Кавказская папаха на Кавказе больше, чем головный убор

Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Танцы народов Кавказа». На Кавказе давно известно изречение: «Если голова цела, на ней должна быть папаха». Действительно, кавказская папаха для самих кавказцев – это больше, чем просто головной убор. Я с детства помню, как мой дед очень часто цитировал какого-то восточного мудреца: «Если тебе не с кем посоветоваться, то попроси совета у папахи».

Почему кавказская папаха больше, чем головной убор?

Сейчас довольно редко увидишь молодого человека с кавказской папахой на голове. Несколько десятилетий назад папаха олицетворяла мужественность и являлась своеобразным символом чести и достоинства кавказских мужчин. Если парень позволял себе появиться на кавказской свадьбе без головного убора, то это считалось, чуть ли не оскорблением для всех приглашенных.

Кавказская папаха была всеми любима и уважаема. Помню, когда мы жили в Дербенте, у нас был сосед, который каждый день носил новую папаху. Нас это очень удивляло и однажды у него спросили, откуда у него столько головных уборов. Оказалось, что ему от отца досталось 15 отборных папах, которые он с удовольствием носит. Самое интересное то, что всякий раз, когда он выходил посидеть с местными аксакалами на импровизированном годекане, надевал новую папаху. Когда его приглашали на свадьбу – другую, если же он был на похоронах, то на его голове красовалась третья.

Кавказская папаха – олицетворение традиций и обычаев

Конечно же, кавказские папахи не всегда были такими, какими мы их сегодня себе представляем. Наиболее бурное развитие и распространение они получили в конце 19 и начале 20 веков. До этого кавказцы, в основном, носили шапки из ткани. Кстати, нужно отметить, что все головные уборы того времени по изготовленному материалу можно подразделить на четыре типа:

  • Тканевые шапки
  • Шапки, сочетающие в себе ткань и мех
  • Меховые
  • Войлочные

Интересно то, что был небольшой промежуток времени в 18 веке, когда головные уборы мужчин и женщин практически ничем не отличались. В будущих статьях я более подробно расскажу о различиях и особенностях мужских и женских головных уборов на Кавказе. Станьте постоянным читателем блога, чтоб не пропустить самые интересные статьи (как стать читателем?).

С течением времени меховые папахи практически везде вытеснили все другие виды головных уборов. Единственное, нужно отметить, что войлочные шапки вплоть начала 19 века были широко распространены у адыгов. Конечно же, сюда же можно отнести «башлыки», турецкие тюрбаны, которые, кстати, впоследствии очень умело были заменены небольшой белой тканевой полоской, которую наматывали на меховую шапку.

Но, все эти нюансы больше интересны для исследователей. Не ошибусь, если предположу, что вам намного интереснее узнать, какое место занимала папаха в культуре Кавказа. Как уже отметил выше, любой уважающий себя мужчина просто обязан был носить на голове папаху. Причем, чаще всего их у него было свыше десятка. Также существовала целая система обслуживания папах. Я знаю, что их берегли как зеницу ока и хранили в специальных чистых материях.

Традиции кавказских народов очень тесно были сплетены с условиями ношения кавказской папахи.

Думаю, посмотрев данное видео, вы много чего узнали о том, как на Северном Кавказе народные традиции сочетались с кавказской папахой. Например, для меня было большим открытием, когда я узнал, что молодой человек закидывал свой головной убор в окно своей возлюбленной для того, чтоб узнать, взаимна ли его любовь. Мне известно, что кавказские танцы часто использовались для того, чтоб выразить свои чувства девушке.

Нужно отметить, что не все было так романтично и красиво. Очень часто бывали случаи, когда дело доходило до кровопролития только лишь потому, что у мужчины с головы сбивали головной убор. Это считалось большим оскорблением. Если же человек сам снял папаху и оставил ее где-то, никто не имел право трогать ее, понимая, что будет иметь дело с ее хозяином. Бывало, что в ссоре кавказец снимал свою папаху и ударял ее о землю – это означало, что он готов стоять на своем до смерти.

В тоже время, если кавказская девушка или женщина бросала платок с головы к ногам сражающихся, часто это останавливало кровопролитие. По традиции, мужчина никогда не должен снимать папаху, если он кого-либо просит о чем-либо. Но есть исключение: можно снять только тогда, когда просят о прощении кровной мести.

Как уже сказал выше, кавказская молодежь в последние годы практически перестала носить папахи. Только в горных селах можно встретить парней, которые с удовольствием щеголяют в этих головных уборах. Хотя, многие великие кавказцы (такие как Махмуд Эсамбаев) никогда не расставались со своей папахой. Великий танцор называл свою папаху «Короной» и не снимал ее даже тогда, когда его принимали в самых высших эшелонах власти. Более того, Эсамбаев, будучи депутатом Верховного Совета СССР, на всех заседаниях высшего органа власти Советского Союза сидел в папахе. Поговаривают, что Л.И. Брежнев перед каждым заседанием осматривал зал и, увидев знакомую папаху, говорил: «Махмуд на месте – можно начинать».

В завершение хочу вот что сказать: носить или нет кавказский головной убор – дело каждого человека, но то, что мы просто обязаны знать и уважать его значимость в жизни наших отцов и дедов, у меня не вызывает никакого сомнения. Кавказская папаха – это наша история, это наши легенды и, возможно, счастливое будущее!

Друзья, будет очень интересно в комментариях обсудить ваши взгляды на обозначенную тему. Да, и не забудьте стать постоянным читателем блога. Впереди вас ждут очень много интересных и полезных статей.