Нодар Думбадзе — великий сын грузинского народа

Кто не читал в молодости умные и печальные, смешные и добрые книги Нодара Думбадзе — одного из самых популярных грузинских писателей прошлого века, благодаря своему уникальному стилю, обретший популярность в первые же годы литературной карьеры. Произведения автора были изданы на многих языках: начиная с русского многих кавказских и заканчивая арабским, польским и японским. Все его романы были экранизированы, большинство вышло на сцены Грузии и других государств в виде театральных постановок.

Нодар Думбадзе: биография

Нодару Владимировичу Думбадзе повезло родиться в удивительном городе Тифлисе (сегодня Тбилиси). Произошло это в далеком 1928 году. Отец его был одним из руководителей Союза писателей республики, а также секретарем райкома. Юные годы будущего писателя, это сложные для страны 30-е, а затем и Великая Отечественная Война. В 1939 году – арест и последующий расстрел отца, мать отправили в ссылку; юный Нодар живет с клеймом «сына врагов народа» вплоть до момента реабилитации родителей (1956).

Нодар Думбадзе

Осиротевшего мальчика забрали к себе родственники из Западной Грузии. Там, в селении Хидистави, он учился в школе, помогал родным по хозяйству, бегал по окрестностям с другими мальчишками. Потом поступление на факультет экономики ГУ им. И. В. Сталина (сегодня ТГУ) и 1950 году получение диплома. Работать Нодар Владимирович остался при этом же университете, на должности лаборанта и тогда же начал примерять на себя роль писателя.

В 1957 году он уже полностью погрузился в работу литератора, устроившись в журнал «Цискари». Правда, проработал там недолго, перейдя в замредактора юмористического журнала «Нианги»— местный аналог Крокодила, где проработал до 1962 года. Затем он работал в сценарном отделе «Грузия-фильма», опять в «Нианги», но уже редактором и одновременно продолжал работать над своими книгами. С 1981 года и до последних дней жизни был членом Союза писателей Грузии, председателем его правления.

Публиковаться Нодар начал еще в 1950 году, его стихи напечатали в университетском альманахе. Но куда больше интереса вызвали юмористические рассказы, опубликованные в период с 1956 по 1957 год. Правда, настоящую и безоговорочную любовь читателей он получил, когда в 1960 году вышел его добрый и смешной роман «Я, бабушка, Илико и Илларион».

По этому произведению в соавторстве с Г. Лордгипанидзе была создана театральная пьеса, обошедшая впоследствии чуть ли не все сцены СССР. Особенно запоминающимся в той постановке был блестящий дуэт молодого Сергея Юрского и Ефима Копеляна – старик Илико и Илларион. В 1962 году Тенгизом Абуладзе по этому роману был снят одноименный фильм также получивший огромную популярность.

Далее последовали публикации других повестей и романов, сделавшие Нодара Думбадзе одним из самых выдающихся прозаиков второй половины ХХ века. Большинство его произведений, по отдельности и в сборниках, публиковались десятки раз. Помимо этого, вышло множество поэм, стихов и детских изданий. Скончался писатель в родном Тбилиси, 14 сентября 1984 года и, наверно хорошо, что этот светлый человек не увидел ни Перестройки, ни развала СССР, ни последовавших за ними событий.

Отражение судьбы писателя в его произведениях

Читая «Я вижу солнце», «Я, бабушка, Илико и Илларион», «Солнечная ночь» и «Не бойся, мама», понимаешь, это мог написать только человек, лично переживший подобное. Грузия времен Второй мировой войны, глухие деревушки, все население которых – малые дети да старики. Зурико остался сиротой и живет со старенькой бабушкой, также в участие в его жизни принимают старики-соседи. Это мудрые, добрые и немного наивные люди, не обделенные чувством юмора, всегда готовы предложить свою помощь тем, кому это необходимо.

Страх за родных, ушедших на фронт, нужда, бытовые трудности людей — роман «Я вижу солнце» насквозь пронизан атмосферой военного времени. Но при этом лейтмотив произведения – трезвая, разумная доброта, которая прослеживается иногда даже в шутливой, совершенно обыкновенной фразе. Впрочем, это характерная черта всех произведений Нодара.

Мать героя романа «Солнечная ночь», как и мама самого Нодара Думбадзе возвращается из многолетней ссылки. Перед ним становится трудная задача: найти способ сблизиться, соединить все, что было разорвано судьбой. Ситуация, с которой столкнулось немало людей, переживших времена репрессий, для Темура оборачивается еще одной дилеммой. Человек, которого он спас – это тот, кто погубил его отца, исковеркал жизнь матери и предал самого героя книги. Сидя над изголовьем дважды доносчика и самоубийцы герой заменяет в себе ненависть на жалость к нему.

Похожий мир молодого человека, со всеми его невзгодами и радостями отображен в романе «Не бойся, мама». Тема отношений между людьми опять красной нитью проходит через все произведение. Только в сюжет здесь вплетена еще и линия службы Родине. Как и Нодар Думбадзе, главный герой произведения служил в части, расположенной на границе. В своей лирической манере, сглаживающей всю остроту драматизма происходящего, автор описывает боль от любви, которая так и не сбылась, мужскую дружбу и трагизм ее потери.

Нодар Думбадзе: идея противления злу

Роман Белые флаги имеет сюжет отличный от прочих произведений автора. Все внимание он сосредотачивает на человеке по имени Заза, которому грозит тюремный срок за убийство. Его совершил другой человек, а Заза Накашидзе – «козел отпущения», над которым нависла угроза незаслуженного наказания. Читатель находится под влиянием напряженной атмосферы неопределенности: сможет ли герой найти правду?

И здесь помимо идеи борьбы со злом мы видим все тот же мотив рассудочной доброты, свойственный всем произведениям Нодара Думбадзе: рассказам, романам и стихам. В своих сокамерниках Заза видит не просто преступников, совершивших проступки разной тяжести. В его суждении они— несчастные люди, сошедшие на «кривую дорожку» в силу разных обстоятельств либо под влиянием собственных слабостей. Белые флаги – небольшое произведение, но оно вобрало в себя многие вопросы и проблемы раздирающие современное общество. Затрагивается не только проблема взаимоотношений людей между собой, но и умение считаться со своим внутренним «я».

Идея противления злу отчетливо прослеживается и в последнем романе Нодара Думбадзе, в «Законе вечности». Этот человек считает, что, только имея искусственное сердце, можно равнодушно смотреть на происходящее рядом зло.

Книги Нодара Думбадзе всегда привязаны к какому-то времени и месту действия, к определенному периоду в истории Грузии. Язык героев зачастую наполнен гурийскими диалектизмами, свойственными народу западной части страны. Он, как и жаргон молодежи, передается автором с лингвистической точностью. Но даже в переводе его произведения прекрасны, а их герои встают перед читателями как живые!