Как Армен Джигарханян стал звездой театра и кино
Трудно найти хотя бы одного киномана на всей территории постсоветского пространства, которому не было бы знакомо это имя – Армен Джигарханян. Даже если о самом актере кому-то известно мало, то уж его знаменитые роли составили славу советского кинематографа.
Что вспоминается в первую очередь? Конечно, главарь из фильма «Место встречи изменить нельзя» и штабс-капитан из «Неуловимых мстителей». А ведь помимо этого на счету актера огромное количество других ролей – не только в кино, но и в театрах. Как сложилась судьба великого артиста, сколько лет Армену Борисовичу сегодня и что он успел сделать за свою долгую жизнь?
Биография Армена Джигарханяна
Армения может гордиться своим великим земляком – ведь Армен Борисович Джигарханян из тифлисских армян, мать была родом из Тбилиси. Он появился на свет в Ереване 3 октября 1935 года. В семье воспитывалось двое детей, он оказался вторым ребенком родителей после дочери. К сожалению, крепкой семьи не получилось – когда сын был в младенческом возрасте, отец ушел, оставив мать в одиночку воспитывать детей. Как позже вспоминал, Армен впервые увидел своего родного отца, уже будучи взрослым человеком.
Впрочем, мать, Елена Васильевна, не опускала рук. Она достаточно быстро вышла замуж во второй раз, поэтому своим отцом дети называли отчима. Нередко в подобных ситуациях мужчины, пришедшие в семью таким образом, не находят взаимопонимания с детьми жены. Но здесь все произошло иначе.
Армену понравился отчим, и между ними сразу создались дружеские и даже родственные отношения. Поэтому мальчик, как и положено, получил мужское воспитание. В будущем во всех интервью говорил о своем отчиме исключительно тепло и уважительно.
Семья была интеллигентной. Мать обожала театр и старалась не пропускать ни одной постановки, посещала и драматические спектакли, оперы. Именно она привила сыну интерес к театру, за что он навсегда остался благодарен Елене Васильевне. Ведь она не только сама была театралкой, но приводила на спектакли и сына.
В такой атмосфере молодой человек не мог не заинтересоваться миром театра. Во многом ему помогало и то, что с детства находился он под влиянием не только национальной, но и русской культуры. Ходил в русскоязычную школу, с большим интересом читал произведения русских классиков. Изучение литературы и посещение театральных постановок помогло ему с ранних лет проникнуться духом внутренней культуры, которая отличает больших актеров и талантливых людей.
Перед ним не вставал вопрос выбора профессии. Он точно знал, что будет актером, поэтому, закончив в 1952 году школу, сразу же поехал в Москву, надеясь поступить в ГИТИС. Однако здесь его ждало разочарование. Несмотря на то, что уже в молодости он имел фактурную внешность, приемную комиссию не прошел. Педагоги твердо заявили, что армянский акцент парня исправить будет практически невозможно, и намекнули, что актерская карьера – это не то, что он должен выбрать в жизни.
Тем не менее, Джигарханян считал иначе. Он вернулся в Ереван и без большого труда поступил помощником оператора на киностудию «Арменфильм». Опыт этот в будущем пригодился Армену Борисовичу. Он получил возможность увидеть актерскую и киносъемочную жизнь изнутри, обзавелся знакомствами. Все это помогло ему поступить спустя два года Ереванский художественно-театральный институт.
Изначально попал на курс театрального режиссера Вартана Аджемяна. Однако вскоре он перешел на другой курс, под руководство Армена Гулакяна, актера, режиссера и драматурга, который внес немалый вклад в армянскую культуру.
Окончил институт в 1958 году, к тому времени он уже был театральным актером, впервые выйдя на сцену в спектакле «Иван Рыбников», который поставлен на подмостках Ереванского русского драматического театра.
Творческий путь в театре и кинематографе
Можно очень много рассказывать про Армена Джигарханяна и о сыгранных им ролях в кино. Однако нельзя забывать, что, прежде всего, он состоялся как театральный актер. По его признанию, он получал немыслимое удовольствие, каждый раз выходя на сцену. А роли у него были самые разные, поскольку он оказался актером разноплановым. С одинаковым успехом мог играть и драматические, и комедийные роли.
Более того, в его творческом багаже имеются как образы центральные, так и эпизодические. За те десять лет, что он прослужил в Ереванском театре, молодой Армен успел сыграть не менее 30 разнообразных ролей. Он был задействован в таких пьесах, как «На дне», «Гроза», «Иркутская история».
Таким образом, был одинаково востребован и в современных, и в классических постановках. Более того, он даже успел сыграть Ленина в спектакле «Именем революции». За время работы в национальном театре Армен Борисович ни разу не услышал в свой адрес каких-либо упреков по поводу своего акцента, однако все же работал над его устранением. Поэтому речь, как русскоязычного актера, была достаточно четкой и чистой, когда в 1967 году его заметил на одном из спектаклей знаменитый советский режиссер Анатолий Эфрос.
На тот момент он играл не только в театре, но и пробовал себя в кино. Талантливый актер с яркой внешностью пользовался успехом у зрителей, постепенно начинали приглашать его и кинорежиссеры. К моменту знакомства с Эфросом уже успел сняться в фильмах «Обвал», «На рассвете», «Воды поднимаются».
Однако настоящий успех пришел к нему после фильма «Здравствуй, это я!», где актеру досталась роль талантливого ученого-физика. Джигарханян сыграл эту роль виртуозно, сумев передать весь диапазон эмоций и продемонстрировав свое актерское мастерство. Сегодня о первых киноролях Армена Борисовича помнит, наверное, только он сам да некоторые киноведы. А вот этот фильм остался в памяти зрителей. Поэтому многие считают, что первым опытом в кинематографе оказалась именно эта кинокартина.
А в 1967 году он снялся еще в одном фильме – «Треугольник». Этот фильм также пользовался большим успехом. За свою роль кузнеца Уста Мукуча получил Государственную премию Республики Армения. Уже одно это свидетельствует о том, что мастерство актера находило признание у кинокритиков и миллионов зрителей. Кстати, сам актор до сих пор считает эту роль одной из лучших в своей карьере и очень ею гордится.
Работа в московских театрах
Анатолий Эфрос по достоинству оценил талант молодого актера и предложил ему перебраться из Еревана в Москву. Так сбылась мечта Джигарханяна. По приглашению этого известного режиссера он приехал в столицу и поступил в Московский Театр им. Ленинского комсомола. Актер питал большие надежды на сотрудничество с таким знаменитым режиссером, однако вышло все иначе.
Он смог поучаствовать всего лишь в одной его постановке в Московском театре Ленинского комсомола – сыграл роль Мольера в постановке «Кабала святош». Затем произошло несчастье для всей театральной труппы – Эфрос был отстранен от работы и лишился права руководить театром.
Армен продолжал участвовать в постановках под началом другого художественного руководителя и даже был задействован сразу в нескольких крупных ролях. Однако работа здесь уже не приносила ему того морального удовлетворения, что в самом начале, когда театром руководил Анатолий Эфрос.
Видимо, именно по этой причине Джигарханян с охотой принял предложение Андрея Гончарова, который на тот момент руководил Московским академическим театром им. Вл. Маяковского. В этот театр перешел в 1969 году и прослужил здесь несколько десятилетий, вплоть до 1996 года.
Одной из первых его ролей на новой сцене стал образ Левинсона в постановке «Разгром» по произведению А. Фадеева. Затем режиссер, начиная работу над спектаклем «Трамвай «Желание», предложил актеру роль Стэнли Ковальски. Он с удовольствием взялся за воплощение этого противоречивого образа – в первую очередь, потому, что до той поры играл в основном героев положительных. С этим образом, в котором оказалось немало отрицательных черт, актер справился отлично, что и не замедлили отметить критики и московская театральная публика.
Среди наиболее заметных ролей, сыгранных на сцене Московского театра им. Владимира Маяковского, можно перечислить:
- Стэнли Ковальски («Трамвай „Желание“»);
- Сократ («Беседы с Сократом»);
- Хлудов («Бег»);
- Нерон («Театр времен Нерона и Сенеки»);
- Нельсон («Виктория?»);
- Мендель Крик («Закат»).
В 1996 году ушел из театра Маяковского, однако не собирался заканчивать свою театральную карьеру. Так, он принял участие в одной из постановок Московского театра-студии под руководством Олега Табакова.
Армену Борисовичу было интересно получение не только актерского, но и режиссерского опыта. На тот момент он уже занимался и профессорской деятельностью, читая курс актерского мастерства во ВГИКе (там он проработал в 1989—1987 годах). Поэтому, когда решил создать собственный театр, он начал набирать труппу из числа своих же институтских учеников.
Работать на сцене под его руководством считалось престижным среди молодых актеров. И в 1996 году появился Московский драматический театр Армена Джигарханяна, постановки которого сразу же стали очень популярными у столичных театралов. Изначально театр носил другое название – «Театр „Д“», но довольно быстро получил свое современное наименование.
Он сумел не просто создать коллектив единомышленников, а помог становлению многих актеров, чьи имена сегодня на слуху. Среди них Андрей Мерзликин, Александр Бухаров, Елена Ксенофонтова, Алексей Шевченков. В театре ставятся и классические, и современные пьесы, а зрители очень ждут каждой новой постановки. В число наиболее известных спектаклей, вошедших в репертуар его театра, входят:
- «Ревизор»;
- «Безумный день, или Женитьба Фигаро»;
- «Тысяча и одна ночь Шахразады»;
- «Дон Жуан, или Каменный гость»;
- «Гадкий утёнок»;
- «Ромео и Джульетта»;
- «Три сестры»;
- «Пигмалион».
Уже по одному этому перечню становится понятно, что основное направление выбора пьес все же близко к классическому. Однако сам Джигарханян, будучи приверженцем разных стилей, стремится воплотить на сцене как можно больше различных постановок. Среди них немало и современных – здесь не только драматические произведения, но и комические пьесы.
Фильмы и роли Армена Борисовича
Известность к актеру, как исполнителю кинематографических ролей, пришла в 70-х годах. И на сегодняшний день он является одним из самых востребованных в кино актеров. Почти все роли, которые он сыграл во множестве фильмов, становились заметными.
При этом актер далеко не всегда воплощал положительные образы. Напротив, большинство самых известных его образов в кинематографе оказывались либо отрицательными, либо комическими. Однако есть и положительные герои, сыгранные им, которые сразу запоминались зрителям.
Возможно, самой знаменитой его ролью, сыгранной в кино, стоит назвать главаря банды Карпа в фильме «Место встречи изменить нельзя». Почему-то именно этот образ приходит на память большинству людей, обсуждающих творчество актера. Да и сам он ценит этот фильм, говоря о том, что он был сделан на редкость удачно, благодаря стечению нескольких факторов – профессиональной режиссерской работы, интересного сценария, общего следования жанру, отличного подбора актеров.
Тем не менее, о роли Горбатого отзывается снисходительно, поскольку, по его словам, играть главаря ему было не слишком интересно. Тем не менее, стоит посмотреть на фото, где Джигарханян предстает в образе Карпа, чтобы убедиться – он очень выразителен в этой роли.
Совершенно другой образ актер создал в фильме «Здравствуйте, я ваша тетя!». Комический, немного нелепый и пытающийся казаться грозным судья Кригс вызвал самые яркие симпатии зрителей. Гораздо более глубок и даже по-своему трагичен образ штабс-капитана Овечкина из серии фильмов «Неуловимые мстители», хотя он и привнес в эту роль оттенок той же комичности.
В творческом багаже есть и совершенно другие роли – например, киевский митрополит Феопемпт в фильме «Ярославна, королева Франции», помещик Лежнев («Рудин»), комиссар Мегрэ («Мегрэ у министра»). Все кинокартины, в которых снялся актер, невозможно перечислить, поскольку фильмография Армена Джигарханяна составляет более 200 названий. Недаром этот выдающийся артист занесен в Книгу рекордов Гиннесса, он сумел обойти многих известнейших зарубежных актеров по количеству ролей.
Исследователи творчества этого человека говорят, что успех его обусловлен не только талантом, но и своеобразной внешностью. В своих фильмах А. Бориосвич одинаково ярко играл людей самых разных национальностей – русских, евреев, армян, грузин, итальянцев… В каждой роли он необычайно выразителен, именно поэтому любое его появление на экране обязательно запоминается.
Кроме того, у него есть одно великолепное качество – он умеет не повторяться. Поэтому каждый новый воплощенный им образ остается индивидуальным. Более того, актер оказался еще и неплохим певцом, и песни Армена Джигарханяна из фильмов разных лет пользуются популярностью у меломанов.
Личная жизнь актера, его жены и дети
На сегодняшний день собственного сайта у Армена Борисовича нет. Поэтому поклонники актера вынуждены искать информацию о его творчестве из многочисленных сторонних источников. В том числе, многие интересуются не только сыгранными ролями, но и личной жизнью актера, особенно когда стало известно, что Джигарханян, будучи уже немолодым человеком, в очередной раз женился.
Актер посещал ЗАГС трижды за свою жизнь. Первой женой Армена Джигарханяна была Алла Ванновская. Они познакомились в то время, когда он еще работал в Ереване. Супруга, как и он, служила в Ереванском драматическом театре.
Прожили супруги несколько лет, после чего выяснилось, что у Аллы Юрьевны проблемы с психическим здоровьем. Не в силах справиться с немотивированной агрессией жены, он был вынужден с ней расстаться. Однако от этого брака у актера осталась дочь Елена, которую он очень любил. К сожалению, произошла трагедия. В 1987 году девушка заснула в автомобиле с включенным двигателем. Машина находилась в закрытом гараже, и Лена задохнулась. Кроме дочери, своих детей у Армена Борисовича больше не было.
Второй брак актера оказался более удачным. С супругой Татьяной Власовой также познакомился в Ереване незадолго до того, как решил переехать в Москву. По его воспоминаниям, их отношения могли и не сложиться, если бы Татьяна сама не призналась в любви. Их свадьба состоялась уже после того, как он начал работать в Москве.
У Татьяны Сергеевны был сын от первого брака, Степан. Актер в чем-то повторил путь собственного отчима – он тоже принял мальчика как родного и занимался его воспитанием. С сыном у них до сих пор очень хорошие отношения, несмотря на то, что с супругой он после долгих лет брака разошелся.
В 1999 году Джигарханян получил американскую грин-карту и вместе с ней – возможность проживания в Соединенных Штатах. Однако работу в Москве он бросить не мог, поэтому был вынужден жить на два дома. То проводил время в России, то уезжал в техасский Гарленд, где у него был дом, подаренный одним из почитателей таланта. Супруга в этот период устроилась в Далласе преподавателем русского языка. Эти разъезды и постоянные разлуки послужили причиной охлаждения супружеских чувств, и в 2015 году супруги официально развелись.
Однако личная жизнь Армена Джигарханяна не так давно снова стала широко освещаться в СМИ. Дело в том, что в 2016 году актер заключил третий брак. Его избранницей оказалась музыкальный руководитель театра Виталина Цымбалюк-Романовская. Разница в возрасте у супругов существенная – 47 лет.
Однако, актера это не смущает, вместе с молодой женой нередко мелькают на страницах различных изданий и телеэкранах. В СМИ некоторое время назад обсуждался скандал в театральной труппе – артисты были недовольны тем, что он, якобы, несправедливо передал супруге слишком многие руководящие функции, от чего деятельность театра только страдает.
Впрочем, судя по всему, он счастлив в новом браке. Актер признается, что любит жизнь во всех ее проявлениях и всегда рад новой работе. Сегодня ему больше 80 лет, однако Армен Джигарханян по-прежнему в строю, его любит публика и каждый раз встречает с восторгом.