кавказ и непосредственно в Осетию начали приезжать этнографы и другие исследователи, эта обрядовость во многом уже была утрачена, ее полностью заменили танцы как элемент праздничных народных развлечений.
Помимо ритуальных действий, танцы включали в себя еще и предмет игры, соревнования. Здесь стоит вспомнить эпос нартов – в стихотворных сказаниях присутствуют описания мужских танцев, подразумевающих определенного рода состязания. Обучение осетинским танцам необходимо начинать с раннего возраста, поскольку они довольно сложны.
Существует некоторое разделение танцев Северной Осетии по темпераменту и пластичности. Так, встречаются медленные, для которых характерны плавные и мягкие движения. Второй тип танца имеет контрастный рисунок движений, ему свойственна стремительность и своеобразный азарт. Все эти нюансы можно увидеть на осетинских свадьбах. Такие праздники всегда сопровождаются национальными плясками.
Танцы осетин делятся на мужские и женские партии. При этом плавность движений характерна и для тех, и для других. Однако мужчины не только могут мягко двигаться – они еще используют резкие развороты, прыжки, неожиданные проходы. Такая пластичность в сочетании с непредсказуемой резкостью создает акцентированный рисунок и разнообразие. Основной инструмент создания рисунка в танце для мужчины – это ноги, а руки обычно лишь подчеркивают движения ног и следуют им.
Что же до женских партий, то руки здесь играют главенствующую роль. Именно они создают выразительность. Плавность поступи является обязательной, но при этом вторичной. Если мужчина может быть порывистым, то женщина всегда предельно пластична и грациозна.
Классификация и разнообразие видов
Несмотря на кажущееся разнообразие, на самом деле любые народные танцы имеют одни и те же комплексы движений, которые могут варьироваться внутри самого хореографического рисунка. Осетинский народный танец самобытен и различается, прежде всего, по принадлежности к тому или иному мероприятию. Это связано все с той же обрядовостью.
Большое значение придавалось не только самим движениям, но и ритму, который их сопровождал. Нужно учитывать, что с помощью ударных музыкальных инструментов люди в древности старались отпугнуть злых духов. Движения, подчиненные ритму, были призваны усилить это действие.
Чаще всего издревле известные танцы у осетин относятся к категории массовых. Ведь чем больше людей участвовало в том или ином обряде, тем больше была вероятность того, что цель ритуала будет достигнута. Не случайно эта массовость характерна и сегодня для большинства кавказских танцев. Можно перечислить следующие виды, которые составили славу осетинской культуры:
- симд;
- хонга кафт;
- чепена;
- зилга кафт;
- девичий танец;
- мужской танец с кинжалами;
- соревнование на носках.
Из этого списка симд, чепена, танец девушек и соревновательный – являются массовыми. Хонга кафт, зилга кафт и танец с кинжалами в древности исполнялся одной, реже двумя парами. В настоящее время в них могут быть задействованы несколько пар, так что эти танцы тоже, в какой-то степени, считаются массовыми.
Один из самых древних – осетинский танец «Симд». Его очень любила молодежь, поскольку в процессе у танцующих молодых людей появлялась возможность хотя бы опосредованно пообщаться с девушками, также участвовавшими в действе. Танец выглядит сдержанным и при этом достаточно чувственным. Существует его 3 разновидности:
- Нагуай симд.
- Тымбыл симд.
- Нартон симд.
Симд нартон является одним из древних видов. Он сложный, исполнялся исключительно мужчинами. Представлял собой двухъярусную композицию, где одна группа мужчин взбиралась на плечи второй группы, после чего нижний круг начинал движение, а участники верхнего круга должны были держать друг друга за пояса.
Очень красив и невероятно пластичен девичий танец. В старину группа девушек обязательно сопровождала пару солистов – юношу и девушку. В настоящее время можно встретить исключительно девичий коллектив без присутствия молодого человека.
Композиция представляет собой целый небольшой хореографический спектакль. Солирующая пара стремится друг к другу, а девушки не подпускают их, окружая того и другого и разводя в стороны. В конце концов, парень и девушка все же настаивают на своем решении танцевать рядом, а подружки отходят в сторону.
К наиболее древним относится и танец хонга кафт. Он исполняется несколькими парами. Задача девушек – двигаться грациозно и мягко, на «полупальцах». Для этого танцовщицы в старину даже перевязывали ноги полотенцем выше колен. Мужские движения более резкие, но плавность хода при этом не исчезает.
Народные танцы Осетии в современной культуре
Сегодня существует немало ансамблей осетинских народных танцев, гастролирующих не только по России, но и за рубежом, знакомя зрителей с кавказской самобытностью. Такие выступления публика всегда воспринимает очень тепло – ведь зрелище всегда является ярким и волнующим. Особым успехом пользуется Государственный ансамбль «Алан», которому без малого 80 лет.
«Алан» – победитель многих конкурсов и фестивалей, он представлял родной край и всю Россию во многих странах Европы и Азии. Неизменно пользуются успехом осетинские танцы и в Москве. Помимо разнообразных выступлений танцевальных коллективов, в столице действует сразу несколько школ-студий, постоянно проводящих наборы желающих посещать занятия.
Нередко в такие школы кавказцы, находящие далеко от родной земли, записывают своих детей, чтобы они впитывали народную культуру. Однако, сюда приходят не только люди, жизнь которых связана с Северным Кавказом, но и многие из тех, кого привлекает грациозность танца. К тому же, владение танцевальными приемами способствует духовному проникновению в древнюю культуру своего народа.