Грузинский национальный балет Сухишвили-Рамишвили! Они бросили вызов законам гравитации!

Ансамбль Сухишвили - подарок всему человечествуПриветствую вас, уважаемые читатели блога «Танцы народов Кавказа». В этой статье вам откроется удивительный мир кавказской хореографии в лице легендарного Национального балета Грузии имени Илико Сухишвили. Несколько десятилетий назад американская газета The Washington Post назвала его лучшим народным ансамблем в мире.

За 67 лет существования коллектив ансамбля приобрел поистине мировую славу. География выступлений ансамбля охватывает свыше 90 стран мира, почти 1800 городов. Им рукоплескали такие люди, как Иосиф Сталин, Джавархарлар Неру, Фидель Кастро, короли и принцы, их танцы воочию видели 60 миллионов человек. Еще в далеком 1967 году детище Сухишвили стал первым ансамблем народного танца, удостоившийся чести выступить на сцене миланского театра «Ла Скала». После того концерта все итальянские газеты написали: «Это не танец, это — полет. Буря на сцене! Их танец бросает вызов законам гравитации. Союз мужской бравады и женской грациозности».

Балет Сухишвили-Рамишвили – необычная история образования и развития

Помните, в статье «Все самое интересное о лезгинке» я рассказывал о том, что ансамблевое исполнение народных танцев на Кавказе берет свое начало с 30-х годов 20 века. В самой же Грузии в это время как такового ансамбля народного танца вообще не было. Правда, здесь нужно сказать о том, что действовали ансамбли песни и танцев в различных уголках республики, но в них состояло по 5-6 человек.

Впервые мир познакомился с грузинской хореографией в 1935 году, когда в Лондоне на Всемирном фестивале народных танцев молодой Илико Сухишвили получил Гран-при, и сама королева Великобритании Мария Текская вручала ему золотую медаль. Кстати, тогда он поцеловал руку королеве, после чего очень долго жители СССР вспоминали этот случай. Даже сам Иосиф Виссарионович несколько раз напоминал ему об этом, чем очень смущал Илико. Да, тогда жена Сухишвили – Нино Рамишвили —  не смогла поехать на фестиваль, так как ее стали причислять к «врагам народа», потому что отец ее был репрессирован.

Кстати, именно это обстоятельство впоследствии сыграло определяющую роль в образовании ансамбля. Достоверно известно, что в суровом 1937 году Берия доложил Сталину о том, что Илико и Нино придерживаются меньшевистских взглядов и предложил их расстрелять. Это так разозлило вождя, что он велел привезти их обоих в свой кабинет. Надо отметить, что Лаврентий Берия хорошо был осведомлен о том, что Сталин испытывал к семейной паре Сухишвили определенные теплые чувства.

Основатели Национального балета Грузии

Во время разговора с четой Сухишвили вождь народов попросил их исполнить грузинский танец. Илико и Нино танцевали в его кабинете так, будто танцуют в последний раз жизни. Сталин был настолько поражен танцем, что задал только один вопрос: «Что за невероятный дар в ваших ногах?». После этого он сказал Илико, что тот может просить все, что его душе угодно. Как вы думаете, чего можно просить в тот миг, когда твоя жизнь «висит на волоске»? Нет, не угадали! Илико попросил не пощады и помилования, а портрет вождя с его подписью. В этой же встрече Сухишвили получил разрешение на создание ансамбля в Грузии.

Вот таким образом, Берия, сам того не желая, приложил руку к образованию ансамбля. Кстати, портрет вождя неоднократно помогал молодой чете танцоров. Например, однажды полиция хотела выселить Нино Рамишвили из дома. Но, после того, как Илико показал полицейским портрет с подписью Сталина, от них отстали навсегда. Да, есть еще одна веха в истории этих удивительных людей. В 1943 году они были приглашены на встречу Рузвельта, Черчилля и Сталина в Тегеран для исполнения народных танцев. Черчилль настолько был шокирован их танцем, что еще долго Нино и Илико очень тесно общались с семьей британского премьера.

Год 1945 связывают не только с образованием балета, но и с началом возрождения всего грузинского танцевального фольклора. В статье «Почему чеченская лезгинка теряют свою самобытность» я писал о том, что именно грузинская хореографическая школа внесла большой вклад в дело развития всех кавказских танцев. Понятно, что в послевоенные годы артисты ансамбля абсолютно ничем не обеспечивались, все делалось, благодаря энтузиазму и харизме руководителей балета – Илико и Нико. Кстати, очень часто говорят – балет Сухишвили-Рамишвили. Так хотят показать значение этих двух любящих людей  становлении и развитии коллектива. Как позже вспоминал Сулико Вирсаладзе (тоже один из основателей ансамбля, занимался подготовкой и расписыванием костюмов): «Репетиции проходили под лестницей в старой филармонии, холод, голод и ничего, кроме энтузиазма. Вместо барабана – перевернутая табуретка, на которой выстукивали ритм». В таких условиях было положено начало ансамблю, который впоследствии прославился на весь мир. Кстати, первоначально он назывался «Государственный ансамбль танца Грузии».

С этих пор начинается богатейшая история ансамбля. Первые гастроли не заставали себя долго ждать. Уже в 1948 году артистов ансамбля отправили в Финляндию, которая в то время очень недружелюбно была настроена против Советского Союза. Многие люди тогда говорили: «Отправили людей на верную смерть». Большое впечатление в памяти европейцев оставили гастроли балета Сухишвили-Рамишвили в Париже, где было дано 30 (!) концертов. Известно, что те концерты посещали знаменитые французские дизайнеры Ив Сен Лоран, Жан Мааре, Ив Монтан и другие. Да, Ив Сен Лоран после просмотра концерта внес  свою женскую коллекцию сапоги и меховые шапки.

Династия Сухишвили – преемственность поколений и современность балета

Как вы думаете, что является самым важным в развитии любого явления? Правильно, это сохранение традиций! Известно, что культура Кавказа очень традиционна, но сегодня массовая культура задела все стороны жизни кавказского общества. Не остались в стороне от этих процессов и кавказские танцы. Прочитайте статью «Обычаи и обряды свадебной лезгинки, о которых мы благополучно забыли» и вы узнаете, насколько сегодняшнее представление о танцах отличается от того, что было раньше. Нужно отметить, что с преемственностью поколений (то есть сохранением традиций) в Грузинском национальном балете все в порядке!

Сегодня ансамбль стал своего рода семейным предприятием и визитной карточкой Грузии. Уже три поколения Сухишвили продолжают распространять по миру танцевальное искусство народов Северного Кавказа. Кстати, этим же занимаются многие ансамбли, например, «Лезгинка», «Вайнах», «Алан» и другие. О многих из них я буду рассказывать в следующих статьях. Подпишитесь на обновления блога, чтобы получать все новые статьи на свою электронную почту. Но, есть то, что свойственно только балету Сухишвили – это яркий закавказский колорит плюс утонченный вкус хореографов и артистов ансамбля.

Если продолжить о преемственности, то можно четко разделить три этапа развития и становления ансамбля. Вернее, три поколения династии Сухишвили:

  • 1 поколение — собственно, сами основатели балета – Илико и Нино
  • 2 поколение – сын Илико и Нино – Тенгиз Сухишвили и его жена Инга (кстати, тоже хореограф). Да, в 1953 году Тенгиз в 12 лет победил на Международном Фестивале молодежи в Бухаресте и получил золотую медаль. Сегодня он является олицетворением и хранителем традиций своего отца.
  • 3 поколение – внук и внучка основателей ансамбля – Илико и Нино Сухишвили (тезки своих деда и бабушки). Илико-младший сегодня является главным балетмейстером ансамбля. В последнее время много спорят по поводу деятельности внука. Он не боится экспериментов и ставит абсолютные новые программы и номера с новыми движениями и новой музыкой. Одни считают, что таким образом можно потерять классический вариант грузинских танцев, другие же, наоборот, только поддерживают его и считают, что все изменения идут только на пользу.  Кстати, посмотрите, что думает по этому поводу Тенгиз:

 

«Ансамбль существует уже более 60 лет. Сколько можно танцевать одно и то же? Когда я смотрю танцы, зафиксированные двадцать лет назад на пленке, и сравниваю их с сегодняшними, то вижу большую разницу. Конечно, хореография развивается как технически, так и художественно. Но нельзя останавливаться на достигнутом, иначе умрет и то, чем мы обладаем. Вот мы и стараемся искать что-то новое, привносим в традиционную хореографию новые элементы, придумываем новые движения, рисунок, построение танца. Балет — это не обязательно классика. Он может быть разным — характерным, фольклорным. Мы уже вышли за рамки ансамбля»

 

Ну, а внучка Нино тоже принимает активное участие в жизни балета. Она — один из главных организаторов концертов, а также занимается придумыванием красивейших костюмов. Кстати, обязательно напишу статью о кавказских костюмах и танцорах (например, о Махмуде Эсамбаеве). Станьте постоянным читателем блога, чтоб первым получать интересные статьи блога (как стать читателем?). К сожалению, в 1985 году не стало Народного артиста СССР Илико Сухишвили, а в 2000 году ушла из жизни Нино Рамишвили.

Памятная плита Илико

Но и сегодня их дело с успехом продолжают потомки великой династии, даря людям во всех уголках Земли радость и улыбки. Кстати, если вы хотите научиться танцевать лезгинку, то приглашаю вас на Бесплатный Курс Лезгинки.

Друзья, что вы думаете по поводу этой статьи? Мне будет очень интересно обсудить ваше мнение в комментариях к ней.

С уважением, Али Аскеров!