Как осетины смогли сохранить древнюю культуру своих предков

Осетины с давних пор – народ, который живет по разные стороны Кавказского хребта, что наложило заметный отпечаток на его прошлое и настоящее. Горы стали труднопреодолимой преградой, разделившей этнос на две части.

Очень долго сообщение между южными и северными районами осуществлялось исключительно по горным тропам. Только в 1984 году была, наконец, проведена магистраль, соединившая Южную и Северную Осетию, и до нынешних дней эта дорога остается единственной.

Осетины – это те же аланы, только позволившие себя переименовать

История осетинского народа

Предками осетин являются воинственные кочевники – ираноязычные племена аланов, о которых говорят письменные источники еще I века. Именно тогда эти многочисленные и могущественные скифо-сарматские племена осваивали Предкавказье и оказывали серьезное влияние на весь регион.

В VI веке количество аланов значительно уменьшилось – большая часть племен ушла, как и многие другие народы мира, приняв участие в Великом переселении тех лет, инициированном нашествием воинственных гуннов. Оставшиеся образовали собственное государство, слившись с местными племенами.

Под именем «ясы» аланы упоминаются в русской Никоновской летописи – князь Ярослав совершил в 1029 году на них удачный для русской дружины поход. Монголы, захватившие в XIII веке плодородное Предкавказье, вынудили алан отступить в горы, туда, где сейчас и находится современная Осетия. Здесь они вели типичную для кавказских горцев жизнь, перенимали кое-какие обычаи соседей, но и бережно сохраняли свои.

Аланы , осев в горах Каказа, перенимали обычаи местного населения, но в то же время сохраняли свои

Про этот этнос ничего не было слышно долгое время, пока в XVIII веке Северная, а в следующем столетии и Южная Осетия не стали частью российского государства. При присоединении южных территорий царская администрация отвергла притязания грузинских князей на крепостное владение осетинским населением. Выгода от присоединения была обоюдной. Малоземельный народ получил доступ на плодородную равнину, а Россия – контроль над важными перевалами Закавказья.

После вхождения в состав России история Осетии и история российского государства стали общими. В 20-х годах прошлого века состоялось событие с колоссальными в будущем последствиями: произошло официальное разделение на южную и северную зоны для более удобного администрирования. Северная территория стала отдельной республикой, южная стала частью Грузинской ССР.

На географической карте мы четко видим как была поделена территория одного осетинского народа

В Великой Отечественной войне обе Осетии понесли большие потери – практически всех мужчин призвали в армию, больше половины из них пали в боях. В списке осетин Героев Советского Союза десятки фамилий, и по числу представителей народа на одного героя именно потомки воинственных аланов находятся на первом месте!

Как аланы стали осетинами

Осетинами аланы стали не по собственному желанию – так их назвали соседи, грузины, под этим именем их узнали и в России. Грузинские слова «овси» и «ети», сложенные вместе, образовали «Осети». Стоит пояснить, что под овси грузины подразумевали асов, являющихся частью аланов.

Какую религию исповедуют

Православные и мусульманские общины сосуществуют здесь длительное время, принимая совместное участие в обрядах, основанных на древних верованиях предков. Более того, согласно опросу, проведенному в 2012 году службой «Среда», около 30% населения причислило себя к воспринимающим исключительно религию предков. Еще одна особенность – осетины мусульмане (около 12-15% по данным местных властей) проживают в основном в Северной зоне.

Доминирующую роль в формировании древних верований сыграли сарматы и скифы. После переселения в горные районы религиозные традиции дополнились элементами местных верований. Эта система включает верховного бога Хуыцау, в подчинении которого находятся божества – покровители природных стихий. Религиозная система толерантна, способна воспринимать новые духовные идеи, поэтому осетины христиане и мусульмане не стали для нее чужеродным явлением.

Православие пришло в местные горы из Византии уже в V веке через православную Абхазию, а в X веке христианство признали официальной религией страны. Ислам зародился в стране в золотоордынский период, когда часть аланов, служивших ханам, приняли ислам. Вторжение Тимура привело к утрате позиций христианства, но после присоединения к России они постепенно восстановились.

Культура, традиции и обычаи

Многие культурные традиции осетин уходят корнями в скифско-аланское прошлое. Долгая изоляция в горах, наступившая после нашествия орд монголов и Тимура, стала причиной сохранения культурных норм практически в первозданном виде, хотя соседние народы и оказали влияние на обряды, традиции и общую культуру. Именно поэтому ученые историки и филологи проявляют неподдельный интерес к языку этого народа и той части его культуры, которая связана с аланским периодом.

Осетинский язык уникален – это единственная сохранившаяся ветвь скифо-сарматского происхождения. Он имеет два диалекта, заметно отличающихся по лексике и фонетике: иронский и дигорский. Иронский диалект преобладает, но у дигорского также имеется литературная форма, на ней издаются газеты, книги, идут спектакли в театре.

Нартский эпос – часть мирового наследия

Нартский эпос – великий памятник скифской и аланской культур, сокровище осетинского народа. В нем изложены представления об окружающем мире, а в персонажах воплощены качества народа. В сказании содержатся реальные сюжеты и детали скифского и аланского быта, их врагов и друзей.

Героические сказания эпоса проповедуют отвагу мужчин, уважение к женщине и старшим, умеренность в еде, принятие важных решений на общем совете. Только во второй половине XIX столетия нартские сказания начали записывать, до этого их хранили в памяти и исполняли народные певцы под аккомпанемент кисын-фандыра и арфы.

Национальные костюмы

Наряды в национальном стиле нечасто используются для повседневного ношения, но редкая свадьба обходится без них. Увидев этот праздник осетин на видео, зрителей поражает ее самобытность и яркость, во многом благодаря национальной одежде. Наряжаясь, невеста одевается в следующем порядке:

  1.  Рубаха – первая деталь гардероба.
  2. На рубаху надевается корсет, завязанный спереди на маленькие узлы шнуром, тесьмой. Интересно, что после того, как жених развязывает все узелки, корсет возвращается швее с подарком.
  3. Поверх корсета надевается кафтанчик – женский укороченный вариант бешмета, стягивающий фигуру выше талии плеч. Подол, ворот, борта украшены золотой вышивкой, нарядными застежками, символизирующими плодородие и являющиеся оберегами. Кафтанчик может заменяться нагрудником, закрывающим грудь и богато украшенным.
  4. Распашное спереди платье с особыми висячими рукавами надевается на кафтан. Платье украшается растительным орнаментом-оберегом, символизирующим древо жизни.
  5. Поверх платья надевается камари – пояс с пряжкой.
  6. Завершают наряд шапочка с фатой, обязательно богато украшенные.

Свадебный костюм осетинской невесты очень красив и хранит традиции предков

Мужская одежда включает в себя штаны с узким пояском и рубаху. На рубаху надевается бешмет длиной примерно до колен с высоким воротником. Поверх бешмета надевают черкеску, у которой открыта грудь. Завершающей деталью является нарядный пояс. Хорошее представление о красоте костюмов можно получить, увидев осетин на фото прошлых веков.

В прошлые века все гости на свадьбу одевали национальные костюмы

Народные танцы и песни

Поют обычно только мужчины. Один или два солиста, чередуясь, ведут основную линию в сопровождении хора. Пение отличается особой красотой, проникновенностью, яркостью. В танцах, без которых праздники осетин трудно представить, приветствуется участие женщин.

Осетинский танец Симд – шедевр танцевального искусства

Восхищение любителей и знатоков хореографии вызывает симд – хороводный танец, считающийся шедевром танцевального искусства. Вариантов парного танца несколько – это и плавный хонга-кафт, с приседаниями, шутливый гогыз-кафт, другие. Самозабвенно осетины танцуют характерные мужские танцы, круговые парные. Зилга-кафт – танец мужчины и женщины, передвигающихся по кругу, наряду со симдом относится к древнейшим осетинским танцам.

Знаменитые осетины

В «Герое нашего времени» Лермонтов про осетин выразился словами одного из персонажей: «…глупый, жалкий народ». Хотя ничто не говорит о том, что он думал также, люди до сих пор за это на него обижаются. Хотя они уверены, что в наше время мнение Лермонтова изменилось бы кардинально. Этот народ подарил мировому сообществу немало выдающихся людей, и один из них Коста Хетагуров, литератор, основатель осетинской литературы, писавший и на русском.

Коста Хетагуров – выдающийся осетинский писатель

На весь мир известны дирижер Валерий Гергиев, прославленный борец Андиев Сослан. Во Владикавказе появился на свет и долго жил Евгений Вахтангов, знаменитый театральный деятель, именем которого назван московский театр. Владикавказ – родина Валерия Газзаева, известного футбольного тренера, одного из самых титулованных в России. Пятнадцать двоюродных братьев Шотаевых и их сестра участвовали в баталиях Великой Отечественной войны. Только четверо израненных Шотаевых вернулись домой.

Наполовину своим осетины считают Сталина, поскольку по некоторым источникам отец руководителя компартии был осетином. Перечень знаменитых представителей осетинского народа можно продолжать еще долго. Просто удивительно, сколько известных деятелей культуры, спортсменов, воинов, политиков дал этот небольшой народ — численность осетин всего 700 тысяч человек в мире, причем в родных местах проживает только около полумиллиона.

Это самобытный народ, хорошо помнящий свою историю. Его традиции и обычаи имеют глубокие корни, уходящие далеко в прошлые века. Культура чрезвычайно интересна и заслуживает не только внимания, но и развития. Его лучшие представители, это гордость всего Кавказа и всей России, пример для молодежи – труд и талант позволяют достичь любых высот!