Самая яркая достопримечательность Дербента — крепость Нарын-Кала

908 8
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading...Loading...

Читая в исторических книгах о временах, когда целый город можно было, в буквальном смысле, запирать на замок, мало кто верит, что некоторые из таких городов сохранились и по сей день. Именно Дербент – город, который несколько тысяч лет жил, окруженный по всему периметру каменными стенами крепости Нарын-Кала.

Сама цитадель расположена на вершине Джалганского хребта, у подножия которого и раскинулся город. Массивные стены крепости, имеющие трехметровую ширину, протянулись на 42 километра по обеим сторонам Дербента, заканчиваясь уже в Каспийском море. Уходя в него на 500 метров, они создавали отличную защитную гавань.

Таким образом, крепостные стены как бы заключали город в свои объятия, которые спасали древний Дербент не один раз.

Цитадель Нарын-Кала – яркое свидетельство глобальности эпохи набегов, когда без возведения мощных защитных сооружений, ни один город выжить был не способен. На всей территории Ближнего Востока Нарын-Кала – единственная сохранившаяся крепость такого масштаба.

Нарын-Кала

Естественно, город постоянно растет, и в пределах крепостных стен ему уже тесновато, поэтому новые постройки стали вестись уже за пределами крепостных стен.

15 веков яркой истории

Различные укрепления возникали на месте, где сейчас находится крепость Нарын-Кала. Дербент видел стены еще с 7 века до н.э. Но, только в 6 веке н.э. глиняные сооружения сменили мощные стены из камня. Возведенная по приказу шахиншаха Хосрова, крепость становится резиденцией доверенных лиц персидского шаха, так называемых, наместников на Кавказе.

Место строительства укрепления было выбрано не случайно. Дербент имел большое значение в торговых делах – через него шли многие караваны торговцев знаменитого Шелкового пути. Расположение города в довольно узком проходе между Каспием и кавказским предгорьем, позволило возвести укрепление, защищающее Сасанидскую империю от возможного вторжения северных кочевников.

За 15-вековую историю крепость помогала жителям Дербента отражать атаки армий таких военачальников, которым покорились многие государства. Однако, Римской империи, Византии, Персии, Хазарскому каганату, Золотой Орде, турецким султанам и даже российским императорам не удалось, ни надолго захватить крепость, ни, разрушить ее.

Даже простых путешественников впечатляла она своим могуществом и масштабами.

Многие иностранцы давали ей свои названия, но практически во всех присутствовало слово «ворота»:

  • греки назвали ее «Каспийские ворота»;
  • арабы говорили «Баб-ал-Абва» — «Главные ворота»;
  • грузины величали «Дзгвис Кари» — «Морские ворота»;
  • турки считали, что это «Теми Капысы», то есть «Железные ворота».

В этом не ничего странного — в крепостных стенах располагалось большое количество прочных дверей, войти через которые незаметно было просто невозможно. Ворота открывались исключительно для тех, кто пришел с миром.

На протяжении многих веков Нарын-Кала служила для выполнения военных функций. Только с 1813 года, когда она перешла к владениям Российской империи, ее назначение потеряло актуальность.

Парящая над Дербентом

Нарын-Калу видно из любой точки Дербента. Можно сказать, что это его высотная доминанта, ведь помимо того, что она и так стоит на горном хребте, перед ее строительством на холме была сделана многометровая дополнительная насыпь. Таким образом, обзор из крепости, это даже не высота птичьего полета, это иллюминационная панорама.

Стены цитадели представляют собой плиты, уложенные в два ряда, пространство между которыми заполнялось забутовкой. Вес камней, а также их филигранное обтесывание и плотная подгонка друг к другу, позволяли укладывать их без скрепления раствором. Известковым раствором скреплялась только лишь забутовка.

Смотровые башни, коих в крепости насчитывалось более 70, расположены на удаленности 20 метров друг от друга. Наиболее основательной защиты требовала западная часть крепости. С Северной стороны наличия башен и особого укрепления не требовалось, так как там присутствуют естественные горные преграды. Стены крепости и башни сохранились почти полностью.

Двое ворот крепости, также сохранились практически в первозданном виде. Восточные ворота считаются главными: их открывали для ханов, почетных гостей, ну и сегодня открывают для туристов. Западные ворота, они же «тайные» или «позорные», были предназначены на тот случай, если бы правителю пришлось убегать от захватчиков в горы. Входить в эти ворота также считалось своеобразным унижением.

Крепость Нарын-Кала

Единственным из почетных гостей крепости, кто попал в нее через эти ворота, был Петр l. Это было во время его Персидского похода летом 1722 года. После осмотра Дербента и его окрестностей, Петр оказался у Нарын-Калы именно со стороны западных ворот. Не желая тратить времени, для того, чтобы объехать крепость и войти через парадные ворота, он приказал открыть ему эти. Когда ему сообщили о том, что эти ворота считаются «позорными», он ответил: «Такого, как я, не могут опозорить какие-то ворота!» Естественно, возражать царю никто не посмел.

Четыре внутренних двора крепости имеют разные уровни, каждый из которых был предназначен для определенных целей.

1.Ханский дворец. Постройка из трех этажей находится во дворе возле главных ворот. В этом помещении с необычными витражными окнами сейчас располагается музей, а когда-то это были покои хана. Сюда же входило и здание ханской канцелярии. Здесь решались все вопросы государственной важности, а также проводились заседания ханского суда.

2.Зиндан. В то время, пока проходило заседание ханского суда, преступника сажали в яму, которая называлась «малый зиндан». Она находится в непосредственной близости от здания, и подсудимый мог слышать весь процесс и вынесение приговора. Если приговор был обвинительным, то подсудимого переводили в «большой зиндан» — камеру смертников.

В одном из дворов на глубине 9 метров под землей располагается тюремная камера, размером 20 метров. Помещение зиндана по форме напоминает кувшин с узкой горловиной и крышкой, выбраться из которого просто невозможно. Никто, из попадавших в зиндан, больше никогда не возвращался обратно, умирая там же. Само собой, трупы умерших арестантов никто вытаскивать из зиндана не собирался, поэтому, чтобы избавиться от зловония, вокруг него сажали листья айланта. Они обладают сильным запахом, который отгоняет насекомых и обеззараживает пространство.

3.Водохранилища. Правильно продуманное и отлаженное водоснабжение крепости позволяло выдерживать длительное осадное положение. Вода из горных родников, по специальным подземным каналам, поступала в специальные резервуары. Одним из таких резервуаров служило помещение, расположенное на десятиметровой глубине и выполненное по форме креста, четко указывающего на разные стороны света. Современные ученые предполагают, что изначально, еще до появления ислама на Кавказе, это помещение находилось на поверхности и являлось православным храмом. Потом он был заброшен и культурные слои, постепенно, погрузили его под себя. Кстати, и сегодня на территории Нарын-Калы можно попить холодной родниковой воды из источника.

4.Ханские бани. Белые купола ханских бань, будто бы лежат на земле. А в действительности — это своды больших подземных помещений. Под полами ханских бань были проведены трубы из керамики, по которым шла циркуляция пара. Кстати, подобную систему можно считать прототипом современной системы «теплый пол». Освещение в баню поступало из купольных отверстий. Правитель посещал баню не только для мытья. Здесь он играл в шахматы, решал некоторые государственные вопросы и даже мог принимать иностранных послов.

Цитадель Нарын-Кала

Цитадель Нарын-Кала Дагестан представляет своей визитной карточкой, это популярный туристический и культурный объект, место которое стараются показать каждому гостю республики. Многие исторические личности, побывав в этих местах, описывали Дербентскую крепость в своих произведениях и путевых заметках. О ней вспоминали Марко Поло, Афанасий Никитин, Адам Олеарий, Александр Бестужев-Марлинский и даже популярный французский писатель Александр Дюма в своем произведении «Путешествие на Кавказ».

Нарын-Кала – живой памятник истории, показывающий хороший пример стойкости к любым жизненным ситуациям.

Автор Нажмудинова Ума

Комментариев: 8
  • Руслан
    22/02/2016, 20:49

    Ворота Нарын-кала. и Арг1и на1ре( Эльхотовские ворота).

    Древнее кавказское слово Ворота : Нарын и На1аре

    (практически во всех названиях иностранцев, присутствовало слово «ворота»:греки назвали ее «Каспийские ворота»;арабы говорили «Баб-ал-Абва» — «Главные ворота»;грузины величали «Дзгвис Кари» — «Морские ворота»;турки считали, что это «Теми Капысы», то есть «Железные ворота».)

    2.Эльхотовские/Арг1и — ворота/ на1ре — горный проход через Сунженский хребет/Арг1аш.( осетинское Эльхотовские ворота Æрджынарæг — «нарæг» Аргов, с неизвестным народом Арги?) (А:рг1е — место снаружи, граница, чужбина, альпийские луга, кочевье : Чеченский Аргун, кабардинский топоним Аргудан.)

    Эльхотовские ворота во все времена являлись стратегически важным пунктом, через который проходили основные маршруты ведущие в Закавказье. В том числе они активно использовались монголо-татарами во время покорения Кавказа и нашествия на Киевскую Русь в XIII веке, а также русскими войсками в период Кавказской войны 1817—1864. Осенью 1942 года в районе Эльхотовских ворот проходили интенсивные бои, являющиеся частью Битвы за Кавказ .

    -------

    Населённые пункты" Тар/Тарш/Таршис/Троя" и стратегические пункты, " На1аре/Нарын/ворота имели большое значение в торговых делах – через него шли многие караваны торговцев знаменитого Шелкового пути, потому отражены в названиях по всему миру.

    Пример Граница Ингушетии была в разные времена в разных местах, так вот рыцари Нахи которые охраняли «Архи»-важный!, участок границы, ворота — «На1араж», получили высокое звание — «Нарты», по ингушский Нярты. ( На1ар та — у ворот. Нарты — Эрхстуа) Считается, что само понятие «дверь» появилось изначально в Древнем Египте, 3000 лет до нашей эры, , и означало — «разделение пространства». Не менее древними является ингушское слово «не1/на1» , которое имеет два смысла: «дверь» и «шкура», древнее которых только каменные валуны и пещеры.

    Нахи- Нарты-Народ ( нахи — версия от слова не1/на1- ворота, дверь.)

    КъоНах( рыцарь нах/нях), охраняющий древние границы( ворота, двери/ На1араж, Не1) назывался Нярт, с третим и очень ! древним смыслом, очевидно принадлежал к избранному военному сословию с определённым кодексом чести.

    Ответить
  • Руслан
    23/02/2016, 12:52

    Если праздновали 2000, тем более пять тысяч лет назад, почему не назвали крепость своим Кавказским названием Дербент Г1албан, Албанские ворота?

    Многобожие Кавказа в те времена видимость, кавказцы поклонялись богу Г1ал.

    в те времена многобожие римской языческой религии к моменту внедрения в Риме христиaнствa — не более чем внешняя видимость. Языческим богам, всем этим Аполлонaм, Дионисaм и Мaрсaм, поклонялись кaк различным свойствам и проявлениям «высшего богa» — Солнцa.

    Правда откроется « аланская сказка», в которую никто не верил.

    Или решили открыться и праздновали переселение маздакитов на Кавказ? Слишком рано.

    Версию Александра Македонского не рассматривают, которая имеет больше Кавказского интереса ... Все таки Сын Солнца Алехандр.

    Ответить
  • Руслан
    28/02/2016, 15:25

    Добровольно отказались от Кавказского Г1албан? ( почему? в Армении к примеру есть голоса не считать себя кавказцами, причина ! они доказывают, что их предки индоевропейцы и пришли на Кавказ)

    «Топонимика

    Слово Дагестан имеет тюркское и персидское происхождение. Dağ означает 'гору' на тюркских языках, и — stan — персидское значение суффикса 'земля'. Слово Дагестан поэтому означает 'землю гор'. Дагестан раньше назывался Kohestan 'гористым местом' на персидском и Arabized как Ghahestan. Когда персидский язык постепенно усиливал те области, и тюркский язык преобладал, персидский koh (kuh на современном персидском языке) был заменен его тюркским эквивалентным dagh. Существующий город, транслитерируемый как Дербент, от персидского Darband, означая пункт на горе, что нельзя подняться далее.»

    Ответить
  • Руслан
    01/03/2016, 09:52

    Родина – в переводе на ингушский язык звучит: «Даькъасте», «Даьхе» (Земля отцов; от слова «да» - отец). В старину говорил: «Ногами человек должен врасти в землю своей родины, но глаза его пусть обозревают весь мир!».

    Генетическая платформа европоидов F кроме малочисленных F*,F1,F2,F3, F4, создала три крупные «сыновние» гаплогруппы:

    -Кавказоиды G (-18 Кл), (выше уже представленные;

    -Дравидоиды H (-45 Кл): проживали с хамитами в Антильской цивилизации; после гибели Атлантиды перекочевали из Африки(Египет) в Аравию(Элам) и в Индию(Хараппа).

    — Кроманоиды IJK (-40 Кл).

    Мужчины с этой конструкцией гаплоидной хромосомы ныне не живут; эта группа дала мощный триумвират белого человека:

    K (от -36 килолетия) – УРАЛОИДЫ; зарождены в центре Урала при ледниковом языке.

    I (от -30 килолетия) – КРОМАНЬОНЦЫ; зарождены на севере Руси при Скандинавских ледниках.

    J (от -26 килолетия) – ИМЭНЦЫ; зарождены на севере Волго-Урала .

    Табл.№1 показывает, что Дагестан (горная страна) последовательно приютила все эти ветви кроманоидов, причём поныне здесь живут прямые «дети» этих древнейших гаплогрупп: I*, J* , K*. Таков наш Кавказ, обитель долгожительства ( в данном случае – долгожительство генотипов).http://www.proza.ru/2014/03/07/2179

    --------

    Российские историки, включая и дагестанских академиков, написанную выше древнейшую эпоху скрывают за терминами «не известно», «возможно», «не доказано»,…

    Более-менее дружно классики ведут историю Дагестана от Куро-Аракской археологической культуры и последующей за ней Кавказской Албании.

    Дагестан IV—III тысячелетий до н. э. ученые относят к куро-араксской культуре бронзового века, охватывавшей большую часть Передней Азии и испытывавшей на себе влияние Балкан, Карпат и Средиземноморья. Кавказские племена (всего 26) создали первое государственное образование, известное как Кавказская Албания в междуречье Куры и Терека.

    Ответить
  • Руслан
    02/03/2016, 22:10

    Албанские города! ингушская нахская этимология.

    Как у ингушей нахов звучит название Дагестана, только на горско-еврейском -"Догъисту".

    Баку!Бакъ /Бакъо(у) — закон создателя, закон, право, мера отношении

    Тарки Тарши Тарков (Tarchi ) — Тарши... (Таргу), через Дагестан проходили древние магистрали караванной торговли, через Тарки на Северный Кавказ.

    Ингушский род Тарш, Т1арш — Мокрый, Мореплаватель, Тарше — башенный комплекс в горной Ингушетии, который именем древнего этнарха, несет вечную историческую информацию, которая не подвластна времени и катаклизмам...

    Т1арш — Дукъ — волок, перешеек или участок суши между бассейнами реки-моря' реки-озера, по которому волокли лодки или корабли вручную.

    Тарше — Троя, Таршис — этрусский город в Испании.с подобными названиями создавались города, поселения, стоянки на важных торговых путях...скифская Тартария (торго;вый, лит. tur;gus «рынок»,венет. ; «Триест» на территории Венеции (буквально «хлебный рынок»др. -сканд. torg ; стюрк., монг. torga, щёлк, тюрк. tur;u «стоянка» (Таргитай — родоначальник скифов, Таранис — Бог грозы кельтов, критское Таргоман)

    «древний город Тартесс (Tartessos у италийцев и эллинов, 2. в древнем Этрускане (Италия) существует город Tarkuini, 3.Тарки (Таргу), через Дагестан проходили древние магистрали караванной торговли, через Тарки на Северный Кавказ,

    Tarschisch у финикийцев и пунов, Turscha у египтян; область этого полиса называлась Тартесс, ныне Андалусия и Мурсия). “Есть у них (тартессян) книги, законы и поэмы шеститысячелетней будто бы древности”, – сообщает Страбон. Преэллинский город Тартесс – великая европейская столица бронзового века, может быть, здесь-то и родился средиземноморский рынок меди и серебра из богатейших Сьерра-Моренских рудников и касситеритского олова, столь драгоценного для сплава с медью, дающего бронзу. Якобы основан Тартесс либо тирсенами-этрусками из Малой Азии, либо иберами (турдетаны и турдулы) до прихода сюда финикийцев. Тартесская талласократия в Средиземном море оперировала в районах побережья Ливии (Северной Африкой) до пределов Египта и Европы до Тирениии (Верхней Италии) и выступала в роли торгового посредника между странами северо-западной Европы и Средиземноморьем.»

    Ответить
  • Руслан
    08/03/2016, 16:21

    Данные ГГ , показывает абсурдность «албанского спора» политизированных историков Армении, Грузии и Азербайджана,единые в том, что аборигенов Кавказа ( J J1, J2)пытаются представить дикими горцами, племенами из якобы конуры-определённых ущельи, когда кровь «победителей и побеждённых» отмечены в них.

    Закавказские «независимые» историки, жаловались на искажение, со стороны России прошлого своих стран,а сами извратили историю Кавказа, присвоив историю загнанных в горы кавказских горцев.

    Примеры

    J « Ближневосточная» кавкасионская гаплогруппа в армянской, Грузинской, азербайджанской крови...более 30%...

    Нахский , но сегодня Армянский «Термин naharar, из слов «nah» и «arar», то есть «первосозданные», «первородные».

    термин «нахарар» изменил своё первоначальное значение и стал обозначать «аристократа», «дворянина». Соответственно и аристократические роды стали именоваться «нахарарскими родами» или «нахарарствами».

    Армянская аристократия всегда была важной составной частью армянского общества. Среди прочего, об этом свидетельствует и смысловая эволюция термина «нахарар» (naharar). Первоначально этот термин использовался для обозначения наследственных правителей области, но именно в значении «правитель», «начальник области». Тот же титул мог означать также и особо почётную службу (нахарарство) при царском дворе.»

    Армянская империя, которая охватывала значительную часть Передней Азии. Она простиралась от Каспийского моря до Средиземного и от Месопатамии до реки Кура. Картли, как и Албания, Северо-Кавказские горцы находились в зависимости от нее. Царь кавказских народов, hАйк (читай Урарту), будучи повелителем всего Восточного Закавказья, для борьбы с Бэлом (Небротом) собирает не только армян, но «и других, бывших под его властью (племен)» (Хоренаци, 1913. С. 11).

    Грузинский историк Мровели начинает свое сочинение с рассказа о том, что после Вавилонского столпотворения «:пришел Таргамос со всем племенем своим и утвердился между двумя недоступными человеку горами — Араратом и Масисом, который победил Нимврода в союзе с кавказскими народами.

    Лучшей половиной земли своей наделил он hАоса, затем семерым отвел долю каждому по достоинству:. И над семью этими братьями своими был повелителем и владыкой hАос» (Мровели, 1979. С. Речь идет не собственно об Армении и армянах, а об Урарту и урартах. Мровели «должно быть, следовал несохранившемуся тексту по истории дохристианской Картли» (Цулая, 1979. С. 10; Кекелидзе, 1923).

    Мровели перечислены армяне, картвелы (картлийца и мегрелы), вайнахские, дагестанские и албанские народы. В то время как отсутствуют народы Западного Кавказа, прежде всего абхазы и адыги... В новейших исследованиях все больше получает подтверждение, что, возможно, в III-II тыс. до н. э. племена восточно-кавказской группы кавказской языковой семьи- нахско-дагестанские и хуррито-урартские — проживали на всей территории центральной и восточной части Кавказа, восточной части Южного Кавказа, Армянского нагорья, восточной и юго-восточной части Малой Азии и Северной Месопотамии (Дьяконов, 1966. С. 18; Дьяконов, 1978. С. 39-47) (9). Такое поразительное совпадение наталкивает на мысль, что, возможно, истоки концепции Мровели восходят именно к этой, реально существовавшей восточно-кавказской (нахско-дагестанской и хуррито-урартской) общности, которая по своему происхождению, языковой принадлежности, общностью своей истории на ранних этапах, действительно представляла единую этническую общность, на базе которой впоследствии и сформировались народы Кавказа и Армении.

    Имя Таргамос, общего родоначальника называемых Мровели народов, восходит к названию области Тогарма (Тиль-Гаримми, Торгом, «Дом Тогармы»), позднее известная как Малая Армения. После разгрома царства Тогарма под ударами войск мидийцев и их союзников, происходит следующий этап переселения населения областей Урарту (Тогарма) на север, в центральные районы Южного Кавказа.

    Леонти Мровелли формулирует тщательно разработанную концепцию автохтонности грузин, основанной на общности происхождения и родства их с кавказскими народами. Тем самым, пытаясь противопоставить ее господствовавшей к тому времени традиции, отрицавшей местное происхождение грузин. Следует сказать, что средневековый грузинский историк блестящее справился с поставленной задачей и по своему использовал опыт знаменитого Армянского историка.

    Цель Мовсеса Хоренаци — это история «армянского народа, царей и нахарарских родов и племен», которую он пишет по просьбе марзпана Армении, князя Саака Багратуни, и, соответственно, отбирает те материалы, которые имеют непосредственное отношение к истории собственно Армении. Так Мовсес Хоренаци, пользовался источниками, в которых содержались сведения об участии в битве против Вавилонского царя кавказских народов. Но, несмотря на это, ограничивается лишь указанием, что hАйк (читай Урарту), будучи повелителем всего Восточного Закавказья, для борьбы с Бэлом (Небротом) собирает не только армян, но «и других, бывших под его властью (племен)» (Хоренаци, 1913. С. 11).

    Следует добавить, что по Мровели, имя мифического Армянского Первопредка ha/ Г1а-ос поразительно напоминает имя вейнахского этнарха Г1а.

    Об истоках исторической концепции грузинского историка XI века Леонти Мровели arunion.info/news/ierarkh.../2014-12-12-2283

    Ответить
  • Руслан
    08/03/2016, 23:55

    Главное отличие которое было между аборигенами Кавказа и новыми «кавказскими» государствами Арменией, Грузией Азербайджаном... (На мой взгляд больше себя кавказцами осознают Грузинские историки, значит рабов там меньше)

    Мир свободного человека стремительно сокращался, война захватила весь мир и все театры военных действий стали поставлять рабов. «Цивилизованный рабы» — писатели, создали свою искаженную историю, где рабство – абсолютно необходимый и законный общественный институт.

    "Господин и раб имеют между собой больше сходства, чем думают. Свободный не может даже захотеть быть господином, это означало бы потерю свободы.

    Господин и раб коррелятивны, они не могут существовать друг без друга. Свободный же существует сам по себе, он имеет в себе своё качество без коррелятивности с противоположным ему. (Бердяев Н. ГОСПОДИН, РАБ И СВОБОДНЫЙ.)

    Мир изначальных кавказцев Гела /ХАЛХА/Г1алг1а, сократился подобно шагреневой коже, подавляющее большинство стало частью нового иранотюркского мира, лишь самые стойкие отступили в горы, где в своём самоназвании сохранили имя великого Бога Египта и Шумера, Кавказа и всего человечества, продолжили строить башни, склепы, храмы, заградительные стены в ущельях, с одной целью сохранить своё кавказское потомство.

    Башни были символом предков ингушей в представлении о вселенной, мире, свободе и их стремлении вообще быть ближе к солнцу, звёздам, небу, когда другие считали наглой заносчивостью, расточительством.

    Народы Кавказа оторванные от корней, у которых соответственно отсутствовал культ камня, отказались от главного символа Г1ал/Хал, отказались строить непомерно трудные башни и склепы, соотвественно не смогли оставить потомкам стелы отцов, но физический, генетический, мифами, преданиями не перестали ими быть.

    Ответить
  • Руслан
    18/05/2016, 12:35

    1.Дагестан — дег1/тело, йист/край или Дег1аста — укрытая телом женщины /матери ?

    Йисте — у края, с краю, на краю. Йист- край/ дунен йист- за тридевять земель/

    Исте- домашняя женщина ( Ис- внутреннее домашнее. Истий — женщины ( рожавшие), от древнего уст-девушка.

    2. Дигорцы / Дигарой / род Дег1

    3. Адыги — 1адыги — 1а( дыги), скопится, зима, к северу, отрицание, вниз, к низу, лагерь, пребывать. 1аб- достаток.

    Дег1 ( адыги) имеющий достаток, с зимы с севера дег1и, пребывающие, отрицающие и тд

    Генетическая память Кавказского народа сохранила древнее название кавказца: даги/адига/дига, наги, нахи...(Книга Дагона Азбука Nahar

    akievgalgei.livejournal.com/77253.html

    Ответить