Махмуд Эсамбаев – гений, которому покорились все танцы народов мира
Здравствуйте, уважаемые читатели блога. В этой статье я расскажу вам о человеке, имя которого во всех уголках Земли произносят с воодушевлением. При этом, каждый раз используют эпитеты – «маэстро танца», «патриарх мировой хореографии», «величайший танцор века», «народный артист восьми республик». Как вы уже поняли, зовут его – Махмуд Эсамбаев.
Говорят, что есть люди, которых невозможно перехвалить. Именно к таким относится Махмуд Алисултанович. Его жизнь – это настоящее воплощение победы сильного духа над трусостью и злом. Махмуд Эсамбаев на протяжении 35 лет избирался депутатом Верховного Совета и за это время его назвали «народным слугой». Ведь, девизом его жизни всегда было – помогать людям и не ждать за это благодарности. Фраза «доброта спасет мир» принадлежит ему. Махмуд всю жизнь протягивал руку помощи людям и хотел обогреть их теплотой своей души. Но, самое главное, каждый раз, делая добро, он сам становился от того счастливее.
Такие танцоры рождаются раз в 1000 лет. Во всем вире великие хореографы и танцоры, такие как Игорь Моисеев, Галина Уланова, династия Сухишвили давно это признали. Эсамбаев очень любил Россию и свой чеченский народ. Ведь, вспомним знаменитые слово маэстро: «У меня два крыла – Чечня и Россия». Без участия Махмуда Алисултановича не проходило ни одно значимое в Советском Союзе мероприятие. Концерты, фестивали, праздники, знаменательные даты, юбилеи, «Голубой огонек» — везде Махмуд был самым желанным гостем. И, практически всегда, он задавал тон, неоднократно просили его выступить на «бис».
Биография и творчество Махмуда Эсамбаева
Родился будущий король танца в селении Старые Атаги Чеченской республики 15 июля 1924 года в семье чеченца Алисултана из тейпа Ишхой (кстати, о чеченских тейпах напишу большую статью). Любовь к танцу у кавказцев в те годы прививалась еще с младенческих лет. Ведь, людей, которые не умели танцевать, на Кавказе считали неполноценными.
Когда Махмуду было 7 лет, отец очень часто брал его с собой на свадьбы, где маленький танцор поражал всех своим талантом. Но, мог ли кто-нибудь тогда предположить, что этот юнец прославится на весь мир. В те времена по селам и городам Северного Кавказа разъезжали кочевые цирки. В 8 лет Эсамбаев в составе одного из таких цирков начинает гастролировать по Чечне. Данный факт вызывает ярость у его отца, так как он считает, что танцы – это не дело настоящих мужчин и так семью нельзя прокормить.
Вообще, складывается такое ощущение, что сама судьба вела его за руку к вершинам мастерства. Все, что происходило в жизни Махмуда, случалось «вопреки, а не благодаря». В 1934 году в Чечню приезжает Любовь Орлова и ей говорят, что есть мальчик, который просто превосходно пародирует ее. Конечно же, Орловой стало интересно посмотреть на него. Когда Махмуд спародировал ее, она очень долго смеялась и сказала, что у этого мальчика большое будущее. Именно встреча с цирком и Любовью Орловой укрепили в сознании маленького Махмуда ясное и четкое желание стать актером.
В 1939 году в возрасте 15 лет Эсамбаев поступает в Грозненское хореографическое училище и начинает участвовать в концертах Чечено-Ингушского ансамбля. Но, в 1941 года начинается Великая Отечественная война. Махмуд в составе ансамбля уезжает на фронт, но во время выступления его ранят в ногу. Лечащий хирург тогда объявит ему, что он больше не сможет танцевать. Это был первый удар судьбы. Но, Эсамбаев не опускает руки и в 1943 году в Пятигорске в театре оперетты ему предлагают сразу несколько ролей. Кстати, он был награжден «Орденом Отечественной войны» II степени.
Но, в 1944 году приходит новая беда. Всю семью Эсамбаевых насильственно депортируют в Киргизию. Этого удара судьбы не перенесла его мать, которая ушла из жизни, видя страдания своей семье. Отец тоже очень сильно заболел. Но, Махмуд и здесь не сломался. Он упорно трудился и верил, что его звезда когда-нибудь взойдет.
Здесь талант молодого чеченца раскрылся в новой огранке. Долгих 12лет, вплоть до 1956 года, Эсамбаев является солистом Киргизского театра оперы и балета. До сих пор, в этой среднеазиатской республике считают его одним из основателей киргизского балета. Махмуд Алисултанович исполнял главные партии в балетах «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Бахчисарайский фонтан». Кстати, именно здесь отец признал, что был не прав, когда противился выбору своего сына.
Позже сам Эсамбаев вспоминал: «Я благодарен киргизскому народу за то, что он на протяжении 12 лет давал мне возможность познать искусство балета. Я не могу вспомнить ни одного плохого дня в Киргизии». Махмуд стал самым первым танцующим мужчиной в Киргизии, которому было присвоено звание Народного артиста Киргизской ССР. Хочется сказать, что он во всем был первым, ведь не зря в дальнейшем он станет Народным артистом еще 7 республик.
Наступает 1957 год и, начиная с этого времени, фортуна сопровождает его везде. Как раз в тот год в Москве проводился Всемирный фестиваль молодежи. Махмуд очень хотел попасть на него, но понимал, что средств на это у него нет. В это тяжелое для семьи время его поддержала жена Нина.
Они продали все ценности, хоть и было их немного (ковер, швейная машинка), и он поехал покорять столицу. Конечно же, сейчас мало кто помнит о том, что ему пришлось спать на вокзалах и жить впроголодь, лишь случайная встреча с балетмейстером Большого театра Крамаревским, который был знаком с Эсамбаевым, помогла молодому таланту.
Дальше была победа в двух номинациях, золотые медали, слезы счастья родных. Лучше всех тот момент описала дочь Стелла Эсамбаева:«Я была маленькая, а мама, я помню, услышав по радио, что папа получил три медали, завоевал первые места, закричала: «Стеллочка, папа наш получил все!». И вот я помню этот момент, я как ребенок воспринимала тот момент, но я была тоже очень счастлива, а мама просто плакала от радости. На самом деле как-то по жизни она очень хорошо его понимала и всегда способствовала его росту. Безумно радовалась его успехам, то есть она была просто настоящим ему другом и необыкновенной для меня мамой.
На фестивале Махмуд Эсамбаев удостоился самых лестных отзывов и почестей. Прочитайте, что о нем сказала великая Галина Уланова:
«Такие люди, как Махмуд Эсамбаев, встречаются, даже не знаю, во сколько лет, может быть единожды. Он имеет уникальные данные. Он, по существу, так пластичен, так музыкален и так выразителен, и самое замечательное, что он своими силами нашел форму выражения своего искусства, искусства своего народа. Мне кажется, что его танцы, все, что он исполняет, никто другой не смог бы сделать как он. Даже имея физические данные, которые бывают только у считанных людей, и то не всякий артист балета сможет делать то, что удается Махмуду. К тому же он начал заниматься искусством нашего классического балета довольно поздно. Может, это даже и лучше, что он начал в детстве танцевать не в классической школе, может быть, у него тогда много и пропало бы. А так у него осталась народность, народность во всех смыслах этого слова. И это здорово»
После фестиваля Эсамбаев решает расширить свой репертуар и начинает обучаться различным танцам народов мира. Самым сложным здесь является то, что мало исполнить танец технически, нужно прочувствовать его так, чтоб народ посмотрел и признал его своим. Вот, как описывает свое решение перейти в жанр народных танцев сам Махмуд Эсамбаев:
«Оставив академическую оперу, я двинулся в трудный и полный неожиданностей путь. Трудный оттого, что традиций сольного исполнения танцев разных национальностей у нас не существовало, и, потому, что работа танцора на концертной эстраде не легче, чем работа исполнителя большой партии в спектакле. Там в его распоряжении три-четыре действия, на протяжении которых он постепенно показывает становление и развитие характера. Там он в окружении своих коллег, образующих живую среду спектакля. Здесь, на эстраде, номер занимает от минуты до четверти часа. Танцор находится один на один с залом. И он должен, совместив в себе исполнителя, режиссера, постановщика, убедительно, последовательно рассказать о жизни своего героя и вместить эту жизнь в считанные минуты номера. Такая краткость рассказа требует особой точности в сохранении рисунка танца, безукоризненной логики актерской работы, абсолютного чувства меры и, главное, отношения к танцу как к истории человеческого характера. Танец любого народа выражает его самые характерные, самые высокие и прекрасные черты. Поэтому я знаю, что профессиональной школы танцору мало. Его школой должна быть сама жизнь»
На этом поприще талант Эсамбаева раскрылся в новых красках. Рассказать о всех танцах, которые исполнил Махмуд, лучше не сможет никто, кроме него самого. Здесь же хотелось бы сказать о том, что каждый юбилей Махмуда отмечался с большим размахом и помпезностью. Нет, он сам не хотел этого, просто друзья и товарищи каждый раз устраивали в его честь грандиозные мероприятия. На свое 50-летие в 1974 году он был удостоен звания Народного артиста СССР, в день своего 60-летия в 1984 году ему присвоили звание Героя Социалистического Труда. В 70 лет его награждают орденом Дружбы за выдающиеся достижения в искусстве танца и плодотворную общественную деятельность, а в 75 лет – он получает орден «За заслуги перед Отечеством» III степени.
Отношение к войне и своему народу
Однажды в Большом театре на фуршете в присутствии бывшего мэра Москвы Лужкова и многих министров Правительства Эсамбаев произнес следующие слова: «Пусть сдохнут все, кто начал войну в Чечне!». Все были просто обескуражены, но никто не посмел сказать ему слова. Война в Чечне принесла большие страдания Эсамбаеву. Он видел и чувствовал боль своего народа. Переживания усиливались еще и потому, что он всю жизнь старался помогать людям, а тут был бессилен. Махмуд пытался докричаться и достучаться до Правительства и мирового сообщества, но его никто не слышал.
Каждый раз, когда у него спрашивали о его состоянии, ответ был таким: «Это все мелочи, там гибнут мои родные люди – и это самое страшное». Близкие люди стали видеть, как на глазах Махмуд стал угасать. Вот, о чем мечтал великий танцор в последние годы жизни: «Приезжая всякий раз с гастролей, я ходил по Грозному и любовался каждым вновь построенным домом. Сам помогал строить и аэропорт, и театр, и здание Республиканского комитета. Теперь все это разрушено. Нет, я не смогу видеть все, что там натворили, я сразу же упаду и умру». Он со слезами на глазах произносил: «Только вот еще бы раз хотел увидеть мои тополя, которые я посадил в родном селе Старые Атаги. Но, видно, этому не суждено сбыться».
Действительно, за время двух Чеченских компаний был нанесен невосполнимый урон культуре не только чеченского народа, но и культуре всего Кавказа. Посмотрите, что пишет дочь Эсамбавева о его тогдашних переживаниях:
«Наш дом в Чечне безжалостно сожгли. Исчезли уникальные костюмы Махмуда, исчезли книги, исчез весь архив Махмуда. Хороший был дом, добрый и красивый. Его называли «чеченским Эрмитажем». Там были подлинники великих художников. Люди просто приходили, как в музей: посидеть в комнате, посмотреть. Ему Индира Ганди, например, подарила костюм, вышитый бриллиантами и другими драгоценными камнями. Потеря родного дома стала для дяди большой трагедией. Каждый свой концерт он впоследствии начинал с чеченского танца «Легенда», рассказывающего о трагической судьбе горца, семье которого пришлось покинуть родные места. Он очень переживал, что пришлось уехать из Чечни. Ему было невероятно больно, что на чеченской земле лилась кровь, и он надеялся, что доживет до того дня, когда будут судить тех, кто развязал эту войну»
К великому сожалению, Махмуд Эсамбаев не дожил до этого дня. 7 декабря 2000 года ушел из жизни великий сын Кавказа, а вместе с ним – величайшая эпоха. Это день ознаменовался трагедией не только для всех народов Северного Кавказа, но и для всего мира. Согласно традиции, его должны были похоронить в родном селе на чеченской земле, но пламя войны не позволило исполнить последнее пожелание Махмуда. Его похоронили в Москве на Даниловском мусульманском кладбище.
Несомненно, что война в Чечне ускорила смерть мэтра. Сегодня в его честь в Грозном установлен памятник. Дело его продолжают племянники Саид-Абдул и Саид-Магомед Эсамбаевы, а также дочь Стелла Эсамбаева. Созданы и успешно функционируют Всемирный Благотворительный Фонд и ансамбль имени М.Эсамбаева. Также, его именем назван астероид 4195 (Esambaev).
Махмуд Эсамбаев навсегда останется в наших сердцах как человек, который любил и восхвалял людей. Он стал гражданином мира и таковым будет всегда! Для нас Махмуд всегда будет жив!
Друзья, мне будет очень приятно прочитать и обсудить ваше мнение по поводу этой статьи в комментариях.