Удивительная гора Ингушетии – Цей-Лоам
Среди достопримечательностей Ингушетии, да и всего Кавказа, особое место занимает гора Цей-Лоам, возвышающаяся более чем на 3000 метров над зелеными долинами. Разное говорят о Цей-Лоаме: и то, что гора обладает положительной аурой, и то, что она заколдована и опасна для чужаков. Чтобы разобраться в сложном сплетении фактов и вымысла, обратимся к тем незапамятным временам, когда люди впервые увидели отвесные скалы Цей-Лоама.
Ингушский Олимп
В глубокой древности боги жили рядом, помогая людям и общаясь с ними посредством снов, знаков или раскатов грома. С помощью грома и молнии общался с ингушами-язычниками Села – один из самых почитаемых в пантеоне богов. Погибший от его руки – т.е. от молнии – считался святым. У Селы был свой день недели – среда, и свой дом – вершина горы Цей-Лоам.
Именно на Цей-Лоам приходили языческие жрецы для проведения ритуалов в честь Селы. Частью ритуалов были и жертвоприношения. От тех времен остались сакральные знаки на камнях, легенды и названии радуги и молнии в ингушском языке: «лук Селы» и «головешка Селы».
Согласно другой легенде, именно к Цей-Лоаму был прикован дерзкий титан Прометей, жестоко поплатившийся за свое желание подарить огонь людям.
Никто не скажет, почему именно Цей-Лоам избрали люди (или боги?) для жилища богов. Возможно, за те удивительные панорамы, которые открываются с ее вершины, когда кажется, что ты где-то под облаками, а внизу простирается прекрасный мир с долинами, горами, башнями и тропами. А может, в древности люди видели в Цей-Лоаме что-то еще, кроме красот природы. Так или иначе, вслед за богами на гору пришли люди, и сегодняшний Цей-Лоам – это, прежде всего исторический и архитектурный заповедник Эгикал.
Эгикал— сердце горной Ингушетии
Эгикал – ныне оставленное людьми селение на южных склонах горы, на протяжении столетий бывшее сердцем горной Ингушетии. Люди жили здесь примерно со 2 тыс. до н.э. – именно им археологи датируют остатки древних мегалитических строений в окрестностях аула. В архитектурном отношении, раскинувшийся на 50 га Эгикал состоит из:
- башен разного назначения;
- захоронений;
- святилищ.
5-этажные башни 30-метровой высоты, сложенные из камней, отражают высокое строительное искусство ингушей, чье самоназвание «галгай», по мнению исследователей, происходит от названия жилой башни. По обычаю, на строительство башни отводился ровно год, и построенные за год сооружения стоят столетиями.
- Жилые («гала»), принадлежавшие одному роду.
- Полубоевые.
- Боевые.
Судя по данным раскопок, первыми начали строить жилые башни. Боевые, более высокие и узкие, появились позже. Попасть в них можно было только со второго этажа, а захватить – практически невозможно.
Живые жили в башнях, а рядом в «солнечных могильниках» (склепах) и подземных захоронениях обитали души умерших. Склепы тоже напоминают формой башни: туда не только уносили мертвых, но и уходили еще живые, заболевшие чумой или тифом (или глубокие старики перед смертью). Доисламские представления о жизни и смерти запечатлели и святилища, где устраивали ритуальные празднества, которые с утверждением ислама постепенно сошли на нет.
Сегодня в Эгикале можно увидеть 7 башен: 6 частично разрушены, а одна полностью сохранившаяся. Именно по ней можно понять, насколько подобные строения были важны для местных жителей. Пока еще туристические тропы в Эгикал нельзя назвать проторенными; зато там регулярно собираются потомки тех, кто построил этот удивительный башенный комплекс.
Старые легенды и новые реалии
Едва ли не каждый камень Цей-Лоама окутан ореолом легенд и преданий, в которых, как в капле воды – небо, отражается безграничный и неповторимый мир Северного Кавказа. И порой, как в случае с одинокой, вросшей в скалу полуразрушенной старой башней, мы вольны выбирать то предание, которое ближе нашему сердцу.
Согласно преданию о любви, эту башню построили братья из рода Таргимхоевых для своей сестры, которая захотела уединиться из-за душевной раны, нанесенной неверным женихом. Если мимо башни проходил мужчина, девушка пускала в него стрелу из лука. Но один юноша, увидев в окне красавицу, не испугался раны и пришел к башне вторично – и снова стрела вонзилась в его тело. 4 раза приходил он, а на пятый предложил девушке или убить его, или выйти замуж, потому что жить без нее он не может. И красавица опустила лук.
По другому преданию, в башне жил отчаянный абрек, ставший кровником сразу 17 тейпов. Когда об этом узнали старейшины, они попросили его уйти из аула, опасаясь, что объединившиеся мстители из 17 тейпов перебьют всех представителей рода. Абрек ушел в уединенную башню, а чтобы ему не было скучно, приручил медвежонка.
Но не одними старыми преданиями живет гора Цой-Лоам. Пару лет назад она была признана идеальной для бейсджампинга (прыжков с парашютом не с самолета, а с неподвижного объекта), и с 2014 года здесь проводят международный фестиваль, а у подножия горы построена гостиница для бейсджамперов. В ближайших планах – вовлечение Цой-Лоама в орбиту массового туризма, для развития которого много делает правительство Ингушетии. И сегодня на горе можно встретить туристов, но пока еще их много меньше, чем заслуживает эта удивительная гора и ее памятники.
А как же с мистикой? Каждый волен верить, во что хочет, но несомненно, что места с такой историей и природной мощью обладают сильной энергетикой, и в этом нет ничего загадочного. Красота горы и запечатленная в камне историческая память воздействуют на души, заставляя кого-то задуматься о силе духа и храбрости предков, а кого-то о смысле жизни и вечных ценностях – любви, мужестве, прощении.
Автор Жанна Ивченко