Кавказская война — вечная обуза России или выдуманный миф?

786 48
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading...Loading...

Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Танцы народов Кавказа». В последние годы в российском обществе все чаще слышны призывы о том, что нужно отделить Кавказ от России либо же протесты против того, что якобы кавказские регионы получают незаслуженно большие дотации. На самом деле, ни первое, ни второе не имеет никакого отношения к действительности. В последующих статьях я буду это доказывать. Но, интересно другое – откуда возникают все эти мнения?

Никогда кавказская война не была головной болью России

Понятно, что в большинстве своем все это навязывается, дабы поднять волну негодования и протеста в обществе, тем самым, расшатать и без того хрупкую социальную обстановку в стране. Конечно же, сами кавказцы время от времени дают повод для таких суждений, но есть другая подоплека, которая и развязывает языки горлопанам. Несомненно, что все эти вопли не имели бы место, если бы население страны было хоть немного грамотным в исторических аспектах.

Да, люди многого не знают и, самое страшное, не хотят знать. Они впитывают в себя как губка весь тот негатив, который выливает на них телевизор! Вот так и развиваются мифы и стереотипы. И один их самых опасных стереотипов – люди всерьез верят, что Северный Кавказ и Россия на протяжении последних 300 лет находятся в состоянии перманентной войны. Более того, все чаще «недалекие» граждане России воспринимают кавказцев противниками. Кто-то в сердцах уже заявляет, что началась очередная кавказская война.

Действительно, генетически кавказские народы унаследовали любовь к свободе! Но, говорить о том, что они на протяжении веков ведут кровопролитную войну за независимость – как минимум глупо. Давайте разберемся, на самом ли деле вспыхнула освободительная война на Кавказе и правда ли то, что Россия уже 300 лет воюет с Северным Кавказом?

Вечная «кавказская война» против России – это выдуманный миф или горькая действительность?

Сразу же хочу сказать, что в этой статье я не буду конкретно останавливаться именно на Кавказской войне. Считаю, что будет намного полезнее, если попытаться развенчать обозначенный миф. Если же вы хотите подробнее узнать о Кавказской войне и роли кавказцев в войнах России, то предлагаю вам посмотреть просто шикарный документальный проект канала НТВ:

Итак, а теперь вернемся к теме статьи. Я считаю, миф о том, что Россия и Северный Кавказ на протяжении многих веков находятся в состоянии войны – это хорошо продуманная политическая подоплека, не имеющая под собой никакой основы. Если обратиться к истории, то можно увидеть, что первые столкновения русских войск с горцами произошли в начале 18 века, когда Петр Первый отправил на Кавказ экспедицию, состоящую из передовых частей императорской армии. Горцы, привыкшие давать отпор захватчикам, не понимая, с какой военной машиной имеют дело, начали оказывать активное сопротивление.

Кто-то может подумать, что до этого времени Россия не появлялась на территории Кавказа. На самом деле, связи были установлены давно. Ведь русский купцы с удовольствием спускались по Волге к Каспию, закупались в Дагестане местными щелками и красителями. Но, еще ни разу до этого Россия открыто не выступала против Кавказа.

Столкновения горцев с царскими войсками продолжались с небольшими перерывами на протяжении 60 лет. Именно этот период вошел в историю под названием «Кавказская война» или «Кавказская кампания», которая связана с именем Шамиля – Имама Чечни и Дагестана. Да, нужно отметить, что в то время не были в полной мере задействованы дипломатические рычаги, которые могли бы, скорее всего, и без войн присоединить кавказские территории к России.

Меня очень сильно возмущает то, какие в последние годы вопли поднялись в кавказском обществе против генерала Ермолова. Кто-то считает его самым ужасным врагом всех народов Кавказа. На самом деле, ничего плохого Ермолов не сделал и, тем более, не написал. Если не верите, то прочитайте его записки о кавказской войне. Он просто патриот и отличный военачальник, который свято служил своему императору. Я считаю, что глупо сейчас переиначивать его слова, которые были написаны почти 200 лет назад. Кстати, посмотрите очень интересный, но неоднозначный фильм «По следам генерала Ермолова»:

В принципе, вот и все войны между Россией и Кавказе. Стоит отметить, что уже к середине 18 века свыше 80 % территории Кавказа добровольно вошли в состав Российской Империи. В 1721 году, благодаря Каспийскому походу Петра I, к России добровольно присоединилась республика Дагестан.

На самом деле, можно привести тысячи примеров, когда кавказцы верой и правдой служили России. Народы Кавказа в полной мере разделили общую судьбу России. В царской армии было немало кавказцев, некоторые из них дослужились даже до звания генерала. Знаменитая Дикая Дивизия, которая полностью состояла из горцев, не раз громила подразделения германо-австрийской армии в Первую Мировую войну.

Военнослужащие из кавказских республик плечом к плечу с другими народами России воевали на фронтах Великой Отечественной войны. Только Героев Советского Союза — выходцев из Дагестана было свыше 60 человек. Согласно архивам в годы войны более 50 чеченцев и ингушей были представлены к званию «Герой Советского Союза»,  но звезду получили только пять человек. Кроме того, многие народы Кавказа были признаны самыми героическими нациями:

Вообще, проблемы во взаимоотношениях России с Кавказом чаще всего возникали из-за того, что политики не всегда использовали вариантность в поиске путей их решения. Часто вместо того, чтоб дипломатическим путем уладить проблемы, применялся силовой метод. Но, сегодня некоторые «умельцы» очень грамотно используют «проблему Кавказа» для того, чтоб отвлекать людей от реальных проблем либо же натравлять народы друг с другом.

Уверен, что некоторые из вас возмущаются, считая, что две Чеченские кампании – это настоящие войны против России. Согласен, но это совсем другая история и кавказцы (как бы это некоторым личностям не нравилось) сами оказались пострадавшими. Скажите, на какой регион за последние 20 лет упала хоть одна бомба? А на Чечню упали тысячи и тысячи бомб! Давайте на эту тему я напишу отдельную статью. Станьте постоянным читателем блога, чтоб получать все новые статьи на свою электронную почту (как стать читаталем?).

Завершая разговор о мифе «война на Кавказе – обуза России», хочу подчеркнуть, что нет никакой специфической истории их взаимоотношений или противостояния. Нужно понять, что между Россией и Кавказом не было этнических или религиозных войн, а был типичный исторический процесс, который прошли многие государства, ставшие впоследствии империями. И радует, что первые лица государства в последние годы все чаще начинают понимать это:

Друзья, будет очень инетерсно, если вы в комментариях оставите свое мнение по поводу этой статьи.

С уважением, Али Аскеров!

Комментариев: 48
  • Елена
    22/04/2011, 22:28

    Интересно и познавательно! И статья, и сам блог.

    Спасибо автору. Желаю неисчерпаемого вдохновения.

    Ответить
  • Иван
    22/04/2011, 22:55

    Абсолютно согласен с автором. Кто-то из наших политиков (по моему Зюганов, а может Жириновский) сказал: «Мы , мирные люди. За 300 лет нашей истории, мы воевали всего 150 лет». Так, что 300 лет это слишком. Тем более, что воевали и с немцами и с французами. Да с кем только не воевали.

    Ответить
  • Александр
    22/04/2011, 23:07

    Ну да, познавательно. Хотя мифа такого я до сих пор не слышал. И вот видео с Путиным здесь не кстати совсем. По понятным причинам ;)

    Ответить
  • Елена
    22/04/2011, 23:10

    Али! Спасибо за эту статью и за Лермонтова! Его слова настолько точны и актуальны сейчас! И снова ,Али , вы- победитель!! Приглашаю вас получить заслуженную награду за ваш труд здесь http://balkanclub.ru/novosti/prodolzhaem-dobryie-traditsii-perehodyashhaya-nagrada-krasivyiy-blog

    Ответить
  • Владимир Сергунин
    22/04/2011, 23:11

    Али.Статья просто замечательная.Прочитал с удовольствием.Информации мало.А та что мы имеем преподносится в одностороннем порядке.Пишите.

    Ответить
  • Вера
    22/04/2011, 23:20

    Очень понравилась статья.Я за мирное сосуществование Кавказа и России.Молодец.

    Ответить
  • Али
    22/04/2011, 23:53

    Александр, я уважаю мнения своих читателей! Видео выставил, дабы показать, как действия некоторых политиков могут привести к конфликтам! А это перекликается с темой статьи, поэтому будьте внимательны!

    Всех благодарю за комментарии.

    Вера, за награду — очень приятно)))

    Ответить
    • Игорь
      01/07/2014, 20:52

      Здравствуйте, можете написать про «геноцид черкесов»? Что-то тёмная история.

      Ответить
      • Али Аскеров
        02/07/2014, 00:50

        Здравствуйте. Не хотелось бы мне в такие исторические аспекты сильно влезать.

        Ответить
  • Борис
    23/04/2011, 00:05

    Али, спасибо за такую хорошую статью.Вы, всегда, очень хорошо и доброжелательно пишите.

    Ответить
  • Елена
    23/04/2011, 00:27

    Али, Вы очень актуальную подняли тему нашей совместной истории. Правда, когда я училась в школе (более 30 лет назад) нам именно так все и рассказывали. Сейчас, к сожалению, в учебниках пишут только то, что выгодно тем кто у власти.

    Ответить
  • светлана
    23/04/2011, 00:31

    интересно

    Ответить
  • Валерий
    23/04/2011, 00:37

    Согласен с содержание статьи. Время все расставит по своим местам. Политикам нас не поссорить.

    Ответить
    • Кара-Мурза
      25/05/2011, 03:57

      Ну да. А вот, как я посмотрю, время от времени им это удается.

      Ответить
  • Игорь
    23/04/2011, 01:08

    Все мифы сочиняются для оправданий.

    Ответить
  • Геннадий
    23/04/2011, 01:41

    Здесь гораздо к Центру ближе,

    А там Кавказ, по карте ниже.

    Горные вершины,

    После нашей-то равнины…

    Ответить
  • Людмила
    23/04/2011, 01:42

    То, что в истории полно мифов — это ясно. То, что раньше все воевали, особенно соседние страны, тоже понятно. Это совсем не мешает дружить в современности.

    Но вот одна интересная фраза в Вашей статье «В 1721 году, благодаря Каспийскому походу Петра I, к России добровольно присоединился Дагестан.» Здесь не все гладко. Петр в Каспийский поход ходил с палатками и гитарой или все таки с войсками?

    Ответить
  • Ринат
    23/04/2011, 01:43

    Я снова у тебя в гостях Али. Молодец, хорошая статья.

    Ответить
  • Светлана
    23/04/2011, 02:32

    Очень миролюбивая статья, как и весь дагестанский народ. Кому-то выгодно распускать мифы и сталкивать народы.

    Ответить
  • Валерий
    23/04/2011, 02:55

    Али все правильно. Все войны были из-за «бабла». И сейчас кто-то хочет на этом заработать, так и появляются мифы и вносится вражда между народами.

    Ответить
  • Наталья
    23/04/2011, 10:36

    Али, спасибо!Очень здорово осветили проблему

    Ответить
  • Эдуард
    23/04/2011, 11:03

    Похоже этот миф, кому то выгоден , но только не простым людям.

    Ответить
  • Галина
    23/04/2011, 11:45

    Интересная статья.У политиков свои игры.

    Ответить
  • Светлана
    23/04/2011, 12:57

    А сколько закавказцев погибло во время Великой Отчественной! За Родину! В прошлом году Грузию щелкнули по носу — грузинских ветеранов на празднование победы не пригласили, не так, видимо, сражались. Мой дед, прошел всю войну и погиб под Варшавой с возданием почестей. Мне за него очень обидно.

    Ответить
  • NinaPontil
    23/04/2011, 17:08

    Спасибо за интересную, очень познавательную статью

    Ответить
  • Бурул
    23/04/2011, 19:50

    В масштабах небольших населенных пунктов люди разных национальностей уживаются очень хорошо,когда же дело доходит до отношений между государствами...Я согласна со Светланой,наверно это кому-то выгодно.

    Ответить
  • Али
    23/04/2011, 23:59

    Отвечаю на вопрос Людмилы! В Дагестан свой Каспийский поход Петр Первый совершил с мирными целями)))

    Людмила, только сегодня выложил новую статью о еще одном забытом Герое — кавказце: tanci-kavkaza.ru/velikie- ...v-zabytyj-geroj/

    Всем спасибо за комментарии)))

    Ответить
  • Евгений Никитин
    24/04/2011, 17:24

    Блин, так хочется КРИЧАТЬ уже просто: ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО.

    Ответить
  • Станислав
    27/04/2011, 19:14

    Хорошая статья — актуальна !

    Ответить
  • Ira101160
    30/04/2011, 04:26

    Люблю я Кавказ — родину моих предков!

    Ответить
  • NataliNinel
    05/05/2011, 17:43

    Я — только за МИР! тем более —  между Россией и Кавказом. У меня предки по линии матери из Петербурга, а по линии отца — из Дагестана. Живу в Беларуси. В любом случае — воевать бы не стала ни на одной стороне.

    Ответить
  • супер марио
    21/07/2011, 02:45

    Думается, если долго стараться, даже самую сложную мысль можно так подробно раскрыть.

    Ответить
  • продвижение сайтов
    24/07/2011, 04:33

    :))))) хорошо пишешь

    Ответить
  • бесплатные объявления
    27/07/2011, 22:26

    Круто. Добавлю блог в избранное и друзьям посовету. Ждите новых читателей :)

    Ответить
  • Вася
    10/08/2011, 22:44

    Суперский пост! Блог уже в ридере )

    Ответить
  • Иван!
    18/08/2011, 14:58

    Данный пост реально помог мне принять очень важное для себя решение. За что автору отдельное спасибо. Жду от Вас новых постов!

    Ответить
  • shamil
    23/10/2011, 00:08

    Цели у автора благие без сомнения, но видимо не все было гладко раз получилось, что русско-кавказская война была самой длительной войной России за всю историю. После военных походов добровольное вхождение  - тоже нелогично. Самое интересное нет никаких документов об этом. А 1813 год как дата вхождения Дагестана в состав России(по истории) — это оказывается на деле, что Россия и Персия так решили (Гюлистанский мирный договор). Откуда черкесы, дагестанцы, чеченцы на ближнем востоке? и пр. пр. пр.  

    Ответить
    • Али
      23/10/2011, 01:38

      Шамиль, я не совсем понял того, что вы хотите сказать этим?

      Ответить
      • Джамал
        17/11/2011, 21:02

        Я тоже не понял Шамиля, но Дагестан в состав России вошел после каспийского похода Петра 1 в 1722г. 

        Ответить
        • Али
          17/11/2011, 21:07

          Джамал, не весь Дагестан в 1722 году вошел в состав России... Дербент полтора века...

          Ответить
          • Джамал
            17/11/2011, 21:17

            не спорю, южный Дагестан (табасаранцы тоже)  :mrgreen: позже вошли

            Ответить
  • Ирина
    23/07/2012, 23:39

    Прочитала с удовольствием. Вспомнился и Лермонтов и «Ночевала тучка золотая» Приставкина ... Али молодец, что не замалчиваешь такой тяжелый вопрос! Что интересно мнение людей!

    Конечно, в вопросе Россия-Кавказ рулят политики. А мы люди простые за МИР!. Лучше Гор могут быть только Горы!

    Ответить
  • ОЛЕГ
    20/03/2013, 23:32

    ВСЕМ ПРИВЕТИК!!! КАВКАЗЦЫ И РУССКИЕ — БРАТЬЯ НАВЕК!!!

    Ответить
  • Светлячок
    04/07/2013, 22:33

    Самые объективные исторические данные про то как жили кавказцы, на кого из соседей они нападали на юге или на севере ,не давая якобы обмениваться товарами с Персией, содержатся в английских источниках, т.к. англичане были путешествующей нацией и более объективно подходили к описанию быта и жизни кавказцев. Я не верю даже русским историкам. Просто России нужна была причина чтобы оттяпать себе прекрасный и политически-выгодный участок земли. Я не жалею что живу в России, т.к. турки мне не приятны. Но вы знаете если настроить туристический кластер и отделиться от Росси, будет трудно, но мы не пропадем. Земля у нас благодатная, прокормимся.

    Ответить
    • Олег
      19/07/2015, 15:50

      Только обязательно вернёте ещё все земли, которая вам советская власть даровала, например, Кизлярский район. А ещё у вас Азербайджан часть заберёт. А деньги просите у США. =)

      Ответить
  • Insan
    26/07/2014, 21:20

    Туристический кластер ровным счетом ничего не принесет. Я живу в КБР, у нас тут лыжники и альпинисты круглый год , и каждое лето толпы туристов из разных частей страны. Но толку от них мало, потому что деньги они тут практический не тратят, да и жадные очень. Даже там где очень дешево, они требуют еще дешевле . Иностранцы тоже от них мало отличаются

    Ответить
  • Мага
    18/10/2014, 23:58

    У меня вот какой вопрос возникает-что принесла Россия на Кавказ больше от начала и по сегодняшний день — добро или зло?

    Ответить
  • Black
    12/01/2016, 01:21

    «...ведь жили же наши народы в мире и доверии.» — это когда было-то? наверное в любом регионе россии кавказцев больше чем русских на северном кавказе. Интересно — почему русские, татары, кубанцы не едут на кавказ жить и заниматься бизнесом? назовите хоть одного успешного русского бизнесмена например в чечне. это просто невозможно. Кто хочет поехать -езжайте, попробуйте кавказского гостеприимства.горцы и мы — две разные цивилизации.

    если сейчас провести референдум в стране — согласны ли вы на отделение кавказа от россии?

    уверен что россияне на 95% согласятся (да еще и соберут по рублю, чтобы они ушли), а весь северный кавказ скажет категорически нет. кто же их тогда кормить будет.

    только наш президент на такой референдум никогда не согласится, потому что знает ответ. но у него свои геополитические планы, о которых нам , простым холопам знать не нужно.

    сколько денег дали чеченцам — жертвам двух последних войн.очень много. (может быть это даже и правильно).

    а теперь скажите — как помогли сотням тысячам русских, армян, казаков ... , сумевших вырваться из чечни за последние две чеченские войны. да ни одной копеечки не смог найти наш президент. разве это не позор власти? разве это не геноцид своего народа?

    много еще что можно сказать, но боюсь, что это все бесполезно..., не модно.

    прежде, чем писать проклятья в мой адрес, полчаса подумайте . а может он хоть наполовину прав.

    Ответить