Родовые башни Ингушетии

Родовые башни – памятники зодчества, составляющие культурное наследие Ингушетии. Историки датируют их возведение X…XVII веками. Основное их количество сосредоточено в Джейрахском районе, несколько сооружений расположено в Сунженском районе.

Родовыми башни называются, потому что каждая из них принадлежала одному роду – тейпу. Владение собственной башней выводило семью в ранг элиты, было предметом гордости.

Обратите внимание — башни Ингушетии на фото, сделанных в горах этой республики, очень разные. Дело в том, что родовые башни Ингушетии различают по назначению.

Жилые – самые низкие, высотой 9…12м, имеют прямоугольный фундамент и состоят из 2-3 этажей. Центральный каменный столб служит опорой для деревянных балок межэтажных перекрытий и крыши с толстым слоем уплотненной глины. Узкие окна могли служить бойницами, а стены, покрытые не скрепленными раствором камнями, использовались при обороне – камни сбрасывали на головы захватчиков. На первом этаже держали домашний скот, выше жила сама семья.

Полубоевые (полужилые) башни сочетают в себе особенности жилых и боевых. Они выше, чем жилые – 12…16м и имеют квадратное основание площадью около 25м2. Из конструктивных особенностей можно отметить отсутствие опорного столба и наличие балконов.Башни Игушетии

Боевые башни – самые величественные. Высотой до 30м, они имеют более узкое основание, а войти в них можно только на втором этаже, что исключает применение врагом такого осадного орудия, как таран. Столь высокое строение в сейсмоопасной зоне должно было строиться с большим запасом прочности. Для этого между 2 и 3, а также между 4 и 5 этажами возводился каменный свод, служащий опорой перекрытиям и стенам. Подняться на следующий этаж можно через лаз по приставной лестнице. Широкие окна прикрывают щиты из камней (машикули).

На первом этаже хранились съестные припасы и держали пленников, остальные этажи хозяева использовали в хозяйственных целях и для обороны, а наверху содержался арсенал – луки, стрелы, ружья и запас камней. Священным местом считается второй этаж с братским котлом на священной цепи. С этим местом связано много народных обычаев:

  • неприкосновенность кровного врага, если он коснулся цепи;
  • символическое прощание невесты с одной семьей прежде, чем войти в другую;
  • приношения духам предков и пр.

Строительство башен

В течение нескольких лет семья собирала материал – готовились блоки фундамента, тесались камни стен. Хорошим подарком, приравненным к быку (фундаментный блок) или барану (обработанный стеновой камень) считались строительные материалы. Мужчина, берущий в жены женщину рода, обязан был подарить семье большой блок для фундамента.

Родовые башни Ингушетии

Когда материалы были собраны, мастер начинал искать подходящее место для строительства. Для этого он лил на землю известковое молоко, и там, где земля «не принимала» раствор и возводилась башня. Перед закладкой первого камня земля орошалась кровью жертвенного барашка.

Строительство не могло продолжаться долее одного года, иначе башню разрушали. Всего, вместе с подготовкой, создание башни должно было занять 7 лет – сакральное для ингушей число.

Комплекс Вовнушки

Башни Ингушетии в селении Вовнушки – это высокогорный родовой замок семьи Оздоевых (тейпа Оздой), входящий в Джейрахо-Ассиновский заповедник. Вовнушки в настоящее время имеют 3 башни, словно бы растущие из скал. С этим комплексом связано много историй и преданий.

Это одни из самых известных башен Ингушетии. Поддержка культурного ингушского наследия в России выражается в постоянном внимании к этому памятнику зодчества. В разные годы Вовнушки участвовали в следующих мероприятиях:

  1. Финалист конкурса «Семь чудес России», 2008год.
  2. Почтовая марка «Республика Ингушетия» с изображением комплекса, 2009г.
  3. Памятная серебряная монета из серии «Памятники архитектуры», 2010г.
  4. Конкурс «Россия 10», 2013г.

Сейчас башни, простоявшие столетия, постепенно начинают разрушаться. Чтобы они сохранились и для наших потомков, нужны работы по укреплению и реставрации этих самобытных и уникальных творений. К счастью, интерес к ним растет – как у властей, так и у потомков строителей – местных жителей, а значит и средства на реставрацию постепенно находят.

Игорь Динин.