Как насильственно «модернизируются» традиции Кавказа

911 20
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading...Loading...

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Tanci-Kavkaza.ru. Первую статью 2014 года решил посвятить очень волнующей теме – традициям, которые в последние годы нашими же усилиями сильно «мутировали». Кто-то называет происходящее – вполне естественным эволюционным процессом, приводя при этом слова философа Гераклита: «Все течет – все меняется».

Кто-то, наоборот, сокрушается, видя, как меркнут прежние идеалы и нравы. Каждая из сторон приводит свои доводы и аргументы. Лично для меня традиции Кавказа всегда выглядели некой глыбой, этаким исполином, благодаря которым сохранялась идентичность и особенность кавказского региона. Мне всегда казалось, что ценности (всеобъемлющее почитание старших, гостеприимство и т.д.) – незыблемы.

Время показало, что нет ничего незыблемого. В данной статье на пяти наиболее ярких традициях постараюсь показать тот мировоззренческий конфликт, который сегодня возник в кавказском обществе. Не берусь давать качественную оценку происходящему, так сказать, исключительный субъективизм. Каждый имеет право на личное мнение, не так ли?

Последний раз подобие мировоззренческого конфликта я наблюдал во время отдыха в Израиле. Ортодоксальные евреи вступили в открытое противостояние со светским населением, требуя практически узаконить половую сегрегацию в общественном транспорте. Говоря простым языком, религиозные фанатики хотят разделить в автобусах мужские и женские места. Интересно то, что женщин предлагают посадить в конце автобуса. На Северном Кавказе происходит что-то подобное, только немного в завуалированном виде.

Традиции Кавказа – лакмусовая бумага общественного самочувствия

Кавказ всегда был силен традициями. О наших обычаях слагали легенды, пели песни, осуждали, запрещали, но всегда относились к ним с уважением. Каждый кавказец знает (по крайней мере, должен знать) истинную силу и значимость традиций в его жизни, жизни его семьи и аула. Но, каждый ли из нас так строго соблюдает и чтит их, особенно в последние годы? Задумываемся ли мы о том, к чему может привести наплевательское отношение к своим корням?

Проявление заботы и уважение старших – одна из самых добрых и полезных кавказских традиций. Кстати, благодаря этой традиции, на Кавказе дети очень редко оставляют своих пожилых родителей в дома престарелых. Меня с детства учили: когда в комнату заходит старший, нужно вставать; уступай дорогу и место старшему; молчи, когда старший говорит. С одной стороны такое воспитание приводит к тому, что в голове у ребенка появляется не совсем верная установка, что «старший всегда прав», и со временем это может развить определенные комплексы.

С практической же стороны, полезность данного метода воспитания неоспорима в интересах общества. Лично я не являюсь ярым сторонним такого воспитания, но считаю, что нельзя бросаться из крайности в крайность. Человек должен иметь свое мнение, старшие далеко не всегда правы, но уважать их нужно. Причем, не важно, на Кавказе ты находишься, либо за его пределами.

Что же происходит на самом деле? Кавказская молодежь (то есть, я, вы и другие) в своих городах, селах и аулах очень уважительно относится к старшему поколению, но стоит только выехать за пределы своего ореола, как тут же все забывается. Не могу понять, от чего это происходит. То ли это от ощущения свободы и вседозволенности, то ли – эффект толпы, то ли – своеобразный способ самовыражения. В любом случае, ситуации, когда кавказец, находясь за пределами Северного Кавказа, довольно хамски относится к старшему поколению, увы, нередки.

В моем понимании, если ты воспитан в определенных традициях, то будь добр их соблюдать везде. Дома мы такие культурные, уважительные, обходительные, а как только уезжаем куда-то, то тут же понеслось! Не зря Расул Гамзатов писал: «Горцы, покинув родные жилища, горскую честь захватите с собой». Кто-то скажет, что подобное поведение – это реакция на провокацию. Соглашусь, бывает и такое, но чаще всего происходит все именно так, как описано выше.

  • Резюмируя первую часть статьи, скажу: есть традиция «уважать старших», так будь добр соблюдать ее везде – и дома, и в гостях!

Далее рассмотрим свадебные традиции. Вот здесь, пожалуй, мы с вами настолько все изменили, что даже не понятно, чем кавказская свадьба отличается от русской. Только, наверное, лезгинкой (хотя, и на русских свадьбах ее танцуют) и количеством приглашенных. Как же приятно, когда невеста облачена в национальную одежду на свадьбе. В Осетии, Ингушетии и Чечне еще можно встретить такие свадьбы, а вот в Дагестане все давно забыто.

Невесты соревнуются, у кого красивее венчальное платье (хотя, само название «венчальное платье» должно наводить на определенные мысли), женихи – у кого больше и круче машины в кортеже, родители – у кого больше гостей и известнее музыканты. Дагестанские свадьбы уже превратились в какой-то показ моды всего и вся: одежды, цветов, песен, угощений. Признаюсь, на моей свадьбе было все точно так же. Правда, попытался я все же внести некоторые элементы традиций, но даже это не все люди поняли.

  • У каждого народа на Кавказе есть свои прекрасные свадебные традиции. Только мы их настолько «отформатировали», что от них ничего не осталось. Не повод ли это задуматься?

Третьим обычаем в нашем сегодняшнем списке будет кровная месть. Наверное, самый противоречивый и осуждаемый обычай. Как бы там ни было, но именно кровная месть во все времена служила гарантом стабильности и сохранения спокойствия в горах. Каждый знал, что за оскорбление, нанесение вреда или убийство нужно будет ответить. Если ты не сделаешь это, то отвечать будут твои родные и близкие. Жестоко, но очень действенно.

Сегодня обычай кровной мести полностью себя исчерпал. И это не заслуга власти, которая что-то для этого сделала. Есть другая причина – постоянные теракты и смерти невинных людей. Кстати, о многих из них в центральных СМИ не сообщают. Вот, в конце декабре 2013 года произошло два взрыва в Дербенте (вы что-то о них слышали в новостях?):

На протяжении двух десятков лет на Северном Кавказе (да и в других регионах, но на юге России больше всего) продолжают гибнуть люди от взрывов домов, машин, самоподрывов. Кому будут мстить родственники убитых? Матерям и отцам тех, кто подрывает? Или, может быть, их женам и детям? Чаще всего, близкие родственники ни в чем не виноваты. Давайте тогда мстить полиции и властям за то, что не могут предотвратить все это. Но и этот вариант не подходит, так как в полиции тоже работают люди с семьями. Таким образом, данный обычай полностью изжил себя. Хорошо это или плохо – пусть каждый решает для себя!

Перейдем еще к одной традиции, которую мы с вами «успешно» модернизировали. Речь пойдет о похищении невесты. По этому поводу я написал целую статью, здесь же отмечу некоторые аспекты, о которых не сказано в статье. Раньше похищение невесты считался настолько ответственным шагом, что люди шли него, как на смерть. Был неписаный кодекс похищения. К примеру, если девушку похитили, и она осталась на ночь у своего похитителя (не важно, была ли между ними близость), то домой она не имела права возвращаться.

Таких нюансов сотни, но никто о них сегодня не задумывается, идя на подобный шаг. Мало того, что само действие больше напоминает акт физического насилия над девушкой. Очень часто девушка спокойно возвращается домой и выходит замуж за другого молодого человека.

  • Есть тенденция последних лет – семьи, в которых жена была похищена, в течение 1-3 лет распадаются. Спрашивается, для чего устраивался весь это цирк?

И последнее, что мы с вами рассмотрим – это ослабление связей между старшим и молодым поколением в кавказском обществе. Конечно же, преемственность поколений все еще сохраняется и передается, но… знаете ли вы, что сегодня наименее верующая часть населения на Кавказе – это люди в возрасте 40-50 лет? А наибольшее количество верующих – среди молодежи.

Та самая «проблема отцов и детей» налицо. Наши родители росли и воспитывались в советское время, когда религия была притеснена, а на первый план вышли народные обычаи и традиции Кавказа. А сегодня молодежь мало знакома с ними, но зато религия занимает важное место в жизни подрастающего поколения. Таким образом, тот самый мировоззренческий конфликт все чаще проявляется в разных уголках горного края.

Самый наглядный пример – исторически на кавказских свадьбах было принято пить вино из рога, об этом написано немало стихов и песен. Но, в последние годы все чаще свадьбы играют по мусульманским канонам, где об алкоголе не может быть и речи. Тот самый случай, когда коса находит на камень, то есть адаты не пересекаются с религиозным взглядом. Пример той же лезгинки: какая кавказская свадьба без танцев, скажете вы?! А я скажу, что в последнее время все чаще встречаются такие свадьбы. Причина: по шариату танцы – это не есть хорошо!

Пора уже заканчивать статью, но хочется сделать это на приятной ноте. Конечно же, на Кавказе роль обычаев еще очень сильна, что меня радует. Знаменитое кавказское гостеприимство продолжает удивлять всех людей, которые впервые сталкиваются с ним. Люди все так же приветливы (особенно в горах), добры. Уверен, что традиции Кавказа будут еще очень долго жить и здравствовать, радуя нас и всех гостей!

Уважаемые читатели, прошу в комментариях к данной статье написать свое мнение о ней, буду рад конструктивной критике, может кто-то меня дополнит. И не забудьте подписаться на обновления блога, чтоб получать все новые статьи на свой электронный адрес.

С уважением, Али Аскеров!

Комментариев: 20
  • Андрей Климов
    22/01/2014, 00:30

    привет Али!!! статью прочёл, теперь постараюсь ответить по пунктам.

    Традиции- даже проживая в Беларусии и Украине, сталкивался с интересным для себя фактом, в селе все здоровались друг с другом, независимо от того знаешь ты этого человека или нет. Идешь по селу все с тобой здороваются и ты в ответ тоже, а зачастую и первым желаешь здравствовать. в городе на меня смотрели как на идиота. в сёлах года до 1973—1974 дома были не запертыми на замок. возвращаясь пешком из одного села в другое ты мог встретить, точнее тебя могла догнать машина и водитель останавливался и предлагал тебе подъехать, совершенно бесплатно.Старших тоже слушались, не зависимо от того родичи они тебе или нет. Всё это ушло в прошлое, кто это сделал? мы сами. потому что не хотели, точнее хотели жить так как мы понимаем образ жизни. в итоге все нивелировали. Свадьбы- и в Украине и в Белоруссии всегда невеста искала эксклюзивное платье, если умела шить шила, но такое чтоб не было похоже как на предыдущей невесте. гости всегда приглашались «значимые» соседи и родичи чтоб не были «бедными». Вероисповедание- да в наше время, процентов 90 были атеистами( в свое время получил от бабушки клюкой за то, что хотел переделать крестик по моде). Я до сих пор с подозрением отношусь к людям моего поколения которые вдруг сразу стали «верующими» истово молятся посещают церковь, соблюдают посты и прочее. На мой взгляд верить нужно «сердцем» а не показухой.Поэтому искренне рад когда вижу молодых людей посещающих церковь, а не лакающих пиво в подворотне. Гостеприимство- на Кавказе я думаю будет присутствовать всегда. Даже в 80-90 года в Баку(до Чёрного Января)люди были гостеприимны и приветливы.

    Ответить
    • Андрей Климов
      22/01/2014, 00:37

      забыл о Кровной мести- возможно я ошибаюсь, но ни матери ни сёстры ни жёны напрямую не являлись «кровниками», только мужчины. а сейчас? но я думаю, что всё таки это был хороший сдерживающий фактор в отношениях с соседом или встречным. ты вёл себя корректно, потому что знал, что из-за твоего не правильного поведения может пострадать твой брат сын внук и так далее. ну вот вроде и дал ответ на статью

      Ответить
    • Андрей Борода
      19/04/2014, 09:28

      Странный ты человек,видите ли с подозрением относится к людям якобы вдруг резко ставших верующими.Люди прошли через жернова 90-ых,настрадались многие,намыкались,а вера помогла устоять перед бурями судьбы,с чего ты решил что люди резко стали верующими?От личных ощущений отталкиваешься чтоли,может это не люди «вдруг»стали верующими,а ты «вдруг» заметил что люди изменились? И насчёт показухи ты ошибся,в традициях православия верить нужно открыто,и дело не в показухе,а в самой религиозной практике.Люди собираются вместе,люди не стесняются перекреститься.Сроду никогда небыло такого,чтобы веру прятали.Показуха является греховным состоянием,например когда человек тщеславится,гордится и выпячивает наружу какое то достижение,показывая себя,мол вот я молодец какой,хвалите,завидуйте и тд.Верующие же люди просто соблюдают то что предписано религиозными установками,стараются жить по ним.Чуешь разницу? Почему я не могу например где нибудь в заводской столовой перекреститься с молитвой? И вообще под слово «показуха» можно подсунуть что угодно,например еду на новой машине,это модно расценить как показуха,сказать мол вот купил и ездит,показушничает.И так далее.У тебя просто размытые понятия о терминах и значениях словюа так де пробел в знаниях как религии,так и в фильтровании информации.

      Ответить
    • Андрей Борода
      19/04/2014, 09:35

      Странный ты человек,видите ли с подозрением относится к людям якобы вдруг резко ставших верующими.Люди прошли через жернова 90-ых,настрадались многие,намыкались,а вера помогла устоять перед бурями судьбы,с чего ты решил что люди резко стали верующими?От личных ощущений отталкиваешься чтоли,может это не люди «вдруг» стали верующими,а ты «вдруг» заметил что люди изменились? И насчёт показухи ты ошибся,в традициях православия верить нужно открыто,и дело не в показухе,а в самой религиозной практике.Люди собираются вместе,люди не стесняются перекреститься.Сроду никогда небыло такого,чтобы веру прятали.Показуха является греховным состоянием,например когда человек тщеславится,гордится и выпячивает наружу какое то достижение,показывая себя,мол вот я молодец какой,хвалите,завидуйте и тд.Верующие же люди просто соблюдают то что предписано религиозными установками,стараются жить по ним.Чуешь разницу? Почему я не могу например где нибудь в заводской столовой перекреститься с молитвой? И вообще под слово «показуха» можно подсунуть что угодно,например еду на новой машине,это можно расценить как показуха,сказать мол вот купил и ездит,показушничает.И так далее.У тебя просто размытые понятия о терминах и значениях словю,а так же пробел в знаниях как религии,так и в фильтрации информации.И причинно-следственная логика отсутствует.

      Ответить
  • Вова
    22/01/2014, 22:06

    Салам Али как ты и обещал статья интересная и противоречивая но в в целом ты прав традицыи обычаи язык культура народа определяет его как единое целое как этнос делает его непохожим на других делает его интересным другим повышает его ценности. а такие вещи как гостеприимство почетание старших уважение доброжелательность и кавказ были вещи нераздилимые недаром даже фарооны брали кавказких юношей в личную охрану тк честь преданость и бестрашие были не просто слава.жаль что сейчас к власти рвутца преступники каторым люди без принцыпов как толпа ими легче управлять и приходят люди без Аллаха (Бога) в сердце и учат молодежь и простых людей религии что плохо а что хорошо путают людей вот результат терроризм взрывы итд им на всех наплевать кроме денег

    Ответить
  • Alesinia
    22/01/2014, 22:31

    Статья интересная. Кстати, традиции и обычаи Дагестана — это одна из причин по которой я не была на своей Родине много лет. Проживая в другой стране, имея православных крещеных детей и мужа,я не знаю как навестить родственников, как правильно себя вести, что одеть,но если я еще более менее близка к этому, то муж и дети могут ничего не понять или вообще в шоке останутся

    Ответить
  • Муслим
    22/01/2014, 23:50

    Али, давно читаю твои статьи, но коммент оставляю впервые. Хочу выразить тебе благодарность, в первую очередь.

    К большому сожалению, нравственность падает повсюду, с той лишь разницей, где интенсивнее, где чуть менее.

    Мне 35 лет от роду, из них 17 лет живу в Москве, живу по своимобычаям, традициям и вообще Адату в целом. И что интересно, на первый взгляд вроде, кто то может сказать, что это пережиток прошлого. Но нет, это воспитание, которое заложено на генном уровне и с молоком матери. Шариат и Адат идут в ногу со временем, причем Шариат с опережением, к сожалению преподносят его на государственном уровне как мракобесие. Ну не будем уводить тему в политику, дело это неблагодарное!

    Что нам остается делать кроме слов и как бороться с подобным «размыванием»!? Воспитывать своих детей в духе национальных традиций, чтобы в доме говорили только на родном языке и т.д. К счастью, не всё потеряно и не упущено, ведь всё в наших руках, мы строители своей жизни и жизни своей семьи!

    Ответить
  • Урусхан
    25/01/2014, 17:57

    Али очень злободневную тему затронул, задел нерв напряжения так сказать, накипело, хочеться много чего сказать, но обо всем по порядку! Во-первых, самое страшное что привнесли ваххабиты/салафиты/ихваны или как там их еще называют на Кавказ — это присловутый конфликт «отцов и детей», почему самое страшное, да потому-что это быстрый путь к резкой ассимиляции этноса, никогда на Кавказе это не было, не смотря на тягчайшие испытания, войны, депортации, влияние чуждых идеологий, Кавказская война, миграция в Османскую империю, ассимиляционные процессы, локальные восстания, революция 1917г., затем война, коммунизм, атеизм, раскулачивание, сталинизм, ВОВ, дальше опять насилие, депортация вайнахов и карачаево-балкарцев, опять ассимиляция, распад Союза, войны, но никогда такого как сейчас у нас не было, всегда этническое начало выручало, а теперь посмотрите что сейчас! =-O Сын натравил своих дружков на родного отца, секс-джихад, это все что угодно, только не Кавказ! Прерываются родственные связи, это самое страшное.

    Ответить
  • Урусхан
    25/01/2014, 18:08

    Теперь о хорошем, о свадьбах, люблю посмотреть дагестанские свадьбы, что очень радует, что все танцуют, очень красивые девушки, не соглашусь с тобой что количество гостей, машины это новодел, это показатель достатка, на Кавказе всегда это ценилось, раньше обязательным атрибутом был конь, оружие, кто бы отдал невесту за жениха без коня, теперь это машина, это тест для жениха, заработать себе на свадьбу, количество людей показывает степень уважения семьи, фамилии, тут все нормально, единственное не понимаю почему в Дагестане невеста либо на арабский манер, либо европейское платье, почему нет национальных платьев, в соседней Чечне в этом плане все нормально, про Осетию, Кабарду даже говорить не надо!

    Ответить
  • Марат
    26/01/2014, 16:36

    Очень интересная статья. Насчет традиций, так ведь происходит во всем мире и практически во всеми народами, старое забывается, а новое никуда не годится.

    Ответить
  • Александр
    04/02/2014, 17:22

    Привет Али!

    Надо признаться, что твой стиль написания статей — необычен и увлекателен.

    Я, когда читаю от тебя твои статьи (я твой постоянный подписчик) — невольно вижу тему твоей статьи твоими глазами и где-то там в голове — сразу начинают стучать барабаны лезгинки...

    Фактически ты Али у нас как связывающее звено между нашим миром и своим

    А проблемы были везде и всегда. Как говориться в народе:

    Все тячет — все меняется.

    Кстати, чуть не забыл — Али, ходит слух в Рунете, что ты и твои читатели — умеете зарабатывать деньги каким-то особым методом. :-D

    Если это правда, то не затруднит ли Вас (хотя бы немного) рассказать об этом ??? *CRAZY*

    idei-biznes.com/idei-bizn...zhie-sovety.html

    Ответить
    • aleks
      10/04/2014, 17:08

      ...интересное заключение:"Фактически ты Али у нас как связывающее звено между нашим миром и своим..."- это к какому же миру вы относите кавказцев?..Наш мир — планета Земля...и всем нам жить на ней вместе и долго!

      Ответить
  • Павел Симонов
    05/02/2014, 12:26

    Здравствуйте Али! Здравствуйте участники обсуждения темы. Я пожалуй соглашусь с мнением Урусхана,а от себя добавлю, что в принципе во всех темах блога можно найти одни и те же причины негативного влияния на указанные процессы это глобализация, урбанизация и т.п. и маховик их так раскручен, что влиять практически не возможно. Сейчас в не возможно себе представить жизнь без компьютеров, сотовых телефонов. и прочая прочая...Информационный век диктует свои условия,а вместе с ними в нашу жизнь вклиниваются политические процессы, к сожалению не всегда правильные,в угоду каких то сил и как правило Не для пользы людей, независимо от их национальности, пола и т.д. Смотрите, сейчас в паспорте нет графы о национальности, что изменилось? Стало лучше или хуже? Это маленький, я бы сказал микробный штришок глобализации. На мой взгляд человечество потихоньку приходит к обезличиванию самих себя. Вот Вы, Али, называете телевизор зомбоящиком, но компьютер не менее телевизора является таковым, может даже превосходит в тысячу раз. Но и тот и другой прочно засели в наш быт,в нашу жизнь. Попробуйте отключить в городе электричество на три четыре часа и Вы увидите такое светопредставление.мама не горюй. Так что все течет и все меняется. И традиции и обычаи не избегут этой участи. Жаль? Мне сильно, но может не все так плохо... Спасибо.

    Ответить
  • Павел
    05/02/2014, 12:51

    Здравствуйте Али! На Вашем блоге темы интересные, но мне кажется что ответы на вопросы в обсуждениях скрыты в процессах цивилизации человечества,а именно в глобализации, урбанизации и т.п. Я согласен с Урусханом во многом, и согласен с высказыванием Гераклита.обычаи и традиции также изменятся.

    Ответить
  • Александр
    07/02/2014, 19:38

    Привет Али и читатели этого уникальнейшего блога!

    Срочно нужна помощь!

    Максим Хигер, владелец Смартреспондера, хочет дать интервью на моем блоге.

    И поэтому у Вас возникла потрясающяя возможность написать те вопросы, на которые хотели бы получить ответы :-D

    Помощь окажите? *CRAZY*

    Ответить
  • Алима
    08/02/2014, 00:36

    Здравствуйте Али! Я кыргызка и у нас тоже есть проблема невестокрадства, но с этим борются, сейчас за это можно получить от 5 до 7 лет лишения свободы! Недавно был случай, как девушку похитили и она об этом написала в твиттер. А еще случай из опыта моей подруги : ее тетю в 17 лет похитил мальчик примерно ее возраста, она позвонила маме , мама ее забрала, но отцу не говорили( попросту боялись, мало ли что он сделает) так вот эта девушка живет сейчас в Италии со своим мужем итальянцем, родила дочку и у них все хорошо. Прошло около 8 лет, а отец до сих пор ничего не знает.

    Ответить
  • алимагомедова шахнабат
    20/02/2014, 12:44

    Спасибо, Али за статью.

    Ответить
  • Резеда
    14/03/2014, 16:09

    Практически со всем согласна. Вот только не знала, что по шариату танцы не приветствуются.

    Ответить
    • aleks
      10/04/2014, 17:06

      такого мнения — придерживаются только ваххабиты...

      Ответить
      • Асият
        22/08/2016, 11:40

        Хочу вас огорчить, но такого мнения придерживаются все верующие мусульмане. Увы, танцевать женщине в присутствии посторонних мужчин очень нежелательно

        Ответить