Интервью с известным хореографом — Манахимовым Львом Яковлевичем (отцом знаменитой певицы Жасмин)
Приветствую Вас, уважаемый читатель. Сегодня подготовил интересное интервью с известным на весь Кавказ хореографом кавказских танцев – Манахимовым Львом Яковлевичем (для справки, он – отец знаменитой певицы Жасмин).
В июле был в Дагестане и случайно познакомился с этим талантливым человеком. Подумал, почему бы мне не взять у него интервью. Много добрых слова слышал о нем и его творческой деятельности. Уверен, что наша беседа откроет для вас много интересного и полезного о кавказских танцах.
Еще небольшой штрих – давненько не выкладывал интервью на блоге, в последний раз это было в январе (о группе «В Кавказе» в социальной сети). Теперь задумался о видео-интервью, тем более скоро в Москве пройдет Юбилейный концерт знаменитого ансамбля «Лезгинка». Там будет много интересных людей, кому можно будет задать несколько вопросов.
Уже договорился о встрече с Тагиром Исламовым (интервью – здесь) – московским хореографом, у него своя школа танцев. Несколько читателей и читательниц тоже написали, что билеты купили и хотели бы встретиться на концерте. Ну, рад буду видеть всех! Если Вы еще не приобрели билет на этот умопомрачительный концерт, то открывайте эту страницу, смотрите и бегите в кассы заказывать билет.
Все, теперь можно перейти к интервью (для тех, кто любит слушать, а не читать – аудио версия нашей беседы внизу)…
Здравствуйте, Лев Яковлевич!
Добрый день!
По просьбе читателей блога, хочу задать вам несколько вопросов, касающихся культуры кавказского танцевального искусства. И первый вопрос: скажите, пожалуйста, что для вас лично значит «лезгинка» и с какого возраста вы начали увлекаться кавказскими танцами?
Лезгинка – это очень динамичный танцевальный жанр, который не имеет границ, потому что хореография очень богата и разноплановая. Лезгинка – это просто название танца. Всегда каждый хвалит свою танцевальную культуру, а мы, в свою очередь, дагестанцы хвалим свою. Мы считаем, что это самый богатый и зажигательный танец, поэтому о нем всегда так громко, весело и задорно говорим.
Скажите, пожалуйста, с какого возраста вы сами увлекаетесь кавказскими танцами?
У меня немного другая история жизни. Я всегда мечтал стать авиаконструктором, занимался авиамодельным спортом, баскетболом, играл в духовом оркестре, а к танцам совершенно никакого отношения не имел. Но, судьба сложилась так, что мама где-то услышала, что набирается танцевальное хореографическое отделение. И вот мои родители подсуетились и туда устроили.
В 1966 году я стал студентом музыкального училища города Махачкала, где был набран первый курс хореоргафов. Наша квалификация была – артист балета. Пять лет я проучился в этом училище.
Можно сказать, что Вы 47 лет являетесь профессиональным танцором лезгинки. Кроме того, Вы – художественный руководитель ансамбля «Пируэт». Это известный в Дагестане и на Кавказе ансамбль. Расскажите подробнее о вашем коллективе.
У всех людей есть свои мечты, свои планы. Так же и у меня. Благодаря своей настойчивости, я случайно, после больших семейных драм (после смерти жены я долго не работал), создал этот ансамбль. В 1998 году начал обучать детей, создал маленький кружок из 25 человек, потом 40, потом 50, 200… Программа моя была учебно-просветительская, направленная не на создание ансамбля, а на обучение детей.
Создав ансамбль, нужно постоянно им заниматься. Если ты никуда не едешь, ансамбль начинает распадаться. Поэтому, я пошел другим путем: мы обучали детей динамике, ритмике, движениям. В конце года у нас обязательно был родительский концерт. Мы ставили танцы, шили костюмы и показывали наше умение родителям. Это было из года в год.
Когда коллектив набрал большой состав, мы решили создать ансамбль. Долго выбирали название, были всякие варианты – «Щелкунчик», «Дербент» и т.д. Я хотел назвать даже «ПА», в переводе с французского языка означает «движение». Но потом кто-то предложил название «Пируэт», значащее «вращение». Залезли мы в интернет, посмотрели, что ансамблей «Пирует» в России…
Нет?
Есть, и не мало. Вот так все и пошло. Наши выпускники, мои ученики, которые живут по всей России, создали нашу страничку в интернете.
Скажите, что самое важное и самое сложное в работе хореографа?
Сложно удержать коллектив. Создать его – легко. Одеть, программу создать, но удержать – намного сложнее. Даже мне это непросто дается.
Лев Яковлевич, с какого возраста лучше отдавать ребенка на танцы?
Сегодня сложно ставить какие-то границы. Есть маленькие дети очень динамичные и двух лет, трех, четырех, пяти. Смотришь по телевизору, они стараются, дергаются, что-то делают, но не понимают смысла. Просто подражают тому, что видят на экране.
Я считаю, что по физиологическим параметрам дети индивидуальны. У нас есть и трех лет, и четырех, они очень талантливы. Но, по ним равнять всех нельзя. В детском саду с 5-6 лет очень талантливые дети бывают, но на них большую нагрузку давать нельзя. Поэтому, мы даем первоначальные навыки, что очень сильно помогает школе.
Когда они от нас приходят в школу, педагогам легче, так как наши дети уже многие движения знают. Это большая помощь школе. Все то, что делается родителями, в садике, в кружках – огромная польза для самого ребенка и школы в целом. Но, в любом случае, есть дети более способные, усидчивые, добросовестные, старательные. А есть, такие… просто родители хотят, а дети – нет. Такие дети просто «убивают» свое время и мешают другим в коллективе.
У народов Кавказа есть более 100 танцев.
Поспорить с этим не могу.
Ну да, только в Грузии около 25 различных видов танцев. Какие сегодня танцы на Северном Кавказе распространены больше всего?
Нельзя говорить просто танцы. У нас в Дагестане есть дагестанские танцы: аварский, лакский, даргинский. Но, в свою очередь, есть еще и разные направления танцев. К примеру, у тех же аварцев есть и лирический танец, есть совместный танец, есть отдельно мужской танец. По вашей логике получится, что только в Дагестане около 40-50 танцев.
Понимаете, есть аварский чабан, есть русский пастух, украинский пастух. То же самое и хинкал: аварский, даргинский. То же самое и с танцами. Нельзя вот так говорить, что какой-то танец самый лучший и распространенный. Видов очень много, перечислять буду долго, да и не все поймут разницу.
Просто есть сейчас «бытовая» лезгинка, которую принято исполнять на свадьбах в Дагестане. Если в Осетии исполняют спокойные, сдержанные и плавные танцы (например «Симд»), то в Дагестане нет контактного танца.
Лев Яковлевич, сегодня многие кавказские танцы просто предаются забвению, забываются и уходят в прошлое. Как вы считаете, это хорошо или плохо.
Это очень плохо, потому что нет педагогов, которые могли бы все это заново воссоздать. Почему они забываются? Все дело в «бытовой» лезгинке. Люди приходят на танцы 1 или 2 раза, чтоб станцевать на свадьбе близкого родственника, или жених приходит и платит колоссальные деньги, чтоб в течение месяца в поте лица обучиться азам, чтоб станцевать на своей свадьбе.
На этом их танцевальная карьера завершается, а с другой стороны, если б были праздники, фестивали из года в год, то мы бы все сохранили. Фольклорные праздники для того и предназначены, чтоб сохранять самое лучшее.
Последний вопрос: что бы вы пожелали тем, что хочет научиться танцевать лезгинку?
Всем желаю здоровья, благополучия, настроения, желания. Чтоб были вы крепкими, умными и процветающими.
Спасибо Вам большое. Всего доброго, до свидания!
Вот таким получилось наше интервью. Я получил огромное удовольствие от общения. Надеюсь, что и Вам было интересно. Да, решил выложить еще и аудиозапись нашей беседы. Слушайте на здоровье (правда, я в начале волновался):
Вот и все на сегодня. Впереди будет еще много интересных статей и интервью. Обязательно подпишитесь на обновления блога, дабы получать все новые статьи на свою электронную почту (как подписаться?). Да, и буду рад обсудить ваше мнение либо ответить на вопросы в комментариях ниже.
С уважением, Али Аскеров!