ТОП-5 самых обсуждаемых и критикуемых обычаев Кавказа

9903 29
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading...Loading...

Здравствуйте, уважаемые читатели. Обычаи народов Кавказа в современном российском обществе покрыты толстым слоем легенд и стереотипов. Отношение к ним соответствующее – от трепетного почтения и признания до резкого осуждения.

Обычаи Кавказа многие критикуют, не понимая их сути

Можно ли вообще говорить и писать об обычаях с позиции «хорошо» или «плохо»?  Имеет ли право осуждать их человек, который ни разу не был на Кавказе? Как вообще относиться к традициям своего народа, нужно ли их соблюдать? Для чего вообще нужны обычаи?

Подобными вопросами сегодня задаются многие, но мало кто находит на них ответы. Кстати, далеко не все кавказцы интересуются и изучают культуру горного края. Скажу больше, основная масса выходцев из южных республик практически ничего не знают о своих корнях и традициях. Для справки: среди постоянных читателей моего блога порядка 60% русские люди.

В рамках одной статьи ответить на все указанные вопросы очень сложно. Потому, выскажу свое мнение по поводу того, почему обычаи не могут быть «хорошими» или «плохими». Для наглядности приведу пять наиболее обсуждаемых и критикуемых обычаев кавказских народов.

Обычаи Кавказа – дикость или благо?

Категорически не могу согласиться с такой постановкой вопроса. Во-первых, сколько людей – столько же и мнений (давно известное правило). Во-вторых, нельзя вот так просто наклеивать ярлыки к тому, что принято в обществе. Очень часто слышу что-то подобное: «Обычай кровной мести – это зло и архаизм».

На первый взгляд это действительно выглядит именно так. А теперь давайте разбираться в терминах и понятиях. Вы знаете, что значит слово «обычай»? Не будем ломать голову, обратимся к Википедии:

Обычай — унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов.

Здесь два ключевых слова – «наследие» и «стереотип»:

Наследие — явления культуры и быта, оставшиеся от прежних времен.

Стереотип — устоявшееся отношение к происходящим событиям, действиям, поступкам и т.д.

Теперь вы понимаете, что обычаи складываются и «утрамбовываются» в сознании людей веками. И, если уж они сохранились до наших дней, значит – на то были и есть очень веские основания. Имеем ли мы право осуждать ту или иную традицию любого народа либо общества? Да, если:

  1. Мы сами из этого общества, прожили в нем довольно долго;
  2. Хорошо разбираемся в событиях, происходящих в этом обществе;
  3. Отлично знаем историю.

А теперь вопрос: имею ли я право назвать дикими обычаи народов севера России или африканских племен? Думаю, продолжать не стоит. Вы уже сами все поняли. А теперь перейдем к тем самым обещанным пяти самым неоднозначным обычаям.

Кавказские обычаи – самые-самые…

  • Похищение невесты

Это, наверное, самый неоднозначный обычай на Кавказе, и распространен практически у всех народов. Если интересно мое мнение, то я против любого вида похищения, неважно под каким предлогом это делается. Хотя, в статье о похищении невесты я рассказывал, что примерно пять лет назад сам об этом задумывался. Но, как говорится, Бог миловал!

Каждый молодой человек, который хочет прибегнуть к этому старинному обычаю (который, кстати, зародился не на Кавказе), должен помнить:

  1. Любое похищение сопровождается насильственными действиями (если, конечно, молодые заранее не договорились). И это может привести к тяжелым физическим и психологическим травмам у девушки.
  2. Нередки случаи, когда после похищение разгорается настоящая вражда между семьями, порой доходящая до кровопролития.
  3. Нужно быть готовым к тому, что родные могут отвернуться от вашей возлюбленной. И ей будет очень тяжело. Сумеете ли вы заполнить это вакуум одиночества?
  4. Не забываем и о том, что похищение человека в России относится к особо тяжкому преступлению, УК предусматривает лишение свободы до восьми лет (статья 126 УК РФ).

Тем не менее, есть случаи, когда похищение невесты оправданно. Первый случай связан с так называемым «техническим» похищением, когда все действие инсценируется с согласия обеих сторон с целью, чтоб не платить калым. Согласно обычаю, в случае похищения выкуп платить не нужно.

Согласитесь, очень полезное применение обычая в свою пользу. Вторая причинная обоснованности этого обычая связана с тем, что на Кавказе не принято выдавать замуж младшую дочь раньше старшей. Но, как быть, если у младшей уже есть жених, они готовы заключить брачный союз и родители не против этого? Все верно, снова инсценировка «похищения» приходит на помощь.

  • Обычай кровной мести

Око за око – зуб за зуб! Так можно все зубы себе стереть. Если же серьезно, то и здесь не все так однозначно. Да, этот обычай Кавказа противоречит не только светским законам государства и моральным устоям, но и всем религиозным канонам. Тем не менее, на протяжении веков обычай кровной мести позволял сохранять стабильность и мир в регионе.

Каждый горец знал, что за свое деяние придется отвечать и платить точно такую же цену. Кровная месть очень часто воспринималась не отмщением за убийство, а как восстановление чести и справедливости. И такое положение дел устраивало многих.

Из сводок МВД Дагестана: в 2000-е годы порядка 15% всех убийств в республике совершались на почве кровной мести. Цифры просто ужасающие, но во многих докладах правоохранители указывали, что именно этот обычай выступал своеобразным «тормозом» для разгула преступности в горах.

Хочу задать вопрос – вы выступаете «за» или «против» этого обычая (ответ прошу написать в комментариях, обязательно отвечу)?

  • Всеобщее кумовство

Вот где Кавказ и может дать фору всему миру,  так это в вопросах кумовства. Причем, встречается такое положение дел практически везде. Если взять руководителя любой государственной организации, то практически весь его «тухум» (род) прописан в ней. Причем, очень часто люди назначаются на должности без соблюдения даже самых простых формальных процедур.

Самый простой пример (чего уж тут скрывать, я уже писал об этом на страницах блога): моя мама работал в Дербенте поваром в школе-интернате. Примерно 2 года назад назначается новый директор (прежний ушел на повышение), и он сразу же начинает с так называемой чистки рядов.

В принципе, ничего плохого в этом нет. Каждый руководитель стремится собрать свою лояльную команду. Новый директор уже на третий день своей бурной деятельности увольняет мою маму с работы без объяснения причин. Причем, оставляет работать других поваров, возраст которых уже давно перешагнул за 65.

Понятно, что налицо полное нарушение трудового законодательства. Я иду в отдел кадров, беру трудовую книгу матери и не вижу ни одного взыскания за 15 лет (!) работы. Спрашиваю у директора, на каком основании была уволена мать. Ничего вразумительного этот «кандидат наук» не смог пояснить. Единственное, что он промычал: «Ну мне нужно назначить своего человека в столовой».

Гениальный ответ, так мог сказать очень наглый и бессовестный человек. Самое обидное – подобное наблюдается во всех структурах, на всех рангах. Потому, умная и перспективная кавказская молодежь пытается как можно быстрее свалить из Дагестана. Не важно, сколько у вас пядей во лбу, главное – есть дядька за спиной.

Да что там говорить! Каждая должность, каждая работа – все имеет свою цену в прейскуранте. Вот Президенту нашему смешно:

А знает ли он, что брат моей супруги, кроме того, что заплатил деньги, чтоб служить в армии (что само по себе полный абсурд), так его еще заставили оплатить билет к месту прохождения службы. Не смешно все это! Мне лично грустно…

Кумовство приводит к тому, что мы получаем «недоврачей», «недопедагогов», «недоинженеров», «недоруковидителей». Что больше всего огорчает? От деятельности всех эти «недо…» зависит жизнь, здоровье и будущее простых граждан.

  • Две свадьбы вместо одной

Каждый кавказский народ имеет свои прекрасные свадебные традиции. Наверное, нигде в мире нет похожего уголка с таким разнообразием обычаев. Только в последние годы все извратили. Уже не берем в счет, что дагестанские свадьбы обходятся в «копеечку», причем довольно ощутимую.

Меня смущает другое обстоятельство: для чего играть две свадьбы? Когда я женился, тоже играли две свадьбы (хотя, я выступал против этого): невеста отдельно играет со своими родственниками, после этого я играл уже со своими родственниками. Нельзя объединиться и сыграть одну, так расходов будет в два раза меньше, да и нервы себе сохранишь.

Не все кавказские народы играют две свадьбы, но большая часть все же следует этому обычаю. Вообще, традиция такая зародилась несколько веков назад и тогда она была оправданна. Ведь, нельзя было мужчинам и женщинам вместе находиться на мероприятии. Вот и играли две свадьбы – одну ли женщин, вторую – для мужчин.

А сегодня что мы видим? На обеих свадьбах до 90% людей одни и те же. Вопрос – к чему все это? И многие люди понимают это, только сделать ничего не могут. Все дело в сильном лобби, которое поддерживает такой обычай. Ведь, свадебная индустрия на Северном Кавказе – это огромные доходы для музыкантов, певцов, студий, салонов красоты, залов торжеств, алкогольных магнатов, производителей пищевых товаров и т.д.

  • Кавказские понты

Соглашусь, к обычаям понты не отнесешь, но по своей распространенности и популярности ничем не уступают им. Посаженные приоры, красные макасины, бомбиты в хиджабах с разукрашенными лицами… продолжать можно долго.

Складывается стойкое ощущение, будто традиции Кавказа в последние годы кто-то осознанно подменяет какими-то смешными безделушками. Больше здесь ничего говорить не буду, предлагаю вам почитать статью о кавказских понтах. И в который раз выкладываю ролик Руслана Пирова (больно он правду говорит):

На этом все. В ближайшее время напишу статью о 5 самых полезных и нужных кавказских обычаях. Обязательно подпишитесь на обновления блога, чтоб получать все новые статьи на свой электронный адрес (как подписаться).

Буду рад вашим комментариям. Уверен, что вам есть чем меня дополнить. Обычаи Кавказа уникальны и о них можно говорить бесконечно.

С уважением, Али Аскеров!

Комментариев: 29
  • Вова
    04/06/2014, 00:05

    Салам Алейкум Али отличная статья что хочу сразу сказать что ни кто не вправе осуждать критиковать то что он сам не понимает и не является частью того что осуждает , обычаи традицыи и культура любого народа складывается веками в зависимости от их образа жизни и деятельности , а если кто то что то не понимает и боится вот и кричат что все плохо я знаю что куда бы ты не приехал и встретил кавказца (любого грузина армянина дагестанца и тд) тебя всегда примут как брата , по поводу кровной мести то это один даже можно сказать единственный стимул который сдерживал или даже удерживал людей от массовых кровопролитий фактор сдерживания и способ отстоять честь спасибо

    Ответить
    • Али Аскеров
      12/06/2014, 14:04

      Вова, можно было мне статью не писать)))))))

      Все написанное мною ты рассказал в 3 строчках. Вот она краткость — сестра таланта)))) :-D :-D

      Ответить
      • Карачай
        16/07/2014, 23:42

        Салам алейкум Али. Я считаю ты большой молодец и делаешь хорошое дело объясняя русским людям о нас кавказцах. Насчет обычаев некоторые мне самому не по нраву но я считаю каждый народ должен чтить и соблюдать свои обычаи именно они делают народ народом когда естественно эти обычаи не идут на перекор другим народам. Например мне кажется будет очень глупо красть русскую девушку

        Ответить
  • Просто Саня
    04/06/2014, 19:58

    Вообще, ветхозаветный библейский принцип «око за око, зуб за зуб» вовсе не означает, что если вам выбили один зуб, вы немедленно должны восстановить справедливость и выбить человеку в ответ его зуб, либо око за око.

    Совсем не так. Это предписание давалось с учётом жестокосердия(!) человеческого, чтобы за один выбитый зуб человек в порыве мести не выбил обидчику все 32. Строго зуб за зуб, а больше не имеешь права.

    Интересно узнать вот что: кавказская кровная месть строго подразумевает зуб за зуб, или же за один зуб все 32+перелом шеи и месть до третьего колена?

    Бывают ли случаи на Кавказе перехода кровной мести в произвол, и, если да, часто ли?

    П.С. Понты, конечно, никак не могут быть традицией :-D

    Ответить
    • Али Аскеров
      12/06/2014, 14:08

      Саня, интересная трактовка библейского принципа «око за око, зуб за зуб». Признаюсь, никогда об этом не задумывался.

      По поводу вопроса: скажу даже больше, в старину в горах считалось, что если твоего родственника убили, к примеру, воткнув нож в сердце, то и ты должен только так убить родственника врага. Тогда считалось, что кровная месть возымела.

      Случаи на Кавказе всякие бывали. Не написал в статье, что очень часто женщины выступали своеобразным «финишом» кровной мести. Для этого нужно было, чтоб женщина сняла с себя платок и бросила к ногам враждующих.

      Ответить
  • Даниил Привольнов
    07/06/2014, 04:53

    Али, приветствую. Очень интересную тему вы подняли. Честно говоря, трудно представить, что где на территории России действует принцип «око за око, зуб за зуб», о котором нам рассказывали в университете на предмете история первобытного общества...

    Ответить
    • Али Аскеров
      12/06/2014, 14:11

      Даниил, здравствуйте.

      На самом деле, еще в СССР в Уголовном Кодексе была целая глава «Преступления, составляющие пережитки местных обычаев».

      Потому, в университеты могли бы отмотать время на несколько веков вперед и взглянуть на историю нашей страны трезвыми глазами и открытым сердцем :-D

      Ответить
  • seoonly.ru
    26/06/2014, 01:04

    Стрелять на свадьбах хорошо? *CRAZY*

    Ответить
    • Али Аскеров
      26/06/2014, 13:41

      Опять-таки... если в городе, где основная масса жителей — русские, то не есть хорошо.

      К примеру, в горах практически всегда на свадьбах стреляют. Хотя, я и сам не понимаю, для чего это нужно.

      Ответить
  • Insan
    27/07/2014, 00:39

    А что тут понимать. Выстрелы это своего рода праздничные залпы, и громкое звуковое сопровождение. Ничего более. Как в новом

    году . Но врядли русский человек будет изливать брань и жаловаться в милицию из-за новогодних фейерверков, правда ведь? А ведь арсенал оружия из которого стреляют на новый год тоже довольно серьезен. Особенно в крупных городах.

    Будут ли русские рвать задницу если стрелять будут на русских свадьбах? Нет конечно.

    Это всего лишь часть антикавказской пропаганды, поэтому реагировать будут только на кавказскую свадьбу.

    Ответить
  • Надежда
    02/08/2014, 15:03

    Кровная вражда, это конечно плохо, а вот кавказское гостеприимство, это здорово. И две свадьбы классно, только наверное дорого.

    Ответить
  • Юрий Ваценко
    14/08/2014, 20:50

    Самый интересный обычай, жаль, что не правдивый, это воровать невесту. =)

    Ответить
    • Insan
      26/08/2014, 07:20

      а с чего вы взяли что он не правдивый?

      Ответить
  • Юрий
    19/08/2014, 21:19

    Очень интересные обычаи, да и вообще Кавказ непредсказуемая страна, спасибо за интересный обзор!

    Ответить
  • Юрий Ваценко
    25/08/2014, 17:08

    Интересно, какие там еще есть красивые обычаи.

    Ответить
  • GOLDSKIF
    30/08/2014, 23:42

    А все думал! Думал то, что похищение невест это все не правда, а оказалось во как... :(

    Ответить
  • TatyanaDmitrieva
    04/09/2014, 20:40

    Не смогла бы жить среди таких обычаев!

    Ответить
    • Insan
      04/09/2014, 23:08

      вас никто и не заставляет.

      Ответить
      • АНЯ
        12/11/2014, 00:34

        Согласна с Вами. Никто не заставляет. А у нас не пострелять на свадьбе, а обязательно напиться и подраться (а то не интересно, деньги на ветер). А обычаев много (и о них интересно и полезно узнавать), а обсуждается только то, что самое расхожее. Знать бы кто дает правдивые комментарии, а кто отрабатывает раскрутку блога.

        Ответить
  • Балаш Владимир
    13/09/2014, 01:27

    Обычаи это хорошо. Главное не перегибать палку.

    Ответить
  • Larissa
    02/10/2014, 22:17

    Как многого оказывается я еще не знаю в этой жизни, особенно про обычаи других народов. Некоторыми потрясена))

    Ответить
  • Маргарита Аслан Таш
    17/10/2014, 06:46

    Недавно заинтересовало. У нашего народа(мы турки,ахыска) принято женщине после рождения малыша вместе с ним 40 дней находиться в доме своей матери. Муж приезжает в гости,и то предпочтительно тайком))) У каждой традиции смыслов несколько(настаиваю). Интересно :1.есть ли подобное у других кавказцев? 2. Как вы считаете,какие смыслы несёт вот этот обычай?

    Ответить
    • РУСТАМ
      24/11/2014, 02:15

      ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА ДЕВУШКА НАХОДИТСЯ У РОДИТЕЛЕЙ, ЧТОБЫ МАТЬ НАУЧИЛА ДОЧЬ УХАЖИВАТЬ ЗА РЕБЁНКОМ

      Ответить
    • Виктория
      06/12/2014, 20:24

      Первый раз слышу о таком обычае, но в нем очень большое зерно здравого смысла. Если бы после рождения ребенка я 40 дней жила с мамой, а не с мужем, то, возможно, не испортились бы наши с ним отношения.

      Ведь после рождения малыша жизнь меняется кардинально, а первое время для матери ребенка самое тяжелое. Муж, к сожалению (по незнанию), не сможет оказать супруге ту помощь и поддержку, которая ей требуется. А еще вспомним о пресловутой послеродовой депрессии. Мало какой мужчина все это вынесет...

      Ответить
  • Insan
    18/10/2014, 13:47

    Здравствуйте. Я Балкарец. У нас тоже после рождения ребенка девушка находиться у родителей около месяца или больше. Но отец ребенка навещает их когда угодно, и никаких тайком. Насчет значения этого обычая, понятия не имею . Думаю нет тут никакого значения.

    Ответить
  • Саида
    17/05/2015, 13:56

    Здравствуйте , я хотела бы сказать о традиции двух свадеб. Не знаю как в Дагестане, но в Азербайджане мы делаем одну свадьбу для родственников невесты (где и жених и невеста присутствуют). После этой свадьбы она едет к себе домой. А другую через несколько дней или неделю для родственников жениха и эта та свадьба после которой невеста становится женой мужа и после свадьбы уже едет домой к мужу. Для чего это нужно? Потомучто если у обеих сторон много приглашенных например часто это человек 400-500, то если свадьбу сделать вместе получается слишком много людей и выше вероятность бардака. Например все хотят танцевать и чем больше людей тем сложнее , чтоб не было никаких разборок. Или даже места в ресторане легче найти для 400 чем для 1000. Еще один аспект если жених и невеста из разных городов, это удобно чтоб родственники все не ехали в другой город на свадьбу. Ну и некоторые видят это как репетицию для жениха и невесты к основной свадьбе жениха.

    много чего можно найти хорошего в этом кажется .

    Ответить
  • Тain
    28/03/2016, 06:41

    Какие-то фантастические вещи говорят про свадьбы-500 человек! Спрашивать зачем и почему здесь бесполезно. Традиции. С практической стороны жаль денег.Сколько пользы можно было извлечь из такой же суммы,а так впустую улетели.

    Ответить
  • С Кавказа
    30/03/2016, 20:52

    500 человек-нет ничего фантастического, бывало и больше

    Ответить
  • Гульфия
    09/07/2016, 10:35

    Цифра в 500 гостей на свадьбе кажется фантастичной для тех, кто порой не знаком даже с двоюродными, а если дружба родных простирается до четвертого-пятого колена — вполне реальное число, главное, чтобы эту родню знали не только родители молодых, но и сами жених с невестой. Свадьба — прекрасный повод усиления родственных связей, которые очень приветствуются в Исламе

    Ответить