История возникновения и основные догматические направления суннитов в Исламе
Ислам – сравнительно молодая религия, во всяком случае, он возник позже христианства и, тем более, буддизма. Однако именно ислам на протяжении веков в процессе распространения и развития подвергался серьезным испытаниям.
Прежде всего, речь идет о фундаментальном расколе самого учения, в результате чего возникло множество отдельных направлений. О том, что существуют сунниты и шииты, сегодня, благодаря интернету и СМИ, знает каждый. Но кто такие сунниты, в чем их разница с шиитами и почему эта ветвь ислама считается доминирующей – в силу своей распространенности или чего-то еще?
Краткая история возникновения суннизма
Сунниты называют себя «ахль ас-сунна валь-джамаа», что в переводе означает «наследование пути пророка и миссия его последователей». Такое сложное название можно объяснить, однако об этом течении кратко никак не расскажешь. Главенствующее слово в этом определении – «сунна», именно оно и дало название религиозному течению. В переводе с арабского «сунна» – это дорога, путь.
Путь суннитов действительно был миссионерским и нелегким. Ислам возник в 7 столетии и начал довольно быстро распространяться в арабских странах. При пророке Мухаммеде (с.а.в.) исламская община выглядела цельной, однако раскол в ней произошел в 656 году, после того, как был убит праведный халиф Абу Амр Усман ибн Аффан аль-Умави аль-Кураши – третий Праведный халиф.
После того как Халифат начал расширяться, раскол стал еще более заметным, поскольку отдельные группы старались вернуть ислам к истокам. В результате повсеместно начали возникать секты и радикальные течения. Всему этому пытались противостоять люди, придерживающиеся некоего либерального взгляда на ислам.
Сторонниками умеренности были исламский богослов Абу Ханифа ан-Нуман ибн Сабит аль-Куфи, богослов Абу Имран Ибрахим ибн Язид ан-Нахаи и другие, не менее уважаемые последователи исламских традиций. Так началась история суннитов, которая разделила весь исламский мир на два основных лагеря и на множество побочных течений.
Одним из первых убежденных последователей суннизма стал богослов Хасан аль-Басри, родившийся и выросший в Саудовской Аравии, который смог выстроить все суннитские взгляды в стройную систему религиозных положений. Он предложил запретить поддержку той власти, которая поступает вразрез с учением Корана.
Свое предложение он внес на основании хадиса Пророка, где тот призывал не подчиняться людей, склоняющих к греху, противному самому Аллаху. Дело в том, что сунниты изначально считали Сунну и Коран основополагающими принципами мусульманской веры. Аль-Басри призывал к смирению, выступал против радикализма и считал, что сопротивление должно быть пассивным.
Этот же богослов обозначил для своих последователей путь, который основывается на безграничной вере без сопротивления и самостоятельности. Именно таким, в его представлениях, и был изначально ислам. Призыв оказался очень привлекательным, после чего суннизм начал повсеместно распространяться.
Спустя некоторое время другой богослов АбуБакр Мухаммад ибн Сирин аль-Басри вел термин «ахль аль-сунна». Это понятие стало общим для подавляющей части мусульманского общества, которое отвергало любые проявления сектантства. В исламе сунниты отказались от различных религиозных новшеств, сохраняя единство общины. Они и сегодня придерживаются мнения, что еще пророк Мухаммед (с.а.в.) предсказал появление различных сект и предостерегал от расколов. Согласно преданию, Пророк говорил о том, что среди множества мусульман будет только одна истинная группа спасенных в Аллахе, которые и пойдут по пути Корана.
Суннитам идейно противостояли не только шииты, но и представители других богословских школ. Полемика осуществлялась на протяжении всех веков существования мусульманства. Однако на базе этих споров суннитские убеждения лишь четко сформировались и окрепли. Возникли несколько философских школ, каждая из которых поддерживает идеи суннизма.
Религиозные направления и принципы веры
Современный, как и традиционный, суннизм представляет собой религиозное течение, построенное на полном подчинении общине и положениям сунны и Корана. На сегодняшний день сунниты – это подавляющая часть правоверных мусульман во всем мире. Лишь в некоторых странах шииты занимают преобладающее положение (Азербайджан, Иран, Бахрейн, Ливан и т.д.).
Принципы течения были сформированы еще в средних веках, на этапе становления учения. С тех пор они не изменились. Основными положениями суннизма являются признания:
- Законности правления халифов.
- Подлинности шести сводов хадисов.
- Догматических школ.
- Школ шариатского права — мазхабов.
Праведные халифы Абу Бакр, Умар, Усман и Али были первыми четырьмя правителями, которые правили Великим Халифатом. Сунниты считают, что вся верховная власть должна быть сосредоточена в руках халифов, избираемых общиной.
Как известно, мусульмане суннитского толка утверждают, что ислам держится на пяти столпах и двух основах – Коране и Сунне, которая представляет собой свод хадисов – это рассказы о пророке Мухаммеде. О его поступках и словах, касающихся жизни общины в правовом, социальном или религиозном разрезе.
Изначально такие предания распространялись только в устной форме – их рассказывали друг другу, не записывая. Составление письменных хадисов началось позже, в период раннего возникновения суннизма. А основные своды правил на основе хадисов появились не менее чем через 200 лет после кончины Пророка.
Все эти правила были объединены в шесть сборников, имеющих общее название Кутуб ас-Ситта. Однако нужно заметить, что религиозные и богословские разногласия настолько велики, что даже в этом вопросе взгляды исследователей относительно деяний Пророка и всего ислама не всегда сходятся. Не все хадисы, включенные в этот сборник, признаются достоверными.
На сегодняшний день известны три догматические школы. К ним относятся:
- асариты;
- ашариты;
- матуридиты.
Асариты придерживаются жестких традиций в толковании Священных писаний. Для них невозможной считается сама мысль о том, что Коран можно трактовать как-либо иносказательно. Если какие-либо положения в них остаются неясными, то асариты и не стремятся вникнуть в их смысл. При этом они не воспринимают их и буквально.
Если какое-либо место в Сунне, либо Коране остается для них не слишком ясным, они не объясняют его и не ищут какой-то отдельный смысл в сообщении, оставляя это на усмотрение Аллаха. В глазах асаритов Всевышнему ведомо все, а что касается людей, они должны просто воспринимать откровения как данность.
Ашаризм – второе направление суннизма, оно несколько отходит от тех взглядов, которые исповедуют асариты. Ашариты полагают, что религиозным догмам не стоит следовать бездумно, а подход толкования их истинности вполне рационален. При этом они считают, что между различными явлениями не может быть причинно-следственной связи. В отличие от асаритов, они не признают авторитаризм в вере, подходя к религиозным положениям философски и стараясь их осмысливать.
Матуридиты во многом сходны по взглядам с ашаритами. Это течение сформировалось позже остальных. Основоположником его является Абу Мансур аль-Матуриди, который призывал разумно относиться к различным явлениям и осмысливать их. Однако матуридиты, как и асариты, считают, что повеления Аллаха нельзя рационализировать и нужно покоряться им без раздумий.
Еще один принцип суннитского учения – это наличие четырех богословско-правовых школ. Это так называемые мазхабы:
- шафиитский;
- ханбалитский;
- маликитский;
- ханафитский.
Каждый из них опирается на догмы Корана и Сунны, однако ханбалитский мазхаб жестко стоит на позициях непринятии нововведений в исламе, а источником права здесь помимо священных книг являются еще и решения сподвижников Пророка.
Ханафитский же мазхаб признает кроме Сунны, Корана и решений сподвижников еще и местные обычаи. Так, многие сунниты, проживающие в России (в основном на Северном Кавказе), являются ханафитами – это абазины, черкесы, ногайцы, кабардинцы, башкиры, татары.
Причины разногласий между шиитами и суннитами
Одна из основных проблем современного ислама – это конфликт шиитов и суннитов. Их несходства во взглядах стали еще более заметными на фоне событий, происходящих сегодня на Ближнем Востоке.
Главное различие между этим двумя течениями заключается в разнице взглядов на вопросы, касающиеся источников власти. Сунниты во всем мире считают, что правителей должна выбирать мусульманская община, опираясь при этом на традиционные подходы. Что же касается шиитов, то они стоят на позициях выбора власти по принципу родства и наследия.
По мнению первых, община должна следовать тем предписаниям, которые занесены в Сунну и Коран, и исходить из них, выбирая правителей. В противовес им шииты полагают, что власть должна передаваться по наследству, а воля Всывышнего Аллаха приходит не столько из Священных писаний, сколько через имама, являющегося прямым потомком пророка Мухаммеда. При этом шиитские богословы сегодня ожидают пришествия последнего 12 имама, и в ожидании его представляют власть в общине.
Еще одно различие между суннитами и шиитами касается вопроса разделения власти. Последователи суннизма уверены, что светская и духовная власть должны быть разделены, в то время как по мнению шиитов вся власть должна быть сконцентрирована в руках божественного наследника (например, в Иране – аятолла).
Проблема различий настолько глубока, что поднимается даже вопрос отдельного намаза двух течений, хотя богословы уверены, что должен быть единым. Различия в намазе наблюдается в положении рук, причем сами мазхабы не могут определиться с вопросом, как же именно держать при намазе руки. Кроме того, шииты практикуют самобичевание, в то время как сунниты не воспринимают такую традицию.
О том, сколько суннитов сегодня насчитывается в мире, говорит статистика. Суннизм исповедуют почти 90% всех правоверных мусульман, это свыше 1,5 миллиарда человек. О том, как велика их численность, можно судить по тому, где они в настоящее время проживают. Расселение их наблюдается почти по всему Ближнему Востоку и в арабских странах. В некоторых странах представители двух основных течений проживают примерно поровну – это Йемен, Ирак и Сирия.
Противостояние между основными направлениями мусульманства сегодня оказалось так велико, что вопросы религиозных догм снова становятся актуальными. Это еще раз доказывает, что ислам как одна из доминирующих мировых религий продолжает трансформироваться и развиваться.