Кубачинские браслеты из серебра – живая история Кавказа
Высоко в горах Дагестана расположилось небольшое селение Кубачи, которое получило мировую славу благодаря своим умельцам и златокузнецам, по сей день прославляющим родное село созданием необыкновенных изделий из серебра. Еще в летописях XVII века описаны многочисленные посещения села купцами из соседних государств, покупавших уникальные произведения искусства, в том числе оружие и ювелирные изделия.
Сейчас здесь, бережно хранят умения предков, продолжают делать необыкновенно красивые вещи из драгметаллов и различных сплавов – посуду, холодное оружие, ювелирные украшения и сувениры. Но настоящим символом Кубачи можно считать серебряные женские браслеты.
Они позволяют раскрыть все мастерство ювелира, его талант и чувство гармонии. Тонкая изящная работа завораживает, и дагестанские женщины считают необходимым иметь хотя бы одно такое изделие. Их и сейчас выполняются вручную, поэтому невозможно отыскать даже два одинаковых браслета с одним рисунком или орнаментом. Эти украшения ценятся за качество работы, красоту и точность нанесенного рисунка, искусную инкрустацию полудрагоценными и поделочными камнями.
Особенности создания кубачинских браслетов
Поскольку это украшение создаются вручную высококвалифицированным мастером, оборудование для его производства применяется исключительно на этапе первоначальной заготовки. В работу идет серебро в слитках, которое путем прокатки приобретает требуемую пластичность.
Получив нужный вид профиля: круглый, овальный, полукруглый, мастер проверяет его на наличие дефектов, таких как трещины и расслоения. Поскольку многие браслеты имеют в своем составе не только серебро, но и золото, ювелир протягивает по кромке тонкую золотую проволоку.
Далее проводится штамповка браслета, то есть формование изделия при помощи штампов посредством давления.
Многие украшения выполнены в стиле чеканки, поэтому на данном этапе происходит нанесение на него рисунка, узора, орнамента. На этом же этапе на изделии формируется гравировкой рельеф, что придает объемность рисунку. Поскольку работа проводится вручную, чеканка, как правило, имеет сложный рисунок.
Филигрань так же часто встречается в этих изделиях и получается она путем скручивания тонких серебряных проволок, которые плющатся по краю, в результате чего появляются косые рубчики, вроде мелких зернышек.
Ажурные украшения создаются переносом рисунка с бумаги, выложенного гладкой проволокой, на пластину браслета при помощи пайки. Бумага выгорает и остается изысканный ажурный узор. Места пайки и швы тщательно защищают, чтобы не понизить стоимость изделия. Некоторые элементы обрабатываются золочением, технологический процесс которого не позволяет утратить браслету свой вид, даже в результате долгой носки. Чтобы золочение не затронуло другие элементы украшения, их предварительно покрывают защитным лаком.
Далее изделие проходит этап гравировки, который является декоративным способом обработки изделия. Если четкость рисунка нарушена или наблюдается поверхностная глубина резания, то такой браслет считается выполненным с браком. Обычно такие дефекты бывают у молодых мастеров, которые только-только приступили к работе с металлом.
Весьма популярны черненые кубачинские браслеты. Их изготавливают посредством наложения на серебряное изделие специфической массы в виде черной эмали. И, поскольку ее состав образует сплав металлов, она настолько прочно соединяется с корпусом, что становится с ним единым целым. При выборе браслета следует внимательно осмотреть равномерность чернения, его глубину и отсутствие незаполненных мест. Качественный браслет будет равномерно покрыт чернью в местах рисунка.
Часто при описании браслетов встречается такая обработка, как оксидирование. Этот процесс предполагает нанесение декоративной и защитной пленки, предотвращающей стирание и коррозию. Проводят этот этап, обрабатывая изделие горячим раствором серной печени. Полировка готового браслета проводится вручную.
Есть кубачинские браслеты из серебра, выполненные с элементами художественного эмалирования. В данном случае рисунок заполняется эмалью. Более дорогие изделия имеют живопись по эмали, выполняемую нанесением огнеупорных красок на гладкую эмалированную поверхность узорных деталей рисунка (листья, цветы). Распространена в кубачинских украшениях и перегородчатая эмаль, которая покрывает узор, а чаще орнамент, изолированный филигранными перегородками.
Процесс нанесения эмали весьма кропотливый и трудоемкий, требующий от мастера сосредоточенности и усердия, ведь каждый слой эмали обжигается, и только потом наносится следующий. Встречаются массивные браслеты со вставками из натуральных камней. Крепятся они в полностью подготовленное изделие и придают ему особую фактурность и этнический колорит.
Виды и формы кубачинских браслетов
Браслеты кубачинские легко узнаваемы по особой стилистике, орнаменту и форме. Все эти украшения имеют простую форму, но сложно выполненный рисунок. Существует до 150 тыс. разновидностей рисунков на кубачинских изделиях этого типа. По форме изготовления различаются:
- браслеты широкие, средние и узкие;
- с угловыми выступами и уплотнениями по центру;
- комбинированные;
- с эмалью;
- с чернью;
- украшенные камнями.
По виду эти изделия бывают полукруглые, круглые, овальные. Широкие, средние и узкие могут быть с угловыми выступами и без. Комбинированные изделия чаще всего изготавливаются для средних по размеру браслетов. Выполняются они с использованием черни, или же гравировка делается только по серебру. Все они полукруглые, поэтому универсально садятся на любые запястья, легко снимаются и одеваются. Модным трендом стало использование полукруглых браслетов на предплечье.
Круглые браслеты выполнены в большинстве случаев филигранью, украшены эмалью и массивными камнями. Их называют кулухме и изготовлены они из темного серебра с золочением. В качестве убранства используются традиционные гишеры и фигурные шишечки. Встречаются и витые изделия, созданные в характерной кубачинской форме, похожие на змей с двумя фактурными головами, декорированные камнями.
Минералы, используемые для браслета всегда натурального происхождения. Классическим сочетанием являются зеленые и красные непрозрачные камни грубой обработки. Используются, преимущественно, бирюза, кораллы, раухтопазы, янтарь, оникс, жемчуг. В современные варианты, выполненные на заказ, мастера могут вставить любые камни, которые нравятся клиенту. Поэтому встречаются изделия с голубыми и желтыми топазами, хризолитами, корундами, агатами.
Эти изделия любимы женщинами и являются предметом особой гордости, поскольку способны подчеркнуть изящество тонкой руки, выразить оригинальным рисунком уникальность и неповторимость. Все они органично гармонируют с национальными нарядами горских женщин, с широкими платьями, выполненными из парчи.
В то же время, несмотря на явный национальный колорит, они прекрасно вписываются и в современную моду, дополняя элегантные, классические костюмы холодным блеском. Скромный узкий браслет будет вполне уместен в офисе, а массивный браслет, украшенный обилием камней и филигранью, станет ярким аксессуаром к вечернему платью.
Приобретая кубачинские браслеты, покупаешь не просто украшение, а уникальное произведение искусства. Это прекрасный подарок на праздники и торжества, а дополнить его могут кольца и серьги, подходящего рисунка. Вы не найдете ни одну женщину, которой не понравится такой подарок, тем более, что он способен создать стильный и роскошный образ.
Все браслеты кубачинского производства – это своеобразный бренд, который сформировался в XVIII веке. Мастера, работающие с металлом, никому не передают тайны своего мастерства, все особенности обработки серебра и создания изделия остается только в пределах семьи или тухума. У каждого мастера есть своя своеобразная фишка, которая позволяет выделить его изделие от произведений других ювелиров. Молодые люди с раннего детства начинают принимать участие в различных технологических процессах, и, получив художественное образование, возвращаются в свое селение, чтобы продолжить традицию своих предков и дальше с гордостью нести звание аула златокузнецов.
Автор: Гасанова Аида