Как насильственно «модернизируются» традиции Кавказа

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Tanci-Kavkaza.ru. Первую статью 2014 года решил посвятить очень волнующей теме – традициям, которые в последние годы нашими же усилиями сильно «мутировали». Кто-то называет происходящее – вполне естественным эволюционным процессом, приводя при этом слова философа Гераклита: «Все течет – все меняется».

Кто-то, наоборот, сокрушается, видя, как меркнут прежние идеалы и нравы. Каждая из сторон приводит свои доводы и аргументы. Лично для меня традиции Кавказа всегда выглядели некой глыбой, этаким исполином, благодаря которым сохранялась идентичность и особенность кавказского региона. Мне всегда казалось, что ценности (всеобъемлющее почитание старших, гостеприимство и т.д.) – незыблемы.

Время показало, что нет ничего незыблемого. В данной статье на пяти наиболее ярких традициях постараюсь показать тот мировоззренческий конфликт, который сегодня возник в кавказском обществе. Не берусь давать качественную оценку происходящему, так сказать, исключительный субъективизм. Каждый имеет право на личное мнение, не так ли?

Последний раз подобие мировоззренческого конфликта я наблюдал во время отдыха в Израиле. Ортодоксальные евреи вступили в открытое противостояние со светским населением, требуя практически узаконить половую сегрегацию в общественном транспорте. Говоря простым языком, религиозные фанатики хотят разделить в автобусах мужские и женские места. Интересно то, что женщин предлагают посадить в конце автобуса. На Северном Кавказе происходит что-то подобное, только немного в завуалированном виде.

Традиции Кавказа – лакмусовая бумага общественного самочувствия

Кавказ всегда был силен традициями. О наших обычаях слагали легенды, пели песни, осуждали, запрещали, но всегда относились к ним с уважением. Каждый кавказец знает (по крайней мере, должен знать) истинную силу и значимость традиций в его жизни, жизни его семьи и аула. Но, каждый ли из нас так строго соблюдает и чтит их, особенно в последние годы? Задумываемся ли мы о том, к чему может привести наплевательское отношение к своим корням?

Проявление заботы и уважение старших – одна из самых добрых и полезных кавказских традиций. Кстати, благодаря этой традиции, на Кавказе дети очень редко оставляют своих пожилых родителей в дома престарелых. Меня с детства учили: когда в комнату заходит старший, нужно вставать; уступай дорогу и место старшему; молчи, когда старший говорит. С одной стороны такое воспитание приводит к тому, что в голове у ребенка появляется не совсем верная установка, что «старший всегда прав», и со временем это может развить определенные комплексы.

С практической же стороны, полезность данного метода воспитания неоспорима в интересах общества. Лично я не являюсь ярым сторонним такого воспитания, но считаю, что нельзя бросаться из крайности в крайность. Человек должен иметь свое мнение, старшие далеко не всегда правы, но уважать их нужно. Причем, не важно, на Кавказе ты находишься, либо за его пределами.

Что же происходит на самом деле? Кавказская молодежь (то есть, я, вы и другие) в своих городах, селах и аулах очень уважительно относится к старшему поколению, но стоит только выехать за пределы своего ореола, как тут же все забывается. Не могу понять, от чего это происходит. То ли это от ощущения свободы и вседозволенности, то ли – эффект толпы, то ли – своеобразный способ самовыражения. В любом случае, ситуации, когда кавказец, находясь за пределами Северного Кавказа, довольно хамски относится к старшему поколению, увы, нередки.

В моем понимании, если ты воспитан в определенных традициях, то будь добр их соблюдать везде. Дома мы такие культурные, уважительные, обходительные, а как только уезжаем куда-то, то тут же понеслось! Не зря Расул Гамзатов писал: «Горцы, покинув родные жилища, горскую честь захватите с собой». Кто-то скажет, что подобное поведение – это реакция на провокацию. Соглашусь, бывает и такое, но чаще всего происходит все именно так, как описано выше.

  • Резюмируя первую часть статьи, скажу: есть традиция «уважать старших», так будь добр соблюдать ее везде – и дома, и в гостях!

Далее рассмотрим свадебные традиции. Вот здесь, пожалуй, мы с вами настолько все изменили, что даже не понятно, чем кавказская свадьба отличается от русской. Только, наверное, лезгинкой (хотя, и на русских свадьбах ее танцуют) и количеством приглашенных. Как же приятно, когда невеста облачена в национальную одежду на свадьбе. В Осетии, Ингушетии и Чечне еще можно встретить такие свадьбы, а вот в Дагестане все давно забыто.

Невесты соревнуются, у кого красивее венчальное платье (хотя, само название «венчальное платье» должно наводить на определенные мысли), женихи – у кого больше и круче машины в кортеже, родители – у кого больше гостей и известнее музыканты. Дагестанские свадьбы уже превратились в какой-то показ моды всего и вся: одежды, цветов, песен, угощений. Признаюсь, на моей свадьбе было все точно так же. Правда, попытался я все же внести некоторые элементы традиций, но даже это не все люди поняли.

  • У каждого народа на Кавказе есть свои прекрасные свадебные традиции. Только мы их настолько «отформатировали», что от них ничего не осталось. Не повод ли это задуматься?

Третьим обычаем в нашем сегодняшнем списке будет кровная месть. Наверное, самый противоречивый и осуждаемый обычай. Как бы там ни было, но именно кровная месть во все времена служила гарантом стабильности и сохранения спокойствия в горах. Каждый знал, что за оскорбление, нанесение вреда или убийство нужно будет ответить. Если ты не сделаешь это, то отвечать будут твои родные и близкие. Жестоко, но очень действенно.

Сегодня обычай кровной мести полностью себя исчерпал. И это не заслуга власти, которая что-то для этого сделала. Есть другая причина – постоянные теракты и смерти невинных людей. Кстати, о многих из них в центральных СМИ не сообщают. Вот, в конце декабре 2013 года произошло два взрыва в Дербенте (вы что-то о них слышали в новостях?):

На протяжении двух десятков лет на Северном Кавказе (да и в других регионах, но на юге России больше всего) продолжают гибнуть люди от взрывов домов, машин, самоподрывов. Кому будут мстить родственники убитых? Матерям и отцам тех, кто подрывает? Или, может быть, их женам и детям? Чаще всего, близкие родственники ни в чем не виноваты. Давайте тогда мстить полиции и властям за то, что не могут предотвратить все это. Но и этот вариант не подходит, так как в полиции тоже работают люди с семьями. Таким образом, данный обычай полностью изжил себя. Хорошо это или плохо – пусть каждый решает для себя!

Перейдем еще к одной традиции, которую мы с вами «успешно» модернизировали. Речь пойдет о похищении невесты. По этому поводу я написал целую статью, здесь же отмечу некоторые аспекты, о которых не сказано в статье. Раньше похищение невесты считался настолько ответственным шагом, что люди шли него, как на смерть. Был неписаный кодекс похищения. К примеру, если девушку похитили, и она осталась на ночь у своего похитителя (не важно, была ли между ними близость), то домой она не имела права возвращаться.

Таких нюансов сотни, но никто о них сегодня не задумывается, идя на подобный шаг. Мало того, что само действие больше напоминает акт физического насилия над девушкой. Очень часто девушка спокойно возвращается домой и выходит замуж за другого молодого человека.

  • Есть тенденция последних лет – семьи, в которых жена была похищена, в течение 1-3 лет распадаются. Спрашивается, для чего устраивался весь это цирк?

И последнее, что мы с вами рассмотрим – это ослабление связей между старшим и молодым поколением в кавказском обществе. Конечно же, преемственность поколений все еще сохраняется и передается, но… знаете ли вы, что сегодня наименее верующая часть населения на Кавказе – это люди в возрасте 40-50 лет? А наибольшее количество верующих – среди молодежи.

Та самая «проблема отцов и детей» налицо. Наши родители росли и воспитывались в советское время, когда религия была притеснена, а на первый план вышли народные обычаи и традиции Кавказа. А сегодня молодежь мало знакома с ними, но зато религия занимает важное место в жизни подрастающего поколения. Таким образом, тот самый мировоззренческий конфликт все чаще проявляется в разных уголках горного края.

Самый наглядный пример – исторически на кавказских свадьбах было принято пить вино из рога, об этом написано немало стихов и песен. Но, в последние годы все чаще свадьбы играют по мусульманским канонам, где об алкоголе не может быть и речи. Тот самый случай, когда коса находит на камень, то есть адаты не пересекаются с религиозным взглядом. Пример той же лезгинки: какая кавказская свадьба без танцев, скажете вы?! А я скажу, что в последнее время все чаще встречаются такие свадьбы. Причина: по шариату танцы – это не есть хорошо!

Пора уже заканчивать статью, но хочется сделать это на приятной ноте. Конечно же, на Кавказе роль обычаев еще очень сильна, что меня радует. Знаменитое кавказское гостеприимство продолжает удивлять всех людей, которые впервые сталкиваются с ним. Люди все так же приветливы (особенно в горах), добры. Уверен, что традиции Кавказа будут еще очень долго жить и здравствовать, радуя нас и всех гостей!

Уважаемые читатели, прошу в комментариях к данной статье написать свое мнение о ней, буду рад конструктивной критике, может кто-то меня дополнит. И не забудьте подписаться на обновления блога, чтоб получать все новые статьи на свой электронный адрес.